Интервью
архив новостей
ПРИДНЕСТРОВЬЕ НА ОСТРИЕ АТАКИ
Переворот на Украине 22 февраля 2014 года, свержение президента Виктора Януковича и сохранение в ходе парламентских выборов 30 ноября 2014 года прозападных властей Молдовы создали основу для наступления Запада на позиции России на юго-западе бывшего СССР. Точнее даже, для контрнаступления, потому что в последние годы Россия, Китай и прочие противники однополярного мира заметно потеснили США и их союзников, стремящихся сохранить мировую гегемонию Америки, ставшую возможной после распада Союза и краха социалистического блока.
Можно сказать, что с рубежа 2013-2014 годов мы наблюдаем новый поворот в битве за будущее всей Земли. Своё место в этой битве есть и у Приднестровской Молдавской Республики – небольшого непризнанного государства, расположенного между Украиной и Республикой Молдова.
I. Пятиединая сверхзадача Вашингтона
Сверхзадача США на Украине просматривается уже достаточно чётко. Она состоит из нескольких частей.
Во-первых, расквартировать в будущем свои войска на Украине. Они должны стать постоянной угрозой нападения на Россию, фактором удара прямо от российских границ. С Крымом у американцев и НАТО не выгорело, поэтому теперь они стремятся разместить свои части на континентальной Украине. Прибытие на Украину американских инструкторов, о чём сообщили на днях СМИ – это, думается, лишь «первая ласточка».
Во-вторых, США стремятся обескровить саму Россию, не позволить ей поднять экономику. Вашингтон желает, чтобы гражданская война на Украине выкачивала все российские ресурсы; в частности, для помощи Донбассу.
В-третьих, запущена примитивная, но убойная, в прямом смысле слова, формула стравливания русских и украинцев: с помощью вранья о «войне России с Украиной» сорвать лет на 40-50 их сближение между собой. Так слабеющая, но всё ещё опасная, заокеанская империя пытается разделить кровавой чертой один, по сути, народ.
В-четвёртых, США старается поставить Украину на уровень младшего партнёра Румынии – традиционного противника Украины, отобравшего через подконтрольный Западу Международный Суд ООН украинский Черноморский шельф в районе острова Змеиный, богатый газом.
В-пятых, Запад в ходе гражданской войны на Украине старается сознательно разрушить экономику самой Украины. Зачем? А чтобы мощный украинский производственный комплекс не создавал конкуренции товарам, который Запад собирается сбрасывать в саму разорённую Украину. Подло, жестоко, цинично? Да! Но разве Запад обязан действовать в интересах тех, кто готов собственную Родину обрушить в болото кровавой анархии? Нет!
Решить эту сверхзадачу мешает союзная России и болеющая за судьбу Украины Приднестровская Молдавская Республика со столицей в Тирасполе.
II. Запад и четыре способа развала Приднестровья
Как антироссийские круги Запада планируют, если судить по развивающимся событиям, справиться с ПМР? Способы просматриваются следующие.
Первый. Полностью переориентировать приднестровскую экономику на Запад, после чего поставить перед Тирасполем ультиматум – признать власть Республики Молдова, согласиться на вывод российских войск и напрочь отказаться от курса на интеграцию Приднестровья в Таможенный и Евразийский Союзы.
Второй. Удушить ПМР экономически в случае отказа от способа №1. Заблокировать экспорт и импорт, после чего ждать обрушения приднестровского экспортно-ориентированного реального сектора экономики. Ведь ПМР с советских времён – это край заводов и фабрик, а также агрохозяйств. Кое-что из прежнего великолепия всё ещё работает.
Третий. Разгромить и уничтожить ПМР путём военного вторжения. В 1992 году войска Молдовы, где тогда правило прорумынское руководство, вторглись в Приднестровье, но потерпели поражение. Кишинёву тогда помогала Румыния, Тирасполю - Россия, а Украина была дружественным нашей Республике тылом. Но теперь Запад подключился к переговорам по урегулированию по полной программе, а контроль США над политикой Киева стал практически абсолютным. Поэтому можно просчитать действия западников уже сейчас. На случай решения в духе «экстрима» они попытаются уничтожить Приднестровье ударами с двух сторон. Вот только нужно ли это народам Молдовы и Украины? Разумеется, нет. Но когда американских лидеров и тех, кого они контролируют, волновало мнение народов?
