Главная Политика О "МЯГКОЙ СИЛЕ" ТАШКЕНТА НА АФГАНСКОМ ТРЕКЕ

О "МЯГКОЙ СИЛЕ" ТАШКЕНТА НА АФГАНСКОМ ТРЕКЕ

О "МЯГКОЙ СИЛЕ" ТАШКЕНТА НА АФГАНСКОМ ТРЕКЕ

 

 
Какова роль сопредельных  с Афганистаном государств в возможном урегулировании конфликта?
 

   Политика Ташкента в отношении афганской проблематики приобрела новый динамизм с приходом нового лидера в Узбекистане. В рамках новой проводимой политики формирования «пояса безопасности» вокруг Узбекистана и приоритетности выстраивания взаимовыгодных отношений со странами-соседями Афганистан стал одним из основных направлений внешнеполитического курса Ташкента. Намерения Ташкента содействовать установлению мира в Афганистане, восстановлению страны из пепла войны и ее социально-экономическому развитию были благожелательно встречены в Кабуле и многих странах мира, заинтересованных в решении афганской проблемы. 

ЗНАЧИМОСТЬ АФГАНИСТАНА ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА
   Значимость Афганистана для Узбекистана сложно переоценить.  Обе страны ранее были частями исторически сложившегося культурного региона и издревле имели тесные культурные и хозяйственные связи. Важное значение имеет Афганистан, и с позиций возможностей расширения внешней торговли – это 30-миллионный рынок, наиболее крупный из всех сопредельных с Узбекистаном стран. 
   Однако беспрестанные военные конфликты на территории Афганистана на протяжении 40 лет резко ограничивают потенциал экономического развития не только Афганистана и Узбекистана, но и обширного азиатского региона. Война в Афганистане привела к разрушению его экономики, обнищанию населения, покупательская способность населения остается очень низкой. По данным Всемирного банка, ВВП на душу населения Афганистана в 2019 г. составил 507 долл., что значительно ниже, чем в приграничных странах.
   Одним из наиболее негативных проявлений афганского конфликта для экономики Узбекистана является фактическая закрытость южного направления для внешнеэкономической деятельности. Узбекистан отрезан от основных морских торговых маршрутов как минимум двумя странами. Выход через Афганистан к морским портам Пакистана – Гвадара, Карачи – является наиболее коротким, однако фактическая парализованность транспортно-транзитной системы Афганистана ввиду боевых действий и неразвитости транспортной инфраструктуры вынуждает использовать обходные маршруты, что увеличивает и без того высокие транспортные издержки узбекских экспортеров и ведет к удорожанию отечественной продукции для конечных потребителей на внешних рынках.
   Вышеприведенные факторы негативно сказываются на конкурентоспособности и сравнительных преимуществах экономики Узбекистана, не говоря уже о рисках дестабилизации Центрально-азиатского региона. Это обуславливает активные действия Ташкента на афганском направлении в последние годы, призванные минимизировать негативные факторы и расширить возможности для экономического роста Узбекистана.

