Главная Политика Когда Россия откатывается со своих позиций, не происходит ничего хорошего…

Когда Россия откатывается со своих позиций, не происходит ничего хорошего…

Когда Россия откатывается со своих позиций, не происходит ничего хорошего…

Айк Бабуханян: «Все, что происходит в Армении, связано с геополитикой!»

  Председатель партии Союз «Конституционное право», депутат Национального Собрания республики Армения Айк Борисович Бабуханян – личность в политическом мире Армении известная. Он был членом парламентской комиссии по разработке декларации о независимости Армении и комиссии по разработке новой конституции. Неоднократно выигрывал выборы: в Ереванский городской совет и в Национальное собрание.

  Кроме того, Айк Бабуханян долгие годы руководил кафедрой журналистики в Российско-Армянском университете; он - действительный член Международной академии общественных и естественных наук, Академии духовного единства народов мира, Международной академии наук «Арарат» и Европейской академии естественных наук.  

  - Все, что происходит в Армении, так или иначе связано с геополитической ситуацией. Армения – хоть и маленькая страна, но находится в таком месте, где пересекаются геополитические интересы многих держав. Поэтому, если у нас во внутриполитической жизни вдруг что-то происходит, то ниточки надо искать на Западе! Потому, что есть Карабах, есть армяно-иранская граница в районе Мегри. Это небольшая территория, но очень важная – именно она пресекает турецкую экспансию вплоть до Китая.

  Посмотрите, как все складывается в продвижении неоосманизма: один лепесток экспансии – на Россию, другой – на Крым, еще один – на Болгарию, затем – арабские страны и так далее… Армения своей территорией не дает развернуться сразу нескольким лепесткам турецкой экспансии!

  У нас употребляют другое выражение: «армянский клин». Этот клин не дает турецкой экспансии развиваться. Следовательно, у нас происходят многие вещи по одной простой причине: США надо выдавить из Армении пророссийские силы. Надо понимать, что Америка, НАТО и Турция здесь вовсе не в игрушки играют. Я повторю: у американцев главная цель – выдавить Россию из Армении. Это значит, что Россия будет выдавлена из Закавказья, а потом совсем Кавказ потеряет. Ну, а дальше маршрут известен: Средняя Азия, Поволжье... Это самый удобный для них сценарий: они считают, что дробление России должно идти именно таким путем. А конечная цель тоже понятна: Россию нужно раздробить на несколько малых государств, которые уже не будут влиять на мировую геополитику – об этом на Западе многие страстно мечтают.

  Ничего нового здесь нет! Запад всегда так поступал: и в 1917-ом, и в 1991-ом… Они и сейчас действуют в том же духе. Может быть, центробежные силы сейчас не так активны, как в 1991 году, но, знаете, исторические катаклизмы ведь бывают постоянно. Будет ситуация неспокойной – они снова начнут проявлять свою активность.

  Для США важно вытеснить Россию из Армении, а дальше все легко получится. Если Армения станет территорией, подконтрольной американцам и туркам, то через Азербайджан турецкая экспансия направится в Среднюю Азию, а через Грузию и тот же Азербайджан без всяких препятствий пойдет на Северный Кавказ, нанесет удар по Ирану.

  Турция видит себя гегемоном на территории бывшей Османской империи. Но я хочу добавить к этой характеристике одну важную деталь: Турция – это оператор НАТО на Большом Ближнем Востоке. Посмотрите, как Турция влияла на события в Египте. Они не просто убрали своего конкурента в сфере туризма, но еще и в свое время привели к власти исламистов. В Ливии Турция тоже действовала, а в Сирии делает это просто нагло. Посмотрите и на Грузию: в Аджарии ощущается очень сильное турецкое влияние. Сначала идут бизнесмены, но за ними стоят политики. И сегодня это большой вопрос: чье влияние в Аджарии сильнее? Кто там больше на события влияет?

  Для нас главное, чтобы Грузия была страной предсказуемой и не находилась под полным диктатом американцев и турок, чтобы она проводила адекватную политику по отношению к нашему главному союзнику – России. Для нас очень важно, чтобы проблемы, которые есть в отношениях России и Грузии, скорее бы разрешились. Думаю, что в принципе Армения могла бы стать даже посредником в этом вопросе.

