Главная Политика Членство Казахстана в Совете Безопасности ООН вполне реально

Членство Казахстана в Совете Безопасности ООН вполне реально

Членство Казахстана в Совете Безопасности ООН вполне реально

  Казахстанская заявка на членство в Совете Безопасности ООН на 2017-2018 годы столь же многообещающа, сколь амбициозна. В пользу этого говорят многие мирные инициативы Казахстана, в том числе и активные усилия президента Нурсултана Назарбаева в урегулировании конфликта на Украине. Европейские партнеры называют эту центральноазиатскую страну якорем безопасности и стабильности в своем регионе, а также надежным партнером в борьбе с международным терроризмом.

  В самом деле, страна имеет солидный опыт участия в решении самых сложных задач международной повестки дня. Высокую оценку получила политика руководства Казахстана, направленная на консолидацию общества и укрепление межконфессионального согласия. Немаловажно, что здесь созданы хорошие условия для развития диаспор: так, этнических немцев, уехавших из Казахстана на свою историческую родину в 90-е годы прошлого века, называют «живым мостом» между двумя странами.

  В пользу избрания Казахстана в непостоянные члены СБ ООН говорит вклад этой страны в укрепление региональной и международной стабильности и безопасности, в том числе в области ядерного разоружения и нераспространения, активная деятельность в сфере многосторонней дипломатии. Примером последней можно назвать казахстанскую инициативу по созданию Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА).

  Участвуя в решении вопросов региональной безопасности, Казахстан сделал немало для установления мира и согласия на афганской земле. Эта страна оказывает своему не самому ближнему соседу гуманитарную и техническую помощь, с 2010 года активно реализуется образовательная программа, в рамках которой тысяча афганских юношей, выросших в условиях войны, осваивает мирные профессии в казахстанских вузах.

  Весом вклад Казахстана в межрелигиозный и межкультурный диалог, для этого используется проводимый в Астане Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Благоприятный имидж этой стране придает сложившийся здесь инвестиционный климат, и его дальнейшему улучшению призвана послужить новая экономическая политика Казахстана «Нурлы жол – Путь в будущее».

  Как известно, в Совет Безопасности ООН входит 15 государств, пять из которых являются постоянными членами – Россия, США, Китай, Великобритания и Франция, обладающие правом «вето». Десять непостоянных членов выбираются голосованием, по пять стран каждый год. Непостоянные члены СБ ООН принимают участие в голосованиях при принятии решений, но не могут, в отличие от постоянных членов, блокировать эти решения, поскольку не обладают правом «вето». Председательствуют в СБ ООН входящие в него страны поочередно, председательство длится месяц. При этом выбирают, какая страна, в каком месяце становится председателем, по порядку английского алфавита.

  Для того, чтобы стать непостоянным членом СБ ООН, стране-претенденту необходимо набрать две трети голосов государств-членов ООН. Места, на которые избираются новые непостоянные члены СБ, распределены по региональным группам: африканские, азиатско-тихоокеанские, латиноамериканская и группа западноевропейских и иных государств. Из нынешних 193 государств ООН более трети еще никогда не были членами СБ.

  Можно вспомнить, как готовясь к председательству в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, казахстанские дипломаты сразу взяли курс на приложение усилий ОБСЕ к урегулированию современных «замороженных» конфликтов в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Южной Осетии, в Абхазии, на Балканах. Вполне очевидно, что в случае своего членства в СБ два своих председательства - каждое по месяцу - Казахстан использует для претворения в жизнь своих мирных инициатив, пусть даже для попытки усадить за стол переговоров конфликтующие стороны.

  У Казахстана есть опыт по укреплению региональной безопасности и стабильности не только во время председательства в ОБСЕ, но и в Организации исламского сотрудничества. Конечно, членство в СБ ООН стало бы одним из самых значимых достижений казахстанских дипломатов. Но нелишне вспомнить 38-ю сессию Совета министров иностранных дел Организации исламской конференции 2011года в Астане, когда Казахстан приступил к председательству в этой международной организации. ОИК была переименована в Организацию исламского сотрудничества, учредили Постоянную комиссию по правам человека, приняли План действия ОИС по сотрудничеству с Центральной Азией. Программное выступление президента Нурсултана Назарбаева перед мусульманской уммой составило основу Астанинской декларации ОИС.

  Нельзя не упомянуть и резолюции по выдвинутым инициативам Казахстана в области борьбы с незаконным производством и оборотом наркотиков из Афганистана, реабилитации регионов бывшего Семипалатинского ядерного полигона и Аральского моря. Проявляя дипломатическую гибкость, демонстрируя способность адекватно оценивать ситуацию и прилагая усилия в разрешении проблем мусульманских стран, Казахстан последовательно реализовал свои планы, нашедшие отражение в Концепции и программе председательства в СМИД ОИС на 2011-2012 годы.

  В условиях сложных взаимоотношений в исламском мире были проведены чрезвычайные заседания Исполнительного комитета ОИС, рассмотревшие вопросы урегулирования обстановки в Сирии и Ливии. Большое внимание уделялось борьбе с исламофобией и предотвращению межрелигиозных столкновений, а для преодоления гуманитарной катастрофы в Сомали под эгидой казахстанского председательства была проведена широкомасштабная кампания, что позволило собрать 500 млн. долларов.

  Если учесть заметно растущую роль Казахстана в Центральной Азии, можно констатировать, что он продемонстрировал все качества современного и бесспорного лидера среди многих стран ОИС. Астана на своем посту инициировала ряд шагов по внутреннему реформированию ОИС, углублению ее сотрудничества с ЕС, ОБСЕ, ШОС, СВМДА и Съездом мировых и традиционных религий. Отмечая высокую содержательность и профессионализм казахстанского председательства, генеральный секретарь ОИС Экмеледдин Ихсаноглу назвал этот период одной из наиболее ярких глав в истории Организации.

  Председательство Казахстана во второй после ООН крупнейшей международной организации и объединение, которое пока в единственном числе представляет жизненные интересы мусульманских стран на международной арене, стало возможным благодаря профессионализму казахстанского дипломатического корпуса. Специалисты этой страны успешно работали в организации, в чьих рядах сегодня насчитывается 57государств - это при том, что умма неоднородна, страны ОИС существенно разные по своему экономическому развитию и уровню жизни.

  Они весьма разнятся по климатическим и природным условиям, отличаются способами ведения хозяйства, что повлекло за собой не только резко различающиеся темперамент и культурные традиции, но также очень непохожие вкусовые предпочтения. Даже от ближайших своих соседей казахи отличаются своим менталитетом и резко выделяются своей страстью к неизведанному, тягой к знаниям. Такие природные качества кочевников, как живой ум и любознательность, не раз описанные европейскими путешественниками прошлых столетий, присущи их современным потомкам, хоть и перешедшим к оседлому образу жизни, но не утратившим дух номадов. Сегодня казахстанских студентов и специалистов можно встретить на всех континентах. В дальние страны они потянулись не только за дипломами лучших учебных заведений, их влечет все та же страсть к неизведанному, манит возможность больше и ближе узнать людей другой культуры, с совершенно отличными привычками и пристрастиями.

  Не случайно эта страна стремится быть избранной в непостоянные члены СБ ООН. У Казахстана с его огромной территорией, богатыми природными ресурсами, грамотным населением - большое будущее. А казахстанский корпус профессиональных дипломатов, имеющий опыт участия в международных процессах, и показавший способность динамично и адекватно отвечать на современные угрозы, готов принять деятельное участие в решении наиболее актуальных вызовов безопасности в мире.

Игорь ЧЕРНОВ

18 сентября 2015

Комментарии (0)