СОДЕЙСТВИЕ УРЕГУЛИРОВАНИЮ АФГАНСКОГО КОНФЛИКТА 
   Руководство Узбекистана не раз заявляло, что разрешение афганского конфликта возможно только путем диалога между противоборствующими сторонами. В последние годы Ташкент активно выступал с инициативами, способствующими деэскалации ситуации в Афганистане. 
    После 2016 года повестка узбекско-афганских отношений приобрела ярко выраженный экономический характер. Во главу угла были поставлены вопросы торгово-экономического сотрудничества. Это было обусловлено тем, что в силу достаточно противоречивых на тот момент отношений Узбекистана со странами Центральной Азии необходимо было решать, в первую очередь, накопившиеся с ними проблемы, препятствующие расширению экономического сотрудничества. И одним из важнейших направлений развития экономического взаимодействия в регионе является для Узбекистана Афганистан. 
    Понимание того, что без достижения мира в Афганистане невозможно будет использовать в полной мере южное внешнеэкономическое направление, привело к тому, что Узбекистан активно включился в процессы политического разрешения афганского конфликта. Крупным событием в поле усилий Узбекистана по содействию установлению мира в Афганистане стала Международная конференция по Афганистану, прошедшая в Ташкенте в марте 2018 года. 
    Узбекская дипломатия активно участвует в процессе урегулирования афганского конфликта. Постоянно проводятся встречи с представителями не только правительства Афганистана, но и движения «Талибан» (далее – ДТ) (движение "Талибан" запрещено в Российской Федерации - ред.), а также с уполномоченными лицами по Афганистану различных стран. 
   В 2020 году афганское направление в международной повестке Ташкента заметно активизировалось. В сентябре 2020 г. в Дохе в церемонии запуска прямых межафганских переговоров принял участие министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов. 11 ноября Узбекистан посетил председатель Высшего совета по национальному примирению Исламской Республики Афганистан Абдулла Абдулла, который в ходе встречи с Президентом Узбекистана, как сообщала пресс-служба, «дал высокую оценку усилиям узбекской стороны, способствовавшим запуску мирных межафганских переговоров, а также консолидации действий международного сообщества по стабилизации ситуации в Афганистане, особо выделил вклад Узбекистана в вовлечение Афганистана в региональные торгово-экономические процессы».
    Международное сообщество стремится содействовать мирным переговорам и предлагает различные площадки для достижения необходимого консенсуса между противоборствующими сторонами.  Активную поддержку достижению мира выражают и страны Центральной Азии, в том числе и в рамках международных форматов сотрудничества. Афганская проблематика и возможности более глубокого вовлечения Афганистана в межрегиональное экономическое сотрудничество обсуждались в рамках саммита глав государств ШОС, заседания министров иностранных дел диалогового формата «Индия–Центральная Азия», в рамках формата «ЕС–Центральная Азия».
    Стоит отметить, что Ташкент не раз выступал с предложениями проведения одного из раундов переговоров между правительством и движением «Талибан» на территории Узбекистана. Также не раз утверждалось, что содействие социально-экономическому развитию Афганистана будет способствовать и ускорению достижения мира в стране. 
    Необходимо заметить, что интересы Узбекистана в политическом поле Афганистана лежат, в первую очередь, в выстраивании конструктивных, прагматичных и предсказуемых отношений с афганскими властями. Радикализация афганской власти, смещение в сторону фундаментализма скорее будет создавать для Ташкента трудности, в связи с чем в Ташкенте рассматривают диалог относительно будущего устройства власти между ДТ и правительством как единственный вариант, ведущий к установлению более-менее устойчивой системы государственного управления, а главное, достаточно предсказуемого, с сохранением светского характера, с минимизацией религиозного радикализма. 
    Относительно Афганистана политика Узбекистана исходит из нескольких основополагающих аспектов. Первый – минимизировать угрозы военно-политического, террористического характера, распространения наркотиков в стране. Второй – как можно быстрее полноценно задействовать в развитии национальной экономики южное внешнеэкономическое направление. 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С АФГАНИСТАНОМ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ 
    Помимо политической поддержки мирного процесса, Ташкент рассматривает содействие социально-экономическому восстановлению и последующему развитию Афганистана в качестве главного фактора стабилизации ситуации в этой стране. Наглядно это проявляется в том, что в большинстве выступлений Президента Узбекистана на международной арене отмечается необходимость решения афганской проблемы и содействия социально-экономическому восстановлению Афганистана. Ярким примером является речь Президента Узбекистана на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Говоря об афганской проблематике, Президент Узбекистана предложил создать при ООН постоянно действующий комитет содействия социально-экономическому развитию Афганистана. 
   Одними из действенных механизмов содействия являются вовлечение Афганистана в мирохозяйственные связи, наращивание объемов внешней торговли, повышение кооперационной взаимосвязанности с другими странами, и в первую очередь со странами региона. В данном направлении Узбекистан и Афганистан предпринимают активные меры и стремятся расширить потенциал торгово-экономического сотрудничества, что красноречиво демонстрирует двузначный рост торговли даже в период пандемии.
    По данным Госкомстата Узбекистана, Афганистан является шестым в общем объеме экспорта страны. На него приходятся 5% от всего экспорта. По итогам 2020 г. товарооборот Узбекистана с Афганистаном вырос на 25% и достиг 777 млн. долл. Основную часть экспорта Узбекистана в Афганистан составляют пшеничная мука (28,1%), услуги в сфере грузовых железнодорожных перевозок (25,3%), электроэнергия (17,2%). Заметный прирост в экспорте в 2020 г. обусловлен увеличением экспорта пшеничной муки более чем в 2 раза в стоимостном выражении со 104,3 млн. долл. до 217,3 млн. долл. Экспорт электроэнергии увеличился на 31,7%, объем экспорта услуг железнодорожных грузоперевозок – на 29%. Также на 21% увеличился экспорт цемента, на 26,6% – продукции черной металлургии. Необходимо отметить, что в 2020 г. в сравнении с 2019 г. существенно расширена номенклатура экспорта черных металлов и продуктов из них. Если в 2019 г. основным экспортным товаром была электроэнергия, то в 2020 г. – уже пшеничная мука. Взрывной рост экспорта муки обусловлен либерализацией рынка пшеницы и муки в Узбекистане и снижением уровня регулирования мукомольной отрасли. 
     Также следует отметить, что если в 2019 г. в Афганистан осуществлялся экспорт только 293 товарных подсубпозиций, то в 2020 г. – уже 662. Это говорит о резкой диверсификации товарной номенклатуры экспорта. Естественно, что по многим из товаров отмечаются малые объемы натуральных и стоимостных поставок, однако сам факт выхода на афганский рынок с новой продукцией является показательным. Во-первых, это означает, что отечественный бизнес рассматривает афганский рынок как перспективный, а во-вторых, что отечественная продукция является востребованной у афганского потребителя. К примеру, поставки в Афганистан обувной продукции увеличились в 4 раза, фармацевтической продукции – в 2,3 раза, мучных изделий – в 5 раз.
    12 ноября 2020 г. было принято Постановление Президента «О мерах по дальнейшему расширению и укреплению экономического сотрудничества с Исламской Республикой Афганистан». Документ содержит «дорожную карту» по наращиванию торгово-экономического сотрудничества между странами и включает наработки государственного аппарата, исследовательских организаций, экспортного сообщества, активно озвучиваемые в последние несколько лет. Постановлением в структуру МИВТ введена должность заместителя министра по внешнеэкономическому сотрудничеству с ИРА, который по совместительству является директором создаваемой Дирекции зоны свободной торговли «Международный торговый центр Термез», что является явным сигналом усиления значимости для Ташкента афганского направления во внешнеэкономической политике.
    Так, в соответствии с «дорожной картой» планируется в ближайшие годы нарастить объемы торговли до 2 млрд. долл. Для достижения данной цели утвержден ряд мер. В частности, в 2021 г. планируется создание торговых домов отраслевых хозяйственных объединений Узбекистана в Кабуле и Мазари-Шарифе для поставок сельскохозяйственной и промышленной продукции. Для упрощения и снижения издержек при транспортировке для экспортеров между Узбекистаном и Афганистаном прорабатывается подписание соглашения о международных автомобильных перевозках, а также соглашения с афганской стороной о применении скидки до 50% от ставки фрахта на афганских железных дорогах. В этом же направлении планируется упростить таможенное оформление ввоза товаров через узбекско-афганскую границу.
   Постановлением также утверждены и конкретные товары, экспорт которых планируется нарастить на афганский рынок. Это товары народного потребления, экспорт которых намечено довести до 33 млн. долл., а также табачные изделия, гигиенические средства, мебель, детская одежда, мука, хлебобулочные изделия, растительное масло, плодоовощная продукция и прочие продовольственные продукты. 
    Промышленная кооперация с Афганистаном имеет значительный потенциал для дальнейшего наращивания торгово-экономических связей, однако данное направление оставалось слабо реализованным. Постановление предусматривает целый ряд мероприятий, направленных на расширение промышленных связей между странами. В частности, намечается наладить поставки сырья из Афганистана и его последующую переработку в Узбекистане – это мрамор, изделия из камня, плодоовощная и ювелирная продукция, в частности, из лазурита, которым славится Афганистан. Планируется наладить переработку и упаковку плодоовощной продукции на территории МТЦ «Термез» и в дальнейшем экспортировать ее на рынки стран СНГ. На территории Афганистана намечается восстановить деятельность текстильных фабрик при содействии узбекской стороны. Кроме того, узбекской стороной будут изучены возможности по добыче минерального сырья в Афганистане для нужд промышленности Узбекистана.