  У нас с Грузией традиционно добрососедские отношения. Хотя, бывает, возникают и проблемы. Например, у нас вызывают недоумение высокие тарифы на железнодорожные перевозки; есть вопросы церкви… Некоторые политики делают странные заявления – и это бывает. В Джавахке есть вопросы с армянскими школами и учебниками. Там есть какие-то ограничения – это вызывает у нас недоумение. Ведь Армения никогда не подвергала сомнению территориальную целостность Грузии, не требовала пересмотра границ.

  Нас, конечно, очень интересует открытие железнодорожного сообщения через Абхазию. Но как этот вопрос подняли, так его, похоже, и закрыли. Турция и Азербайджан поставили ультиматум, и тема перестала быть актуальной. Т.е. Грузия уже находится в такой зависимости от них, что не может проводить собственную политику даже у себя в стране.

  Армения имеет очень важную для нее границу с Ираном, но в отношении последнего установлены международные санкции. Они, безусловно, по нам бьют. Но здесь дело не только в экономике – нужно говорить прежде всего о геополитике. Армяно-турецкая граница – это, по сути, не только граница между Арменией и Турцией, но и между НАТО и ОДКБ. И это не просто граница, а юго-западные рубежи ОДКБ! Что получается? Если НАТО закрывает перед нами границы и одновременно воздействует на Иран, что косвенно бьет по нашей экономике, то выходит, что этот блок ведет себя враждебно по отношению к Армении. На такие вопросы надо отвечать в обязательном порядке!

  Было бы очень радостно для всех нас, если бы Россия смогла решить свои экономические и социальные проблемы. Нас беспокоит, когда мы видим, как посредством определенных манипуляций удается вывести определенное количество людей на улицу. Мы прекрасно понимаем, кто, как и зачем это делает. Я общаюсь с российскими коллегами из научных, политических, журналистских кругов и чувствую некоторую напряженность. Это нас беспокоит!

  История показывает, что когда Россия откатывается со своих позиций, не происходит ничего хорошего - ни для нее, ни для нас. И мы вместе не должны этого допустить сегодня!

Арташес Гегамян: «Армения не отказывается от своей истории, но готова к нормализации отношений с Турцией»

  Отношения Армении и Турции – тема очень сложная. Кто бы что ни говорил, но полтора миллиона жертв геноцида армян в Османской империи не будут забыты никогда. История всегда влияет на политику… О том, как сегодня складываются отношения двух соседних стран и что их определяет, рассказал депутат Национального Собрания Республики Армения от Республиканской партии Армении, руководитель постоянной делегации НС в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, председатель партии «Национальное Единение» Арташес Гегамян:

  – Начнем с «футбольной дипломатии». Это было крайне сложное и крайне ответственное решение. Я всегда тепло относился к Сержу Саргсяну, хотя мы в свое время немало спорили, но должен сказать, что это решение президента Армении произвело на меня сильное впечатление: это был поступок настоящего государственного мужа. Историческая память всегда влияет на политику государств, но мудрость государственных мужей в том и заключается, чтобы извлечь правильные уроки из собственной истории и подчинить проводимую внешнюю политику благу нации и государства.

  При таком подходе даже в самой сложной ситуации можно проводить прагматичную политику, не поступившись национальными интересами. Словом, и в наши дни не потеряли своей актуальности крылатые слова британского премьер-министра лорда Пальмерстона: «… я утверждаю, что недальновидно считать ту или иную страну неизменным союзником или вечным врагом Англии. У нас нет неизменных союзников, у нас нет вечных врагов. Лишь наши интересы неизменны и вечны, и наш долг — следовать им» (из речи в Палате общин 1 марта 1848 г.).

  Президент РА вызвал огонь на себя и был подвергнут острой критике со стороны – я не скажу, что не патриотов, но, как показали дальнейшие события, не очень дальновидных политиков. Раздалась критика и со стороны нашей диаспоры. Но президент осознанно принял на себя всю ответственность за процесс нормализации армяно-турецких отношений. В дальнейшем действия президента сторицей послужили интересам армянского государства.

  Армения в этом вопросе проявила себя как мудрое и дальновидное государство, ответственное за судьбы мира в регионе, готовое, не отказываясь ни от одной страницы своей трагической истории начала 20-го века, во имя будущих поколений взять курс на нормализацию отношений с Турцией.

