Интервью
архив новостей
Россия и Казахстан против экспорта "цветных революций" в Центральную Азию
В Новосибирске прошел Круглый стол, посвященный стратегическому сотрудничеству России и Казахстана. Ученые и общественные деятели, представляющие Казахстан, а также три соседних региона: Новосибирскую и Кемеровскую области, и Алтайский край, обсудили проблемы и достижения интеграции, которой, как они убеждены, альтернативы сегодня просто не существует.
Представитель Фонда «Образование и культура» (Республика Казахстан), член-корреспондент Международной экономической академии Евразии Павел Тетерин обратился к новосибирским коллегам с призывом усилить качество контактов и по линии властных структур, и по линии экспертных сообществ. Польза такого общения совершенно очевидна!
Участники дискуссии немало времени уделили такой важной теме, как проблемы безопасности в Центральной Азии. Ей посвятили свои доклады д.и.н., профессор, заведующий кафедрой гуманитарных основ государственной службы Сибирского института управления В.В. Демидов и к.и.н., доцент кафедры международных отношений НГУЭУ Д.А. Борисов.
Точка зрения специалистов–политологов представляет немалый интерес:
Валерий Демидов: «Барьер деструктивным элементам может поставить только взвешенная внутренняя политика и взаимовыгодная и углубляющаяся интеграция».
- Западные политологи порой склонны выставлять инициаторов создания Таможенного союза в качестве авторитарных правителей, а режимы в их странах трактовать как суперпрезидентские, а то и вовсе султанистские. Отнесем данные инсинуации и оценки на совесть авторов. Обратим внимание на другое важное обстоятельство. Если три лидера встречаются вместе для обсуждения интеграционной повестки, то представляют собой просто эталон в соблюдении демократических процедур и международного права.
По их поручению создаются и действуют различные комиссии и экспертные группы, идет процесс подготовки проектов и согласования интересов и деятельности в разных сферах. Представляется, что отработанные здесь стереотипы политического поведения и накопленные навыки с межгосударственного уровня рано или поздно перейдут вниз и положительно отразятся на функционировании внутренних государственных институтов и политической культуре. Можно, правда, посетовать на пока ограниченное влияние и черепашьи темпы перемен. Однако, как философствовал один из малайских премьеров, слишком широкая дорога к демократии ведет к краху государства, распаду семьи и гомосексуализму.
Дальнейшие успехи и процветание России и Казахстана, а также развитие партнерских отношений между ними в значительной степени будут зависеть не только от исполнения амбициозных стратегий и программ, наподобие «2050» и т.п., но и от этнополитической ситуации и атмосфере по обе стороны общей границы, протяженностью в 7 тыс. км. В этом плане решение возникающих здесь проблем видится на базе развития и усиления приграничного сотрудничества, в целом интеграционных процессов в различных форматах и уровнях, будь то в рамках Таможенного союза или ШОС. Уже сейчас можно констатировать, что достигнутый уровень интеграции сделал утопичными проекты наших геополитических оппонентов. Так, стала пустой мечтой идея пантюркистов о создании единой «тюркской дороги» от Тихого океана до Средиземного моря. Провалился замысел создать «альянс белого человека» из США, Евросоюза и России против азиатов и, прежде всего, Китая. Во внешнеполитической концепции РФ четко просматривается линия на укрепление интеграционных связей со странами Центральной Азии. Она, как представляется, учитывает исторические традиции и менталитет российского общества.
В Казахстане по переписи населения 2009 года казахов насчитывается 63,1 %. Страна является многосоставной, а проблемы межнациональных отношений в таких условиях всегда будут оставаться актуальными. В случае внедрения в практику государственного строительства концепции «Казак Ели» в ее радикальном прочтении и курсе на создание этнократического государства, традиционным дружеским отношениям между нашими народами может быть нанесен существенный урон.