СУРХАНДАРЬИНСКАЯ ОБЛАСТЬ В ТОРГОВЛЕ С АФГАНИСТАНОМ 
   В повышении уровня торгово-экономического партнерства важная роль отводится приграничному и региональному сотрудничеству. В частности, Сурхандарьинская область, как единственная, граничащая с Афганистаном, уже сейчас лидирует в сотрудничестве с ним. 
   Объем внешнеторгового оборота Сурхандарьинской области с Афганистаном по итогам 2020 г. составил 45,5 млн. долл., что составляет 10,8% от объема внешней торговли области. При этом если в объеме внешней торговли области Афганистан является третьим после Китая и России, то в экспорте – вторым после Китая. Доля ИРА в общем объеме экспорта области составляет 20,8%. Между тем, необходимо отметить, что, несмотря на рост товарооборота Узбекистана с Афганистаном в текущем году, торговля Сурхандарьинской области с ИРА в сравнении с показателями за аналогичные периоды прошлых лет сократилась на 30%. 
   В последние годы отмечается взрывной рост количества предприятий с участием афганского капитала в Сурхандарьинской области. На 1 января 2021 г. число таких предприятий достигло 267 ед., или 63% от всех действующих в области предприятий с участием иностранного капитала. Для сравнения: на 1 января 2019 г. действующих предприятий с участием афганского капитала в области было 100, а на 1 января 2018 г. всего в области предприятий с участием иностранного капитала действовало 57. Эта динамика последних лет весьма показательна. 
   В настоящее время Сурхандарьинская область фактически является основным хабом социально-экономического взаимодействия между Афганистаном и Узбекистаном. В области в последние годы были созданы Международный торговый центр и специальная экономическая зона, во многом ориентированные на стимулирование торгово-экономического взаимодействия с афганским бизнесом. Также в области действует Центр обучения афганских граждан. 
   В рамках утвержденных в ноябре 2020 г. двух постановлений Президента приняты дополнительные меры, направленные на повышение эффективности торгово-экономической инфраструктуры области. Среди прочего утвержден перечень представительств, открываемых организациями в Сурхандарьинской области с целью развития внешнеэкономического сотрудничества с ИРА. Данный перечень позволяет понять, по каким отраслям правительство видит и намерено активно продвигать продукцию на рынок Афганистана. Это продукция нефтегазовой, химической, электротехнической, текстильной, кожевенно-обувной, фармацевтической отраслей, автопрома, промышленности строительных материалов, мукомольной промышленности. Однако главным является создание долгожданной зоны свободной торговли на границе с Афганистаном, которая, как ожидается, станет мощным катализатором экономического сотрудничества.