  Сегодня президент Армении имеет полное моральное право выступать с позиции национального лидера, который не просит у лидеров центров силы мировой политики, а требует от них адекватного воздействия на турецкие власти, как показало время, не готовые к нормализации отношений с Арменией. Он вправе сказать: наши уважаемые друзья и партнеры в США, вы всегда настаивали на том, чтобы Армения через «не могу» пошла по пути нормализации отношений с Турцией – и мы этот шаг сделали. Евросоюз также последовательно нацеливал Армению на эти действия, и Россия не была против. Но что мы видим сегодня? Почему власти Турции при вашем молчании в дальнейшем проигнорировали инициируемую вами же политику?! Почему вы нас подставили?

  Я, конечно, в свое время воздержался рассказать президенту Армении о беседе, которую поведаю сейчас вам. Дело в том, что у меня была очень интересная встреча с президентом Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Рикардо Мильиори. На сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в Монако, после своего избрания президентом, он пригласил меня, руководителя парламентской делегации Армении, чтобы познакомиться.

  И когда по его инициативе речь зашла об отношениях Армении с Турцией, я сказал такую вещь: Евросоюз и США должны были догадаться и выдвинуть кандидатами в лауреаты Нобелевской премии мира двух президентов: армянского – Сержа Саргсяна и турецкого – Абдуллу Гюля. Потому что начатый ими процесс нормализации армяно-турецких отношений – это был мужественный поступок! Ведь после подписания 10-го октября 2009 года Цюрихских протоколов никто не знал, во что это может вылиться и чем это чревато… Как говорят в России в таких случаях: бабушка надвое сказала…

  В случае присуждения Нобелевской премии мира президентам наших стран Гюлю просто некуда было бы деться, кроме как добиваться ратификации турецким парламентом Цюрихских протоколов и выступать поборником развития добрососедских отношений с Арменией!

  Господин Мильиори сказал в ответ, что это очень интересная идея, но надо было нам раньше встретиться. На что я ему заметил: еще не поздно…

  Вы знаете, что был памятник армяно-турецкой дружбе в Карсе, хоть и не очень красивый. Его сломали. Памятник был, конечно, бесталанный, но тут важна прежде всего философия поступка. Очередное проявление вандализма турецкие власти свалили все, конечно, на стрелочника, в роли которого оказался мэр города Карс. Но мы же прекрасно понимаем, как эти вещи делаются. Суть в том, что Турция этим показала - и своим гражданам, и внешнеполитическим партнерам - свою истинную позицию. Причем, сделала это таким образом, чтобы никаких сомнений ни у кого не осталось.

  Коли речь зашла о знаках, то я хочу здесь сказать об уникальном ходе, который сделала Россия. В то же самое время, как Владимир Путин, тогда премьер-министр РФ, встречался в Турции со своим коллегой Реджепом Эрдоганом, тогдашний президент России Дмитрий Медведев вместе с нашим президентом Сержем Саргсяном в 2010 году в городе Гюмри участвовали в торжественной церемонии открытия «Холма чести» — мемориального комплекса захоронения офицеров Российской империи, павших в русско-турецких войнах. Мемориальный комплекс с часовней св. Архистратига Михаила расположен недалеко от армяно-турецкой границы. Этот памятник воинской славы был основан в 1856 году по приказу главнокомандующего Кавказским корпусом генерала Муравьева. Потом он многие годы находился в печальном состоянии, и вот, наконец, восстановлен!

  «Холм славы» возвеличивает русскую доблесть и армяно-российское воинское братство. Мы всегда вместе били турок, а всего русско-турецких войн, напомню, было двенадцать!

  Сегодня премьер-министр Турции Эрдоган хочет позиционировать себя в качестве этакого новоявленного лидера неоосманизма. В принципе, это сильный лидер для Турции. Его можно сравнить с Тургутом Озалом, который был отравлен при до сих пор не выясненных обстоятельствах. Не хотелось бы говорить недомолвками и недосказками , но Озал почти был готов признать геноцид армян в Османской империи. Есть также версия, что он хотел договориться с курдами о придании территориям их компактного проживания широкой автономии, чего очень многие из высокопоставленных военных чинов и политиков категорически не желали…

  Следует констатировать, что Эрдоган активно действует на международной арене – даже там, где раньше Турция никак не влияла на события. Например, он стал активным затравщиком кровавых событий в Ливии, вмешивался в ход событий в Египте.

