Главная Политика Кино про войну: врет тот, кто ее проигрывает…

Кино про войну: врет тот, кто ее проигрывает…

Кино про войну: врет тот, кто ее проигрывает…

В России и Грузии вышли фильмы о «пятидневной войне»

Как известно, когда грохочут пушки, музы молчат… Но сразу после того, как завершаются бои, начинается другая война – информационная. Так всегда было, так всегда будет… «Пятидневная война» на Кавказе еще одно тому подтверждение. Находившийся в плену иллюзий относительно собственной значимости, грузинский президент Михаил Саакашвили пережил шок после катастрофического разгрома его армии и флота, но быстро понял, что надо делать: предстать жертвой агрессии злобной имперской России! И здесь все средства пригодны, чтобы выдать черное за белое, в том числе, и «важнейшее из искусств» -- кино…

На весь мир раструбили в Тбилиси о выдающемся событии – премьере фильма "Пять дней в августе". Казалось, Саакашвили все рассчитал точно, и успех обеспечен. Еще бы, ведь режиссером согласился быть сам Ренни Харлин – фигура в Голливуде раскрученная: это он снял "Крепкий орешек-2" и "Скалолаз". А в исполнителях главных ролей -- Руперт Френд, Энди Гарсия и Вэл Килмер! Казалось бы, с такой командой можно сделать многое…


К съемкам фильма об августовской войне приступили в Грузии осенью 2009 года. Режиссер делал громкие заявления, что его фильм не будет "ни антирусским, ни антигрузинским, ни антиамериканским, а антивоенным". Оставалось только подождать…

И вот дождались. На премьеру фильма пригласили более 800 гостей, прилетели актеры и члены съемочной группы. Прилетела даже Шэрон Стоун, которая к самому фильму никакого отношешия не имела. Да не одна она -- прибыли еще и члены делегации Палаты представителей Конгресса США - Дэвид Драйер, Дэвид Прайс, Сьюзан Дэвис и Брэд Миллер. Встречали их овациями. После просмотра стало ясно – за что…

Но сначала дадим слово создателям фильма «Пять дней в августе»:

Режиссер Ренни Харлин:
-- Этот фильм - реальная история о народе, который боролся за свободу. Это фантастический фильм, который эмоционально передал события. Плакал не только я, все люди плакали. К сожалению, это случай, когда человек не может сдерживать эмоции и хочет плакать. Я очень счастлив, что смог передать эти эмоции…

Актер Энди Гарсия, сыгравший в фильме роль президента Грузии Михаила Саакашвили:
-- Надеюсь, что такое никогда больше не повторится. В этом фильме я играл роль гражданина мира. Грузия очень постаралась, чтобы фильм заметили в мире -- он был показан на международном кинофестивале в Валенсии, а затем в рамках кинорынка его представили на Каннском фестивале. После чего осталось только озвучить фильм на грузинский язык и показать широкой публике.  

Кстати, об озвучке: ряд грузинских СМИ сообщил, что роль президента Саакашвили вроде бы будет озвучивать… сам Михаил Саакашвили. Но, наверное, посчитали, что это уже будет перебор – ведь в картине на грузинском президенте тот самый знаменитый галстук, который он чуть не сжевал на глазах изумленных телезрителей! В фильме этого эпизода, конечно, нет…

Свое, так сказать, кредо создатели фильма обозначили сразу. На темном экране появились слова некоего американского сенатор Хирама Джонсона, произнесенные им еще в начале прошлого века: «Первая жертва войны – правда». Если отрешиться от деталей и смотреть фильм, как фантастику, то, конечно, с первых же минут проникаешься симпатией к главному герою, которого зовут Томас Андерс ( «Modern talking» здесь не при чем…)

Сначала в Ираке гибнет его жена, а потом весь коварные агрессоры не дают ему выполнять свой профессиональный долг. Описание того, как замечательный и честный журналист пытался его выполнить и составляет содержание фильма. Но не просто сказка сказывается, перед нами, как было заявлено создателями картины, не что иное, как фильм-драма. И какая драма! Любой сказке сто очков форы даст…