НА ПУТИ К СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
   О создании на границе с Афганистаном зоны свободной торговли речь шла уже достаточно давно. Одновременно с постановлением по Афганистану был отдельно принят и Указ Президента «О мерах по дальнейшему развитию деятельности специальных экономических и малых промышленных зон в Сурхандарьинской области и г. Ташкенте». Указом в Сурхандарьинской области, на части территории СЭЗ «Термез», создается зона свободной торговли «Международный торговый центр Термез». 
   На территории МТЦ «Термез» будут организованы услуги по приему, хранению, переработке, сортировке и упаковке продукции, а также порталы электронной торговли. Различные таможенные, налоговые, сертификационные, гостиничные и прочие услуги организовываются по принципу «единого окна».  Вводится порядок, в соответствии с которым на территории МТЦ «Термез» разрешено пребывание иностранных граждан в течение десяти дней без оформления въездной визы. Иностранные товары размещаются путем оформления в таможенный режим «свободная таможенная зона», разрешается, в порядке исключения, проведение розничных торговых операций с данными товарами. Вышеперечисленные решения создают основу для свободной торговли на территории Центра и налаживания совместной производственной деятельности, не обремененной излишней бюрократией, тарифными и нетарифными барьерами.  
   Между тем, МТЦ «Термез» является лишь шагом в либерализации и упрощении торговли между Узбекистаном и Афганистаном. В перспективе стороны планируют заключить соглашения о преференциальной торговле и проработать возможность заключения соглашения о свободной торговле. Как ожидается, это даст серьезный импульс для наращивания объемов торговли между странами за счет снижения тарифных барьеров. Естественно, учитывая текущий торговый баланс, точнее, серьезный дисбаланс в пользу экспорта Узбекистана, в большей степени от снижения тарифов выиграет узбекская сторона. 

