Главная Политика Россия – не слон в посудной лавке!

Россия – не слон в посудной лавке!

Россия – не слон в посудной лавке!

Фёдор Лукьянов – известный российский журналист-международник, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». В качестве эксперта он частый гость на телевидении. В любой аудитории рады встрече с Федором Лукьяновым, потому как излагает он только свои мысли, а не ссылается на чужие воззрения. С источниками информации проблем тоже нет -- российский политолог владеет немецким, шведским и английским языками. На встрече в подмосковном Голицыно Федору Лукьянову пришлось освещать самые разные темы:


  Каждый за себя…

Совершенно запутанная ситуация сложилась в мире во втором десятилетии XXI века, когда намерения и результаты как-то не связаны друг с другом. Можно хотеть одного, делать другое, а получить третье… 15-20 лет назад казалось, что наступила некая Новая Ясность, но этого так и не произошло. И довольно трудно предугадать, что будет происходить дальше.

Есть стремление вернуть России ее место и доказать всем, что распад Советского Союза не означает исчезновения России с мировой арены. Российско-грузинская война стала такой точкой. США в 2000-е годы старались очень напористо действовать на постсоветском пространстве -- министр Сергей Лавров говорил, что есть красная линия, за которую заходить нельзя, но в это не верили, а зря… И Россия своего добилась: о расширении НАТО речь больше не заходит, и рискну предположить, что и не зайдет.

Считается, что президент Медведев – прозападный; такой улыбчивый и корректный – особенно на фоне Путина. Но вопрос в том, какие задачи перед ним стоят?! Постсоветская повестка дня исчерпана, а новой пока нет. Мир меняется стремительно, предсказывать даже на полгода невозможно… Сейчас Россия находится в ожидании какой-то новой сверхзадачи: что делать? куда встраиваться? А, может быть, пока надо маневрировать и ждать, когда станет более понятно?

Мировая цивилизация вступила в фазу эрозии прежних институтов. И на срок следующего российского президентства возобладает лозунг: спасение утопающих – дело самих утопающих… Кто как может – так и действуй! Это крайне опасный и труднопредсказуемый период. Это означает, что новому президенту России, кто бы им ни был, предстоит проявлять выдержку, а с другой стороны – оценивать и просчитывать риски и возможности. Это очень сложная задача.

 Нагорный Карабах

Страна должна объяснять свои действия. У России интерес в том, чтобы поддерживать деловые отношения с странами, которые находятся в состоянии конфликта из-за Нагорного Карабаха. Нельзя отказываться от Армении – это наш союзник; нельзя прекратить связи с Азербайджаном – это очень важное государство и роль его растет. И это абсолютно нормальная политика – не нужно вести себя, как слон в посудной лавке. Не надо тем самым заведомо ослаблять свои позиции.

С Китая надо брать пример – он очень осторожно ко всем вопросам подходит. И правильно делает! Наша геополитика крайне сложная и нам все время надо играть на всех досках. Вопрос – в какую игру?! Мне кажется, что играть надо в шахматы, а не в Чапаева!

Этот конфликт еще менее разрешим, чем я думал раньше – к такому выводу пришел, побывав в обеих республиках. Каждая из сторон имеет собственное видение, от которого не может отказаться ни при каких условиях. Реальная задача – поддерживать баланс и ни в коем случае не допускать конфликта. Он будет катастрофическим для обеих сторон, и для России. Какой-то мощный внешний толчок может изменить ситуацию на Северном Кавказе (события в Иране? Сирии? Турции?). Но куда может измениться эта хрупкая ситуация – это вопрос!

 Латинская Америка

Сам факт, что Латинская Америка оказалась в поле российской внешней политики вновь – это очень хорошо. Чавес Чавесом, но есть и Бразилия – самодостаточная страна со своим видением мира и своего места в нем. Латинская Америка абсолютно ушла от российских радаров в 90-е годы – и это было неправильно. То, что мы возвращаемся – это правильно!