И персонажи тоже вполне сказочные, особенно те, которых выдумывать не надо – их уже жизнь выдумала. К примеру, президент Грузии Михаил Саакашвили в фильме -- ну просто добрейшей души и большого мужества человек. Больно ранит его несправедливость, всеми силами хотел бы он избежать войны -- вот и бродит по кабинету, раздавая команды подчиненным и пытаясь открыть глаза мировому сообществу. Собственно говоря, неплохому актеру Энди Гарсия трудиться особенно и не пришлось – галстук жевать не надо, улепетывать при виде самолета тоже не приходится. Главное – внешнее сходство актера и реального персонажа. Здесь режиссер попал прямо в точку – похож! Только глаза не бегают…

Владимира Путина в этом кино нет – мелькнет однажды на телеэкране, когда Саакашвили извещает изумленных телезрителей, что «Путин сказал, что будет командовать операцией лично»… Зато привычных нам по творениям времен холодной войны русских злодеев в этом фильме с избытком. Чего стоит один из главных негодяев, который сразу поясняет: «Я – казак». Как будто мы бы сами не догадались по многочисленным наколкам и по старинному нашему обычаю резать пленным горло, а потом обливать труп бензином и поджигать…

Вот интересно, смотрел ли Ренни Харлин нашу классику -- имеется в виду фильм «Чапаев». Помните знаменитую «психическую атаку», с таким блеском снятую?! Здесь блеска нет, но замах впечатляет: с гребня возвышенности неумолимо спускается суровое пешее воинство, за ним пылят танки. А сверху нагоняют страху вертолеты… и музыкальное сопровождение соответствующее: не «Полет валькирий», конечно, ну да и режиссер ведь тоже не Коппола…

Работа с подсознанием идет весь фильм. Когда, заняв очередное село, оккупанты в каждой руке тащат по гусю, то просто нельзя не вспомнить реальные кадры хроники. Межу прочим, кинохроника как раз и оставила нам свидетельства того, как улепетывало доблестное воинство Саакашвили из Гори – оно ведь думало, что придется иметь дело только с вооруженными осетинскими добровольцами, а тут вдруг российская армия объявилась: без захваченных гусей и свиноматок, но с реальными танками и установками залпового огня.

И здесь «Пять дней в августе» открывают великую тайну: нам показывают, как войска, внявшие призыву своего главнокомандующего бороться за свободу, дают врагу мощный отпор, удерживая город Гори. Хотя в жизни они, как уже было сказано, бежали в сторону Тбилиси значительно раньше.

Но какое это имеет значение! Мир, наконец, увидел, как все было на самом деле, как Грузия стремилась к миру, а российская армия, представленная в фильме удивительными неврастеническими персонажами, убивает и грабит мирное население. И, слава Богу, что есть еще свобода прессы – коварные русские заставили весь мир слушать только про олимпиаду в Пекине, но нашелся патриот, который донес-таки до человечества слово правды. Она получилась образца годов семидесятых, но разве это главное -- кино сняли, деньги получили. Сакашвили и вице-президент США Джозеф Байден довольны. Чего же еще?!

А еще вот такой факт: грузинская региональная телекомпания "Триалети" ( аудитория -- около полумиллиона человек ) заявила о том, что намеревается подать в суд на создателей фильма "Пять дней в августе». В чем же причина? В одном из эпизодов картины иностранные журналисты пытаются передать телекомпании карту памяти с материалами, разоблачающими истинное лицо России, но никак не могут этого сделать, потому что здание телекомпании закрыто – никак туда не пройти. Причем в кадре показывают именно логотип телекомпании «Триалети» и «закрытую цепями дверь".

