Интервью
архив новостей
ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ: КАК ХОРОНИЛИ СТАЛИНА
9 марта 1953 года в Москве прошла самая масштабная за всю историю Советского Союза траурная церемония
Ровно в полдень 9 марта 1953 года над Москвой прогремел артиллерийский салют, вслед за которым зазвучали гудки и сирены столичных заводов и фабрик. Страна прощалась с Иосифом Сталиным – человеком, который руководил Советским Союзом дольше всех остальных его лидеров. Похороны вождя народов стали самой массовой траурной церемонией в советской истории и одновременно символом завершения целой эпохи в жизни страны.
Как написать сценарий похорон
О том, что секретарь Президиума ЦК
Похоронную комиссию возглавил член Президиума ЦК
Согласно первому и единственному протоколу заседания комиссии по организации похорон, 5 марта были определены все основные моменты траурного мероприятия и сопутствующих ему событий. Тело Иосифа Сталина отправили на вскрытие и бальзамирование в лабораторию при Мавзолее Ленина (мозг вождя народов оттуда передали в Институт мозга, как это делалось со всеми крупными советскими государственными и научными деятелями), после чего с 16 часов 6 марта выставили для прощания в Колонном зале Дома Союзов. Умершего генералиссимуса, и это тоже было отдельно определено комиссией, одели в привычный для него повседневный военный мундир, который пришлось спешно отгладить и подштопать, с обычным набором колодок его наград. Но и существенные изменения внесли: на китель пришили погоны генералиссимуса (Сталин при жизни их ни разу не надевал, обходясь маршальскими), золотые пуговицы вместо латунных и прикололи на левой стороне груди две Золотые Звезды — Героя Советского Союза, которую Сталин никогда не носил, и Героя Социалистического Труда, которую он, напротив, носил, не снимая.
Прощальная очередь
После того как был открыт доступ в затянутый траурным крепом Колонный зал, к телу Сталина потянулась почти бесконечная лента желающих проститься с человеком, который олицетворял собой не просто власть в стране, а фактически всю страну. Проще всего было москвичам: пусть и простояв несколько часов, но они могли войти в траурный зал и вблизи увидеть того, кого в других условиях вряд ли бы увидели на расстоянии вытянутой руки. А вот приезжавших из других городов строго фильтровали на вокзалах: в столицу для прощания со Сталиным допускались только официальные делегации и командировочные по соответствующим документам. Всех остальных, невзирая на просьбы и мольбы, отправляли обратно.
Но даже при таких ограничениях число людей, прошедших через Колонный зал Дома Союзов в течение двух с половиной дней — с четырех часов вечера 6 марта до полуночи 8 марта — достигло невероятной цифры в полмиллиона человек. И это по самым скромным подсчетам. По другим данным, их число колеблется от миллиона до двух! При этом на ночь двери зала закрывались, и желающие проститься со Сталиным оставались стоять на улице, чтобы не потерять свое место в бесконечной очереди. Неудивительно, что вечером 8 марта, когда стало известно, что вскоре Колонный зал закроется, на Трубной площади возникла давка, жертвами которой стали множество людей. Точные данные о жертвах до сих пор неизвестны, а оценочные колеблются в диапазоне от 100 до 2000 человек.
Венки для Сталина
Трагические события на Трубной площади не изменили, да и не могли изменить, графика подготовки похорон Сталина. Основные мероприятия, намеченные на 9 марта, – вынос гроба из Колонного зала Дома Союзов, переправка его на Красную площадь, траурный митинг и внос в Мавзолей – были рассчитаны буквально по минутам. Например, на то, чтобы гроб с телом Сталина перенести из зала на артиллерийский лафет, было отведено ровно восемь минут, на то, чтобы снять с него и установить перед Мавзолеем, давалось две минуты, и эти рамки были неукоснительно соблюдены.
Но прежде чем вступил в действие этот сценарий, нужно было вынести из зала тысячи венков, доставленных туда со всех уголков не только СССР, но и мира, причем в буквальном смысле. Около сотни траурных украшений от руководителей Советского Союза, иностранных компартий и лидеров других государств отобрали, чтобы нести вслед за гробом, а остальные перенесли на Красную площадь и расположили на трибунах по обе стороны от Мавзолея.
Пока сортировались и переносились венки, открылись сборные пункты для делегатов от Москвы, которые должны были участвовать в похоронной церемонии. Их было в общей сложности 12 тысяч человек, и каждый получил специальный пропуск для прохода на Красную площадь; всем остальным проход на нее был воспрещен, и за этим следили несколько тысяч сотрудников МВД и МГБ, расставленных вдоль всего пути следования траурной процессии от Колонного зала до Мавзолея и на всех прилегающих улицах.
Последний парад
В четверть одиннадцатого утра 9 марта, в последний день трехдневного траура, охватившего всю страну, гроб с телом Сталина на своих руках подняли с постамента в Колонном зале Лаврентий Берия, Никита Хрущев, Анастас Микоян, Лазарь Каганович, Вячеслав Молотов, Николай Булганин, Георгий Маленков и Климент Ворошилов. Они перенесли гроб на орудийный лафет, который начал движение в сторону Красной площади, и двинулись следом за ним. Позади этой высокопоставленной группы несли на подушках советские ордена и медали Сталина, которых было на удивление немного — всего четырнадцать штук. Маршальскую звезду доверили нести маршалу Семену Буденному, два ордена «Победа» — маршалам Василию Соколовскому и Леониду Говорову, а три ордена Ленина несли маршалы Иван Конев, Семен Тимошенко и Родион Малиновский. Примечательно, что маршала Георгия Жукова на похоронах не было: его не пригласили из Свердловска, где он командовал Уральским военным округом, будучи в опале, а маршалу Константину Рокоссовскому, как ни странно, не доверили нести ни одну из сталинских наград.
В 10.50 утра на трибуну Мавзолея взошли советские руководители, главы социалистических стран и представители иностранных компартий, и Никита Хрущев открыл траурный митинг. Как и было предусмотрено сценарием, митинг занял ровно час, так что выступить успели всего три человека: Георгий Маленков, Лаврентий Берия и Вячеслав Молотов. Их слушали выстроившиеся напротив Мавзолея 4 400 солдат и офицеров Московского гарнизона и 12 000 делегатов от москвичей. Когда Никита Хрущев объявил митинг закрытым, гроб с телом Сталина подняли со стоящего перед трибуной лафета и внесли в Мавзолей, над входом в который уже была новая надпись «Ленин Сталин». Ровно в полдень двери Мавзолея закрылись, и в тот же момент прогремел артиллерийский салют, которому вторили тысячи гудков московских заводов и фабрик. А через десять минут мимо Мавзолея парадным шагом двинулись шпалеры войск, вслед за которыми прошли и представители трудящихся. Так человек, который почти тридцать лет руководил Советским Союзом, навсегда завершил свой земной путь. Но нельзя сказать, что в тот день он упокоился навсегда. Через восемь с половиной лет, в ночь на 1 ноября 1961 года тело Сталина по решению XXII съезда
Антон ТРОФИМОВ
История. РФ
Великий человек - великие похороны!