  Сейчас весь исламский Восток, казалось бы, находится в состоянии хаоса. Но на самом деле этот хаос управляемый - и управляется он Западом. По мнению очень авторитетных экспертов, решающую роль в этом играют США, Англия и Франция, которые, по сути, являются мозговым центром по становлению нового миропорядка в регионе Большого Ближнего Востока. Между тем, турецкий премьер-министр очень хорошо понимает, что мусульмане этого региона будут считаться только с теми лидерами, которые являются правоверными мусульманами. И вот здесь объективно возникает потребность в таком лидере. Ну и как говорится, свято место пусто не бывает, - тут-то и появляется такой политик, который берет на себя и объяснение того, что происходит, и выдвигает новые лозунги! Именно это сейчас делает Эрдоган.

  Его голос будет услышан, ведь он является лидером вполне успешной в плане экономики страны. Даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса Турция развивается очень динамично, демонстрирует хороший рост.

  А что касается конфликта с Израилем в связи с захватом израильскими ВМС турецкого судна «Мави Мармара», пытавшегося прорвать блокаду Газы в ночь с 30 на 31 мая 2010 года, то ряд источников считает, что этот конфликт был спровоцирован именно турецкими политиками и носит надуманный характер, преследующий цель обострить отношения с Израилем, чтобы выступить в роли защитника интересов палестинского народа, а в дальнейшем использовать полученные дивиденды для усиления своего влияния в раздираемом кровопролитиями регионе Большого Ближнего Востока.

  Реджеп Эрдоган уже позиционирует себя в роли регионального лидера, более того, в своем хамстве и наглости он доходит до того, что публично благодарит Россию за то, что она признала на Генеральной Ассамблее ООН независимость Палестины. Видите ли, Эрдоган и от имени палестинского народа благодарит! Это ли не есть проявление рецидивов неоосманизма? Он себя уже ощущает неким модератором, куратором процессов, происходящих в этом регионе. Такие вещи, должен вам сказать, имеют очень дальний прицел.

  С учетом этого все, что сегодня происходит в Сирии и вокруг нее, приобретает особый смысл. Ведь, кто бы что ни говорил сейчас о Сирии, но Башар Асад противостоит не вооруженным формированиям, почему-то именуемым оппозиционерами, а весьма могущественным кругам из центров силы мировой политики, а также Турции. Сирия – это предпоследний плацдарм на пути продвижения неоосманских амбиций! Они хотят подчинить Сирию, а точнее, создать там управляемый хаос. За примером далеко ходить не надо: недавно в Египте на площади Тахрир требовали повесить Мубарака, а сегодня требуют то же самое сделать с Мурси!

  Продолжение кровопролития в Сирии, дальнейший распад этой страны приведет к тому, что Иран окажется в абсолютной изоляции. Хотелось бы напомнить, что в этом случае исключительную стратегическую важность приобретет 46-километровая армяно-иранская граница в районе Мегри, а также около 110 километров границы по периметру освобожденной территории, которую контролирует Армия обороны Нагорного Карабаха. Таким образом, становится понятно: сегодня сложилась такая ситуация, когда решаются не только судьбы государств нашего региона, а судьбы мира!

  Хочу еще заметить, что, когда Владимир Путин недавно с рабочим визитом был в Турции, то он сказал там очень жесткую вещь. Он, с присущим ему юмором и спокойствием, дал понять, что американские ракетные комплексы «Пэтриот» по сравнению с современной российской техникой уже порядком устарели… То есть, президент России дал понять, что не стоит размещать у ее границ американское старье – это вовсе не преграда, если вдруг придется нейтрализовать систему ПВО Турции.

  Так что, думаю, Турция не решится теперь на рискованные военные авантюры. Не стоит также забывать и об острейшей для современной Турции курдской проблеме. Как вы полагаете, случайно ли  в Москве побывали президент Ирака и президент Иракского Курдистана и лидер Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуд Барзани?! Не приходится сомневаться, что все эти нюансы уже тщательно проанализированы турецкими политиками. Тем более, что США сейчас действуют куда более осторожно и осмотрительно, чем во времена Джорджа Буша-младшего с его ковбойскими наскоками.

  Внешнеполитическая ситуация, складывающаяся в регионе Большого Ближнего Востока, весьма сложна. Нужно обладать государственной мудростью, чтобы иметь партнерские отношения с Евросоюзом, очень хорошие отношения с США, нормальные – с Грузией, добрососедские – с Ираном, и, конечно, союзнические и братские отношения с Россией. Сегодня именно такие отношения наладила Республика Армения с вышеупомянутыми странами.

Владимир КУЗМЕНКИН

Ереван-Новосибирск

6 декабря 2013

Комментарии (0)