Представители телекомпании полагают, что этот эпизод, безусловно. дискредитирует "Триалети". Ведь никакой не секрет, что во время пятидневной войны в здании телекомпании как раз и был размещен медиацентр, откуда журналисты из разных стран в передавали свои материалы…. В этом эпизоде "Триалети" видит не что иное, как "умышленное искажение фактов по заданию первых лиц страны". Зачем властям это нужно? Телевизионщики считают, что с ними расправляются за появление в эфире объективной информации. И собираются судиться с режиссером и продюсерами фильма. Даже здесь наврали создатели голливудско-грузинского агитпропа. Торопились, наверное… «Оскара» что ли хотели!?

А в России только что вышел на экраны фильм «Август. Восьмого». Поставил его Джаник Файзиев – актер, продюсер и режиссер, работы которого не оставляют равнодушными. Это он был режиссером «Турецкого гамбита» по мотивам романа Бориса Акунина, продюсером фильма «Адмиралъ».

Уже само название новой картины Файзиева говорит, о чем она. Тоже о войне. Так, как видит ее молодая женщина, мать семилетнего мальчика, волею судеб оказавшаяся в самом пекле боев. Здесь не рассказывается, кто хорошие, а кто плохие – фильм, действительно, качественный; плюс там использованы самые современные компьютерные технологии. Но когда видишь сцену расстрела Цхинвала «градами», то лишних вопросов не возникает...

Джаник Файзиев подчеркнул, что о политике он и не думал, снимал кино именно о человеке. Но зато другие думали и даже определили еще до выхода фильма на экраны, что это не что иное, как «кремлевская пропаганда»! Такой вывод сделал грузинский журналист Мераб Гагуа, написавший целую статью на этот счет на интернет-портале « Грузия Online». Естественно, он увидел «искажение реальных событий…»

Еще до премьеры в Новосибирск прилетал Джаник Файзиев, которого равно считают своим и Россия, и Узбекистан. Вот, что он думает о фильме, о войне, и обо всем, что с этим связано.

-- Идея фильма родилась у меня, когда я слушал своего приятеля. Затравка сюжета – это реальная жизненная ситуация. Журналист на самом деле полетел к подруге в Южную Осетию, и началась война… Это – про жизнь; здесь нет никакой политики – это могло случиться с вами и могло случиться со мной.

Мы в фильме избежали того, что называется словом «расчлененка», у нас кровь во все стороны не брызжет… У нас война жестокая не потому, что она убивает и разрывает человеческие тела; у нас война жестокая потому, что она уничтожает привычный нам материальный мир. Уничтожает предметы, которые мы заботливо собираем вместе для того, чтобы они помогали нам жить; их смерть и есть предмет нашего рассмотрения в фильме.

Мы восстановили хронику событий. Действительно, по статистике снаряды падали каждые семь секунд на протяжении то ли шести, то ли восьми часов с самого начала артобстрела. Все то, что зритель увидит на экране, соответствует тому, что происходило в действительности. Я общался с большим количеством людей, и, что касается военных действий, мне не пришлось ничего выдумывать. Все это истории от разных людей, собранные вместе. И рухнувшая на дорогу крыша, и подбитая машина – это все было реально. Не всегда художник должен гордиться, что он взял все из жизни – должно оставаться место художественному вымыслу. Но в данном случае правда была настолько изобретательна, что нам не пришлось что-то придумывать…

Еще одна грань фильма – как я это называю – история профессиональной войны. Пока я собирал материалы, я обнаружил вопреки расхожему мнению, что в нашей армии много профессиональных, реально действующих, серъезных и в хорошем смысле таких суперменистых молодых людей. И я общался с этими людьми, вытащил ребят, которые у нас занимаются компьютерной графикой, чтобы они послушали этих разведчиков. Разговор намечался на полтора часа, но проговорили все восемь!

Потом ребята рассказали, что у них было такое ощущение, что они находятся внутри компьютерной игры… Такое ощущение у них возникло, когда они услышали, как эти ребята работают, что они вытворяют – они делают вещи буквально на грани человеческих возможностей. И это – правда! А ведь это не группа «Альфа», не спецназ, не какие-то суперэлитные подразделения – это обычная войсковая разведка.