В последнее время и в связи с вереницей «цветных революций» и угрозами беспорядков на этнической и религиозной почве в средствах массовой информации присутствует немало остросюжетных обзоров и мрачных сценариев развития политической обстановки в странах Центральной Азии. Не вызывает бурного возражения лишь тот фактор, что в прогнозах обычно отражаются не столько реалии, сколько надежды и опасения.
В этом смысле любителям «большой шахматной игры» на просторах Евразии и недругам интеграции с Россией и изобретать ничего не надо. Технология организации майдана хорошо отработана. Точки опоры и спонсоры в лице своекорыстных и неподконтрольных власти и обществу олигархов в принципе известны и намечены. Остается только выбрать момент и спровоцировать массовые выступления под радикальными и экстремистскими лозунгами. Опыт и анализ происшедшего на Украине показывает, что от ультранационалистических заявлений и требований до образования в ответ «народных республик» и гражданской войны один шаг. Естественно, что подобное развитие предположительных событий в Казахстане кардинально дестабилизирует обстановку в макрорегионе и нанесет колоссальный удар по контактам с соседями. Барьер деструктивным элементам может поставить только взвешенная внутренняя политика и взаимовыгодная и углубляющаяся интеграция.
Дмитрий Борисов: «Казахстан остается одним из лидеров процессов экономической интеграции в рамках Таможенного союза и ЕАЭС».
- Если обратиться к трудам главного теоретика «цветных революций» Джину Шарпу и контенту его Общественного института им. Альберта Энштейна, то возникает множество вопросов относительно логики языковой локализации этих ресурсов. Переводы сделаны на 36 языков: азербайджанский, белорусский, каталонский, эстонский, украинский, македонский, сербский и пр. Среди народов Центральной Азии осуществлены переводы на два языка: узбекский и киргизский.
Очевидно, что сотрудники западный фабрик мысли четко понимают конечного адресата результатов их деятельности. Технология «цветных революций» как и любое предприятие требует финансовых вложений. Схема финансирования проста как устройство противотанковой каски: местный ВУЗ, НКО или группа физических лиц получают деньги через грантовый проект. Грантодатели входят в обширную сеть неправительственных организаций и фондов, которые аффилированы с правительственными структурами через систему «вращающихся дверей». Наиболее активные грантодатели в ЦАР: «Национальный фонд демократии»; Международный республиканский институт, который возглавляет сенатор Дж. Маккейн; Internews Network занимется поддержкой открытых проектов в сфере СМИ и обеспечивавшая создание необходимого медийного пространства; Freedom House.
Таким образом: а) информационную и общественную сферы занимает западная позиция б) формируется необходимое общественное мнение в) институты гражданского общества и общественного контроля отвлечены от актуальной общественной повестки дележом грантовых средств.
На сегодняшний день не в одной стране Центральной Азии нет предпосылок для революции в её классическом понимании – как процесса смены социально-экономической формации.
Безусловно, риски государственных переворотов в ЦАР распределены неоднородно и зависят от внутренних условий каждой конкретной страны. В целях ранжировать страны предлагаем обратиться к одному из последний исследований от 25.02.2015 стран Центральной Азии «Политические риски для инвесторов в странах Центральной Азии», которое построено на анализе около двухсот различных показателей относящиеся к социально-экономической и общественно-политической жизни стран региона. («Оценка политических рисков для зарубежных инвесторов в странах Центральной Азии: сравнительный анализ»). Важно отметить, что поведение капитала очень чувствительно к настроениям в обществе, оперативно реагирует на колебания социально-экономической среды в стране: прирастает и задерживается в странах со стабильной внутренней обстановкой и спешно покидает государства, с динамичной сложнопрогнозируемой социально-экономической повесткой дня.
