Главная Политика ИРТЫШСКАЯ ВОДА СТАНОВИТСЯ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

ИРТЫШСКАЯ ВОДА СТАНОВИТСЯ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

ИРТЫШСКАЯ ВОДА СТАНОВИТСЯ ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

   Проблемы международной безопасности в связи с неизбежным обострением глобального дефицита пресной воды становятся все более актуальными. Людей беспокоит возможность возникновения серьезных международных конфликтов из-за нехватки воды. Полностью отрицать такую возможность нельзя. Споры из-за воды трансграничных рек не редкость, и почва для локальных столкновений, несомненно, имеется.

  По данным Организации Объединенных Наций рост потребления пресной воды, вызванный демографическим ростом и мобильностью населения, новыми потребностями и возросшими энергетическими запросами, в сочетании с ощутимыми последствиями изменений климата, ведут к растущей нехватке водных ресурсов. Каждые три года Всемирная программа ООН по оценке водных ресурсов публикует официальный доклад ООН, представляющий самую полную оценку состояния пресноводных ресурсов в мире.

  В последнем докладе 2009 года подчеркивается, что многие страны уже достигли предельных возможностей водопользования. Положение ухудшается и вследствие климатических изменений. На горизонте уже намечаются контуры конкурентной борьбы за воду – и между странами, и между городом и деревней, и между разными отраслями. Все это в скором будущем превратит проблему нехватки водных ресурсов в проблему политическую.

  К примеру, не для кого сегодня не является секретом потребительский подход властей КНР и нерациональное использование профильными ведомствами этой страны трансграничных с Казахстаном и Россией рек. На сегодняшний день, расширение экономической активности в Китае привело к значительному сокращению поступления части стока водных ресурсов на территорию указанных государств. И если сегодня проблема водообеспечения принимает особенно острый характер только для центрально-азиатского государства, которое, к слову, набравшись терпения стремиться решить этот вопрос с КНР сугубо дипломатическим путем, то уже в близлежащей перспективе, с учетом ежегодного ухудшения ситуации, явное недовольство начнет высказывать и Россия.

  Возвращаясь к Казахстану, по подсчетам экспертов, водные ресурсы этого центрально-азиатского государства за последние 50 лет сократились на 20 млрд м3, и этот процесс ускоряется. Связано это с тем, что почти все реки страны – трансграничные. По трансграничным рекам Черному Иртышу, Или, Чу, Талас, Уралу и Сырдарье и некоторым другим на территорию Казахстана в общей сложности в многоводный год поступает около 44 км3 воды при общем объеме располагаемых водных ресурсов страны 100,5 км3. При этом на текущий момент в Казахстан за счет трансграничных рек больше всего воды поступает из Китая, порядка 18,9 км3. Однако в целом по водообеспеченности Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ. Удельная водообеспеченность равна 37 тыс. м3 на 1 км2 и 6 тыс. м3 на одного человека в год.

  Очевидно, что вопросы урегулирования межгосударственных водных отношений для любой страны имеют более чем актуальное значение. Проблема трансграничных рек Казахстана и в перспективе России имеет не только определяющее экономическое и экологическое, но и стратегическое значение как фактор безопасности этих стран. Сегодня даже непросвещенному в политике обывателю понятно, что именно вода может послужить «благоприятной почвой» для возникновения регионального конфликта между указанными странами с одной стороны и Китаем с другой.

  Ситуация осложняется тем, что многие аспекты использования трансграничных рек остаются неурегулированными на международном уровне и по сей день. Договорно-правовая база, на основе которой осуществляется сотрудничество между тем же Казахстаном и Китаем, в области использования водных ресурсов, носит достаточно декларативный общий характер и не отвечает в полной мере реалиям сегодняшнего дня.

  В последние десятилетия накопился комплекс экологических проблем в бассейнах крупных трансграничных рек Иртыш, Или. Так строительство серии водоотводных каналов и водохранилищ на притоках Иртыша, осуществляемое со стороны КНР, по расчетам специалистов-гидрологов, приведет к тому, что общий забор воды из реки может возрасти до 37% от годового стока этой водной артерии. C введением канала «Черный Иртыш – Карамай» в эксплуатацию китайская сторона начала осуществлять ежегодный забор воды из Иртыша в объеме более 450 млн м3. В перспективе предусмотрено увеличение водозабора до 1,5 млрд м3. На данный момент Китай для обеспечения добычи на разрабатываемом им нефтяном месторождении в районе города Карамай осуществляет забор 800 млн м3 воды в год из бассейна Иртыша. Но даже незначительное дальнейшее увеличение забора воды, порождает угрозу для нормального существования озера Зайсан в Восточно-Казахстанской области.

  Учитывая, что общий объем водных ресурсов Иртыша достигает примерно 9 млрд м3, то планируемый забор воды из реки будет иметь катастрофические последствия как для экономики, так и для экологии не только Казахстана, но и России. Как известно, Иртыш является крупнейшим притоком российской реки Обь. Международное право оговаривает возможность других прибрежных государств получать информацию и консультации о планируемых или выполняемых водохозяйственных мероприятиях на международных реках, но китайская сторона, увеличивая водозабор указанных рек, не руководствуется принципами и нормами международного права.

  В настоящее время российско-казахстанские отношения переживают кардинально новый прогрессивный период развития – полным ходом развивается торгово-экономическое, культурное, гуманитарное сотрудничество, в т.ч. между приграничными регионами стран, идет экономическая интеграция в рамках ЕЭС, успешно функционирует Международный координаци¬ ный совет «Наш общий дом Алтай». Все эти важные процессы создают реальные предпосылки возобновить работу по урегулированию отношений между странами Обь-Иртышского бассейна, и в том числе в рамках международного нормативного поля оказать влияние на позицию китайской стороны в вопросе разумного использования и охраны водных ресурсов в интересах стран, расположенных в нижнем течении реки Иртыш.

  До сих пор Китай все свои предпринимаемые на трансграничных реках действия сопровождал заверениями о том, что «Китай будет избегать национального эгоизма в этом вопросе» и «никогда не пойдет на меры, ущемляющие интересы граничащих с ним стран», однако на практике водозабор из верховий Иртыша и Или растет и уже сейчас достиг критического порога. Нежелание китайской стороны вступать в неудобные для себя трехсторонние переговоры Россия-Казахстан-Китай по разделу вод Иртыша настораживает. В этой связи остается только надеяться на благоразумие наших китайских коллег.

Анатолий АБДРАШИТОВ

НОВОСИБИРСК

7 июля 2015

Комментарии (0)