Не так давно я вызвал военных летчиков, чтобы они помогли написать диалоги – переговоры между пилотами. Это нужно было сделать, чтобы не допустить ошибок. И приехал настоящий военный летчик – боевой офицер с большим количеством вылетов. Он посмотрел эпизод, потом подошел ко мне и сказал: «Посмотри на мою ладонь. Видишь, мокрая!» Я спросил, что это значит. Он ответил: «Такое ощущение, что я оказался внутри войны, но не военным человеком, а гражданским. Все как в настоящем бою…»

Вот тут я понял, что нам удалось добиться того, к чему мы стремились – показать войну глазами человека невоенного.

Я считаю, что, чем больше фильмов на любую тему есть, тем лучше для всех, а для зрителей в особенности. Фильм «Пять дней в августе» я начинал смотреть, но минут через пять или семь бросил, поскольку это очень скучное зрелище. Тем более, если я правильно понимаю, перед этим фильмом стояли задачи политические. Но попытки решить политические задачи художественным образом еще никому не удавались! И то, что это кино не удалось, вовсе не удивительно. Оно не удалось ни с какой стороны, и политических задач тем более не решило.

Мы не ставили перед собой никаких политических целей. У нас не было задачи доказывать кому-то, кто прав, кто виноват… У нас не было задачи разбираться в Международном суде. Я знаю, что там уже более 3000 дел: это иски по отношению Грузии со стороны и Южной Осетии и России. А если есть желание уточнить документальную подоплеку, то сейчас, слава Богу, есть Интернет – там все можно найти, посмотреть, почитать и сделать собственные выводы.

По поводу возможных претензий… Наверное, каждый помнит из юности своей: если вы кому-то набили морду, то этот человек всегда останется недовольным. Всегда сторона, у которой остались синяки и шишки, считает, что у тебя кулак больше, что все несправедливо и так далее… Поэтому я даже и не изучаю этих претензий. Да, наверняка, они будут, и уже есть. Но – у той части населения, которая и ведет себя очень неблагородно.

У меня есть очень много знакомых грузин, которые были вовлечены в этот конфликт – они понимают, что это была стратегическая ошибка руководства Грузии, и она была нелепой… А политически грамотные люди понимают, что политическая игра была довольно высокой! Потому, что если бы Россия не отреагировала так, как она отреагировала, то политические потери России были бы гигантскими на международной арене! Они выражаются во многих вещах – в экономических, политических. Они были бы просто гигантскими!

С точки зрения документальной, юридической этот конфликт был для России абсолютно чистым! Россия как никогда, даже как ни одна страна за всю последнюю историю, имела все основания поступить так, как она поступила. И именно это дало сильное изменение отношения к России стран, которые к ней относились, скажем так, с недоверием.

Прежде чем поместить своих героев в конфликт, я должен был довольно подробно изучить ситуацию. И я ее изучил. Знаете, что для меня стало решающим фактором?! Я узнал, что примерно на десятый день после окончания войны независимая пресса США принесла извинения своим читателям за то, что неправильно освещала первые дни войны…

А неправильно она их освещала по простой причине: грузинское правительство оказалось очень грамотным по работе пиар-службы. Они заранее заготовили пресс-релизы и разослали их буквально на десятой минуте с начала войны. И эти пресс-релизы, попав в информационные агентства, помогли создать шумиху. А поскольку шла олимпиада, то на то, чтобы разобраться, где же правда, ушло две недели…

У нас в фильме нет грузина-злодея, который пьет кровь младенцев… У нас нет образа врага персонального, у нас есть враг как стихийное бедствие.

Прокат будет в странах СНГ. В Грузии? Думаю, что нет… Если есть какие-то проблемные люди, которые говорят, что Россия была неправа, то мы можем показать кино. И все вопросы снимутся. Но, повторю, обиженные всегда будут обиженными.

Владимир КУЗМЕНКИН


P.S. По сообщениям информационных агентств в Баку сорван показ российского фильма "Август. Восьмого" … после жалоб со стороны группы граждан, обвинивших создателей фильма в "оправдании войны против Грузии".


 

20 апреля 2012

Комментарии (0)