ТРАНСПОРТ И ЭНЕРГЕТИКА
   Эффект от принятых мер по упрощению торговли может быть серьезно ограничен неразвитостью транспортной и энергетической инфраструктуры Афганистана. Кроме того, как уже говорилось выше, роль Афганистана для Узбекистана и всего Центральноазиатского региона в вопросах транспортного сообщения со странами Южной Азии и кратчайшего выхода к морским портам является очень высокой. Вопросы развития транспортной инфраструктуры Афганистана рассматривались международным сообществом на протяжении десятилетий. К примеру, Азиатским банком развития был разработан обновленный мастер-план развития транспортного сектора Афганистана на 2017-2036 гг. 
   В вопросах реализации транспортной повестки Афганистана Узбекистан принимает самое активное участие. Как известно, в 2010 году Узбекистан построил 100-километровую железную дорогу по маршруту Хайратон–Мазари-Шариф. В 2017 г. между Узбекистаном и Афганистаном было подписано Соглашение о строительстве железной дороги Мазари-Шариф–Герат. Возвращаясь к инициативам Президента, озвученным на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, следует отметить предложение о создании под эгидой ООН Регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности. Учитывая транспортно-коммуникационное значение Афганистана для межрегионального экономического сотрудничества, создание данного центра будет способствовать, в том числе, и развитию транспортно-логистической системы Афганистана, которая является ключевой в развитии межрегиональной торговли. 
   В последние годы также активно обсуждается строительство железной дороги по маршруту Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар. Проект в настоящее время является наиболее перспективным, так как предоставляет самый короткий железнодорожный маршрут до морских портов – пакистанских Карачи и Гвадара. В статье директора ИСМИ Элдора Арипова «Мазари-Шариф–Пешавар»: коридор в новое будущее Центральной и Южной Азии» на сайте gazeta.uz приведены оценки снижения издержек, в случае реализации данного проекта. Ожидается, что железная дорога приведет к сокращению транспортировки товаров из Узбекистана в Пакистан с 35 до 3-5 дней, расходы на перевозку контейнера из Ташкента до Карачи составят 1400-1600 долл., тогда как сейчас при транспортировке до иранского Бандар-Аббаса затрачивается 2600-3000 долл. Немаловажным является то, что предполагаемый маршрут железной дороги будет пролегать через территории, богатые полезными ископаемыми. В частности, в провинциях, по которым, как ожидается, пройдет железная дорога, имеются месторождения угля, серы, меди, железа, мрамора и других ископаемых. 
   В последние месяцы деятельность Узбекистана, Афганистана и Пакистана по реализации проекта заметно активизировалась. 2 февраля текущего года в Ташкенте прошла встреча с участием стран-участниц, а также представителей международных финансовых институтов. По итогам встречи между Узбекистаном, Афганистаном и Пакистаном была подписана «дорожная карта» проекта. К реализации и финансированию железной дороги планируется привлечь государства региона, США, Россию, страны ЕС, международные финансовые институты. 
    Другими не менее важными направлениями Узбекистана в афганской повестке являются энергетика и содействие развитию энергетической инфраструктуры Афганистана. В настоящее время Узбекистан является крупнейшим поставщиком электроэнергии в Афганистан. В то же время афганская экономика испытывает острый дефицит электроэнергии. С целью расширения возможностей по наращиванию импорта электроэнергии Афганистан и соседние страны прорабатывают вопросы по расширению инфраструктуры доставки электроэнергии в афганские провинции. В частности, Афганистан и Узбекистан реализуют проект строительства линии электропередач «Сурхан–Пули-Хумри». Строительство ЛЭП позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70% – до 6 миллиардов кВт. ч в год. В 2020 г. между Афганистаном и Азиатским банком развития во второй половине октября было подписано соглашение о финансировании этого проекта. Соглашением предусматривается выделение 110 млн. долл., основная часть которых будет направлена на строительные работы с привлечением узбекских подрядных организаций. 
   Дополнительно стоит отметить, что Узбекистан и Афганистан прорабатывают возможности привлечения узбекских проектных и подрядных организаций к строительству объектов инфраструктуры автомобильных и железных дорог, а также гражданского и промышленного назначения в Афганистане. 