  Молдова и Приднестровье

Для России там, слава Богу, все спокойно. Люди там привыкли жить, как живут. Приднестровье как препятствие для интеграции Молдовы в европатлантические институты? Да… Но, к сожалению, гораздо большим препятствием является позиция самих евроатлантических институтов – к интеграции кого бы то ни было они не готовы. Им не до того. Думаю, что проблема Приднестровья – это проблема конкретного человека – президента Смирнова, с которым у России отношения совершенно неидеальные, мягко говоря. Ситуация изменится…

Но вот вопрос: а чего хочет собственно Кишинев? Поглощения Приднестровья не получится – этого не допустят ни Россия, ни Украина, ни – самое главное – люди, которые там живут. Потому, что это возбудит те страсти, которые давно угасли. А при попытке навязать что-то они могут и пробудиться… Следующий вопрос: Кишинев готов признать какую-то очень существенную, весомую и влиятельную роль Приднестровья в воссозданном государстве? Если готов – то надо осознавать, что это будет совсем другое государство!

  Китай

Международные отношения – это наука. Есть вещи, которые нужно делать. Если у вас неурегулированные отношения со страной, которая через 10 лет будет заведомо сильнее, чем сейчас, а вы – нет, то вот вопрос: когда лучше урегулировать ситуацию? Сейчас или потом? Ответ в такой ситуации однозначный! С Японией такого подхода никогда не будет. А с Китаем надо было решать сейчас. У нас есть договор – Китай договоры уважает; во всяком случае, больше, чем США

  О стереотипах

Это вещь намного более стабильная и фундаментальная, чем хотелось бы. Они иногда унижают… Такой незыблемой веры в величие и всемогущество США, как у нас, нет больше в мире нигде! У нас отставные высшие генералы или политические деятели прямо переворачиваются: все кругом делают американцы!... Но есть только один вопрос: а зачем? Одни стереотипы и никаких реальных аргументов. Вот, например, Мубарак: это самая лояльная американцам фигура – так зачем же его им свергать? Найдут объяснение…

И в истории с противоракетной обороной выяснилось, что нет никакой возможности отойти от прежнего восприятия друг друга.

  Восточная Европа

С Польшей сейчас выстроен совершенно другой тип отношений, чем еще пару лет назад. С Эстонией – неприязненные, но спокойные. С Латвией в силу специфики политики и общества – больше разных вариантов… Страны-соседи по объективным и субъективным причинам считают Россию для себя угрозой, о чем постоянно напоминают и НАТО и Европейскому союзу. И внутри Евросоюза они занимают позиции более жесткие. Вообще, Центральная и Восточная Европа как-то ушла из центра российской политики – все незаметно переходит в рутину, говорить не о чем… Евросоюз сам погружен в свои внутренние проблемы и ничем не интересуется.

А с Польшей у нас получается – здесь большие усилия прилагает Владимир Путин. Польша – слишком важная страна, чтобы иметь с ней плохие отношения. Особой теплоты ждать не приходится, но прагматический подход все-таки пробивает себе дорогу.


  О России


Наша слабая сторона – демография. На фоне остальных стран к востоку и к югу от своих границ мы выглядим невпечатляюще. Для экономического развития нам придется проводить болезненные и непопулярные меры; многие реформы нужно довести до конца. Опасность – наш болезненный и ни к чему не ведущий переход от имперского самоощущения! Подъем местечкового, изоляционистского сознания – страшная угроза. Это то, что отчасти погубило Советский Союз. К сожалению, уроков мы не извлекли.

Россия – страна, богатая ресурсами, и такое место на карте, что ее трудно обойти. Если мы будем вести себя разумно, то к нам все время будут тянуться и США, и Европа, и Китай для решения своих вопросов.

Подготовил Владимир КУЗМЕНКИН
НОВОСИБИРСК





 

31 декабря 2011

Комментарии (0)