Четвёртый. Разрушить ПМР изнутри, через «перестройку по-приднестровски». И, надо сказать, «перестройка» в Приднестровье уже три с лишним года идёт…
III. Перестройка по-приднестровски
В конце 2011 года президента ПМР, твёрдого государственника, пророссийски настроенного Игоря Смирнова сменил Евгений Шевчук. Он полностью изменил проводимую политику.
Вместо концепции «социального государства», реализовываемой с 1990 года (год образования ПМР), была начата ультралиберальная политика «шоковой терапии» в духе рецептов Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. В результате стремительно взлетели тарифы на ЖКХ, цены, народ стал нищать и разъезжаться из Республики, которую он отстоял во время войны 1992 года. По некоторым подсчётам, за 2012-2015 годы из ПМР выехало свыше 50 тысяч человек (сейчас официально у нас живёт 500 с небольшим тысяч, неофициально – 400-420 тысяч человек). С 2014 года в Приднестровье урезаются и без того скромные пенсии и зарплаты. Мол, так делается из-за нехватки бюджетных средств и для поддержания курса приднестровского рубля. Это – чисто западная монетаристская политика. Народ в шоке, так как оставшихся денег (которые и те не полностью вовремя выплачиваются) элементарно не хватает на хлеб насущный.
Правда, правящие в Тирасполе «молодые реформаторы и реформаторши» тщательно уходят от ответа на главный вопрос: а куда подевались деньги? Раньше, при Смирнове, при большем числе населения, почему-то хватало. А сейчас, когда собираемость налогов выросла в 1,7 раза, когда крупный бизнес только за 2012-2015 годы дополнительно заплатил в казну порядка 100 миллионов долларов, почему-то не хватает. Добавим к этому, что в ПМР есть Стабилизационный Фонд и «газовый счёт». На последнем аккумулировались всегда деньги, которые должны были идти в Россию на оплату поставляемого газа. Но российский союзник оплаты не требовал, давая возможность приднестровскому руководству пускать собранные средства на социальные выплаты. В итоге (вместе с российскими пенсионными доплатами) уровень жизни в ПМР всегда был выше, чем в Молдове.
Сейчас этому, похоже, пришёл конец. А где деньги – это, возможно, приднестровцы узнают уже при новой власти…
IV. «Малые шаги», как реинкарнация «нового мышления»
Во внешней политике новые власти, олицетворяемые правящим тандемом – президентом Евгением Шевчуком и министром иностранных дел Ниной Штански – с помпой объявили в 2012 году о начале политики «малых шагов».
Как услужливо разъясняли те, кто мелькал вокруг нового руководства, необходимо было покончить с якобы существовавшей при Игоре Смирнове «закрытостью» Приднестровья, начать сближение с Молдовой, сделать «акты доброй воли», доказать Кишинёву свою «договороспособность»…
Как и «новое мышление» при Горбачёве в СССР, приднестровские «малые шаги» Е.Шевчука-Н.Штански изначально оказались односторонними уступками Западу и Молдове. Как позднее признался сам Президент ПМР, ни на одну серьёзную уступку в ответ Кишинёв не пошёл. Зато позиции Приднестровья в отношениях с Молдовой оказались подорваны. Каждая новая уступка приднестровской стороны рождала в ответ лишь новое давление, стремление «дожать» Республику…
С приходом Е. Шевчука в его окружении даже оказались личности, письменно называвшие ПМР «не государством», «чёрной дырой», рассуждавшие о «страшных по своим последствиям идеях сепаратизма»; утверждавшие на молдавских телеканалах, будто в 1992 году на защиту Приднестровья поехали люди «с уголовным прошлым». Гнев и негодование народа Приднестровья вызвали клеветнические утверждения, будто террористические акты, совершавшиеся руководимыми тогдашними спецслужбами Молдовы группами, якобы вершились приднестровскими силовиками.
Политика «малых шагов» полностью обанкротилась. Но Республика стала неизмеримо слабее, чем была до 2012 года…
V. Кто кого?
Какова перспектива развития событий в ПМР и вокруг нас? Она выглядит крайне тревожно. Почему?
В нынешней мировой обстановке, напоминающей конец 1930-х годов перед Второй Мировой Войной или Карибский кризис 1962 года, возможна либо большая война, либо серия военных конфликтов по всему миру. США и их союзники ставят своей целью уничтожение России, её территориальное расчленение и политико-юридическое закрепление этого расчленение на манер того, как был расчленён в 1991 году Советский Союз.