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
   Без развития человеческого потенциала в Афганистане содействие в создании инфраструктуры будет во многом сдерживаться отсутствием квалифицированных кадров в Афганистане. В данном направлении Ташкент также принимает активные меры. В частности, как уже говорилось выше, в Термезском районе Сурхандарьинской области с 2018 г. функционирует Центр обучения афганских граждан. Как сообщалось в СМИ, в 2020 г. в Центре проходили обучение 172 студента, из которых 119 человек – по направлению «Узбекский язык и литература», 35 – по направлению «Системы наземного транспорта и их эксплуатация» и 18 – по направлению «Акушерство, гинекология и сестринское дело».
   В области подготовки кадров для Афганистана 2020 год также стал знаковым. В частности, в ноябре в Ташкенте был подписан Меморандум о взаимопонимании между Министерством высшего образования Исламской Республики Афганистан и Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан о направлении афганских студентов в Узбекистан для получения образования. 
    В ноябрьском постановлении Президента Узбекистана были определены дополнительные меры содействия в получении образования афганскими гражданами. В частности, узбекской стороной планируется изучить возможности по развитию сотрудничества высших образовательных учреждений в области архитектуры и строительства, выделения квот для афганских граждан на обучение в магистратуре и докторантуре на основе гранта в высших учебных заведениях Узбекистана. В Центре обучения афганских граждан также намечено  внедрить образовательное направление «Основы предпринимательства» и организовать практические семинары с участием квалифицированных специалистов предприятий и организаций Сурхандарьинской области.
    В области межкультурного сотрудничества необходимо отметить, что осенью 2020 г. в Афганистане прошли праздничные мероприятия, посвященные Дню узбекского языка. Также между Узбекистаном и Афганистаном прорабатываются возможности сторон по реставрации памятников культуры и искусства в древних городах Афганистана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Узбекистан и Афганистан стремятся расширить социально-экономическое взаимодействие по всем возможным направлениям и исходят при этом из сравнительных преимуществ своих экономик. При условии стабилизации военно-политической ситуации в Афганистане открываются широкие возможности для наращивания торговли, создания совместных производств, выхода с совместной продукцией на рынки третьих стран. То, что Узбекистан, невзирая на продолжающееся в Афганистане вооруженное противостояние, принимает, по сути, программу социально-экономического сотрудничества с этой страной, говорит о том, что Ташкент видит в мирных переговорах высокие шансы на примирение сторон. 
   Однако разрушенная войной экономика, неразвитость инфраструктуры будут оставаться серьезными сдерживающими факторами для восстановления Афганистана. Потребуются огромные финансовые, капитальные вливания в афганскую экономику со стороны международного сообщества и инвесторов. В данном контексте создание при ООН постоянно действующего комитета содействия социально-экономическому развитию Афганистана может способствовать консолидации усилий мирового сообщества в содействии восстановлению афганской экономики.

Руслан АБАТУРОВ, 
ЦЭИР 
12 августа 2021

Комментарии (0)