Согласно исследованию самая безопасная страна для капитала – это Казахстан, который набрал 18 баллов. Остальные страны ЦАР практически идут друг за другом с крайне низкими результатами: Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан с 33, 38, 39 и 43 баллов соответственно. Основной вывод исследования: фиксируется развитие негативных тенденций, которые обуславливаются как внешними, так и внутренними факторами, что повышает риски для внешних инвесторов практически во всех странах Центральной Азии с негативным прогнозом на ближайшую перспективу.
Казахстан является состоявшимся лидером среди стран ЦАР, чье положение характеризуется наибольшей устойчивостью к возможным кризисам в общественно-политической сфере.
Среди внутренних факторов устойчивости можно отметить:
Уверенная экономическая политика последних лет, позволила с наименьшими потерями справиться с кризисными явлениями в экономике и сохранить экономический рост и стабильность национальной валюты. Новая экономическая политика получила название «Нурлы жол - путь в будущее», которую Н. Назарбаев лично презентовал 11 ноября 2014 года на расширенном заседании правительства;
Проведена серьезная работа по укреплению социальной стабильности. Власти Казахстана согласовали с крупнейшими субъектами бизнеса соглашения о стабилизации производственных процессов и обеспечения трудовых прав работников, включая сохранение рабочих мест, выплату заработной платы. Подписано более 19 тыс. соответствующий документов (Очевидно, что были сделаны серьезные выводы из жанаозенской истории с бунтующими нефтяниками);
Отсутствует единство среди оппозиции, сценарий на подобии предвыборной кампании 2005 года, когда оппозиция смогла согласовать единого кандидата в лице Жармахана Туякбая мало осуществим. Более того инициатива по проведению досрочных выборов Президента Казахстана не оставляет времени для консолидации оппозиционных сил. Вероятнее всего презедентская кампания 2015 пройдет в формате: конкуренция действующего президента против группы лояльно настроенных альтернативных кандидатов;
Осуществлена работа по укреплению властной вертикали. Первый формат работы – это антикоррупционная компания как механизм отлучения от власти «сомнительных» политиков. На сегодня под следствием находится бывший премьер-министр и три региональных главы. Второй формат – это усиление центральной власти представителями из родной Президенту карагандинской региональной элиты: примерно каждый шестой высокопоставленный чиновник являлся уроженцем этой области. Наиболее влиятельные среди них: Серик Ахметов, Нурлан Нигматулин и Абельгази Кусаинов, Нурлан Нигматулин. Третий формат – ослабление наиболее мощных региональных элит при помощи назначения на должность Акима (руководителя) представителей не из местных элит: Карагандинская, Павлодарская и Восточно-Казахская области. Кадровая политика центральных властей Казахстана способствует преодолению традиционной структуры племенного/кланового и регионального балансов во власти;
Среди внешних факторов устойчивости политического режима отметим следующие:
Эффективный баланс между интересами крупных акторов мировой политики. В пророссийском направлении Казахстан остается одним из лидеров процессов экономической интеграции в рамках Таможенного союза и ЕАЭС. По линии «Запад» Астана активно согласовывает вступление страны в ВТО и дополнительно заключило соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Китайский вектор внешней политики Казахстана реализуется в проекте Экономического пояса Великого шелкового пути. Такая тонкая многовекторная внешняя политика обеспечивает гарантию лояльности со стороны «великих» держав. Косвенно это можно почувствовать на примере таких событий как посредничество Н. Назарбаева в контактах между Западом и РФ, положительные решения по экстрадиции Павлова и семейства Аблязовых, успешное развитие процесса по экстрадиции Рахата Алиева, прерванное вследствие самоубийства.
Казахстан наиболее устойчив к влиянию извне. Такой положение достигнуто благодаря успешной социально-экономической политике страны, отсутствием единой оппозиции и эффективной многовекторной политике по отношению к «великим державам», что обеспечивает руководству Казахстана более широкое пространство для отстаивания собственных национальных интересов.
Подготовил Сергей ИОНОВ
На фото: В.Демидов и Д. Борисов