Противники американского гегемонизма чётко понимают, что половинчатых решений быть не может, что необходимо, в свою очередь, победить США. Они неизбежно приходят к выводу, что рецепт такой победы кроется в том, чтобы перенести огненную дугу нестабильности (каковой сейчас окружают Россию) со всеми войнами, экономической катастрофой и хаосом на Северо-Американский континент. Закон войны изначально таков: Окончательный разгром врага всегда возможен только в «его логове», на его территории. Впереди – длительная борьба.
Вопрос сегодня стоит – кто кого? Либо бывший СССР, а также объединения БРИКС и Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) обратятся в прах, либо США рухнут, будут расчленены или, по крайней мере, крайне ослаблены, а НАТО, как орудие в руках американских правящих кругов, уйдёт в небытие.
Что же касается юго-запада бывшего СССР, то против ПМР может быть развязана война, причём само Приднестровье окажется вспомогательным фактором. Это не является неизбежным, но это не исключено. А что не исключено, то, как известно, возможно.
VI. Сценарий под названием «Кровь»…
Если исходить из желания наиболее агрессивных кругов США втянуть Россию в войну с Украиной или странами НАТО (то есть воевать чужими руками), то возможно следующее.
ПМР подвергается атаке для того, чтобы Россия двинула на подмогу приднестровцам и той группировке сил РФ, которая и так дислоцируется в Приднестровье, свои войска. Не раз высказывалось мнение в СМИ, что наиболее близкий пункт, откуда можно воздухом перебросить российские части на помощь ПМР – это Крым. А недавно также сообщалось, что в район Одессы прибыли дополнительные силы войск ПВО Украины. Быть может, в штабах НАТО замышляют спровоцировать такой бросок ВВС РФ к Приднестровью, чтобы заставить напрямую украинцев стрелять в русских.
Свои интересы (в том числе, территориальные) есть на молдавском и приднестровском направлении и у Румынии, о которой выше мы немного рассказали.
Программа-максимум у Бухареста – это вся бывшая МССР (ПМР, Молдова и Гагаузская Автономия), а также такие украинские территории, как Южная Бессарабия и Северная Буковина.
Программа-минимум – междуречье Днестра и Прута, издавна именуемое Бессарабией. Кровопролитие в ПМР и вокруг Республики создаёт для наиболее авантюристически настроенных румынских политиков и военных возможность больших или меньших «приобретений»…
И вновь вопрос на такой случай: а надо ли украинским воинам гибнуть во имя американских и румынских интересов?
VII. Семь пунктов надежды
Итак, ситуация крайне сложная и даже угрожающая. Но значит ли это, что она тупиковая и безнадёжная? Отнюдь нет!
ПМР должна переориентировать, по возможности, свой экспорт с Запада на Восток, крепить армию, не допускать односторонних уступок, стремиться социально защищать народ, твёрдо отстаивать на переговорах по урегулированию конфликта свои национальные интересы.
Что может сделать Россия на Днестре? На наш взгляд, много.
Во-первых, быть готовой к различным провокациям и к ответному удару. Словом, к войне.
Во-вторых, усилить свои войска в ПМР всеми способами.
В-третьих, официально заявить о том, что вопрос вывода российских войск из ПМР снимается раз и навсегда.
В-четвёртых, открыть своё представительство в ПМР. Форма представительства (Бюро спецпредставителя России по Приднестровью, Центр связи, Миссия Информации, Бюро Информации, консульство РФ и т.д.) неважна. Это должно быть де-факто посольство в соединении с центром, где на основании общения с самыми разными людьми и структурами получается, обрабатывается, анализируется и отправляется в Москву самая разнообразная информация.
В-пятых, загрузить заводы приднестровской «оборонки» заказами на вооружение и оснащение приднестровских и российских (дислоцированных в ПМР) войск.
В-шестых, чётко и официально зафиксировать на российском рынке квоты для приднестровской продукции. Это будет лучшая помощь приднестровскому союзнику.
В-седьмых, на переговорах с Украиной оговорить беспрепятственное движение приднестровских товаров на восток.
Приднестровье, без сомнения, является одной из земель, откуда возьмёт своё начало новое сближение народов, некогда создавших Державу, своим величием удивившую мир.
Андрей САФОНОВ,
президент Ассоциации Независимых
Политологов Приднестровья