Главная Политика "В ТОРОНТО ИМЕННО "КОМСОМОЛКА" ПЕРЕЛОМИЛА АНТИРОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ"

"В ТОРОНТО ИМЕННО "КОМСОМОЛКА" ПЕРЕЛОМИЛА АНТИРОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ"

"В ТОРОНТО ИМЕННО "КОМСОМОЛКА" ПЕРЕЛОМИЛА АНТИРОССИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ"

     С Эвелиной Азаевой мы знакомы целую вечность. Я нисколько не преувеличиваю, так как познакомились мы с ней и работали вместе совсем в другой жизни и совсем в другом веке. Мало того - даже в другом тысячелетии... Когда в начале 90-х она приехала из Казахстана в Новосибирск, и начала трудиться в Сибирском информационном агентстве в качестве корреспондента, мало кто мог подумать, что лет через двадцать она будет жить в Торонто и издавать там «Комсомольскую правду».

   Вскоре она стала редактором газеты «Дайджест «Центральная пресса». И не случайно - хоть и молода была девушка, а проявила незаурядные волевые качества и завидную для многих зрелость суждений.  Именно поэтому чуть позже - когда мне пришла пора уходить с должности собкора «Комсомольской правды» по Западной Сибири  - я настоятельно рекомендовал главной редакции принять в качестве собственного корреспондента именно Эвелину Азаеву. Её приняли на эту работу. И, должен сказать, справлялась она со своими обязанностями прекрасно. Краснеть мне, как рекомендателю, за нее ни разу не приходилось. А потом она уехала в Канаду...

   Но «Комсомольская правда» в душе каждого, прошедшего через нее журналиста, остается навсегда. Вот и Эвелина, очевидно долго не смогла жить без ставшей родной для неё газеты. Взялась за издание «Комсомолки» в Торонто. И, говорят, преуспела в этом деле.

   ...А не так давно президент Международного клуба собкоров «Комсомольской правды» Анатолий Строев прислал мне ссылку на интервью Эвелины одному из русскоязычных канадских порталов. Я прочитал его, и внутренне погордился тем, что знаком с нею лично - Азаева осталась все такой же волевой, целеустремленной и любящей свою Родину.  Да что я вам буду рассказывать! Прочитайте - и убедитесь сами!..

Андрей ЧЕЛНОКОВ,

Председатель Союза журналистов Новосибирской области

 

 

   В своем интервью издатель «Комсомольской правды» в Канаде Эвелина Азаева рассказала о том, как менялась русская диаспора в стране, что происходит с диаспорой украинской и каково на самом деле информационное поле в Канаде. 

 

— Эвелина, Вы — издатель «Комсомольской правды в «Канаде», одного из немногих, насколько я понимаю, русскоязычных СМИ в стране, которое не занимает антироссийских позиций. А что вообще происходит в поле русскоязычных СМИ в Канаде? И насколько велик спрос на объективную информацию о России?

— В Канаде очень мало русскоязычных изданий, которые бы открыто писали, что сочувствуют Донбассу, или что любят Россию. Когда я приехала в эту страну в 1998 году тут просто «сатана правил бал». Русскоязычная пресса и ТВ Канады кипели ненавистью к России. Очень многие. Говорить о России хорошо было признаком дурного тона. Надо понимать, что балом правила эмиграция 70-80-х годов. В большинстве своем люди, которые уехали с обидой на СССР, рвались за границу годами, боролись за это.

В общем, обиженные, недооцененные. Правы они или нет, рассудит история. Но лить столько грязи, сколько многие из них десятилетиями лили на свою Родину – это беспрецедентно.

Конечно, и среди них были любящие Россию, но они боялись слово молвить. Один такой, пожилой человек, после моей публикации о Путине, положительной публикации, в начале 2000-х, вышел за мной из магазина, где работал, оглянулся по сторонам, увидел, что никто не смотрит, и поклонился мне. И поблагодарил. Другой на КВНе, когда вынесли герб СССР и запели: “Но все хорошее не забывается”, заплакал. Но потом как ругал свою Родину, так и продолжил ругать.

Русскоязычные СМИ того времени продолжали бороться с фантомом коммунизма, и это в конце 90-х! Все разоблачали Сталина, говорили про “коммуняк”. Люди как будто законсервировались в том времени, когда эмигрировали.

Так вот, в Торонто именно “Комсомолка” переломила эти традиции. Мы всегда писали с любовью и уважением к Родине, старались улучшить ее имидж и говорили правду о происходящих событиях. Невзирая ни на что.

Русофобы увидели, что народ нас любит (мягко говоря, на самом деле многие просто обожают), что газету разбирают из магазинов очень быстро, что рекламодатели у нас тоже есть, и в итоге сбавили обороты. Очень многие издания просто стали не касаться политики, я их деятельность в шутку называю “пишут, чем лечить мозоли”. Но пусть уж лучше так…

И единицы остались злобными русофобскими троллями. Все их выпуски посвящены России, борьбе против нее. Даже смешно: своей ненавистью они связали себя с Россией навсегда.

В Торонто только мы освещали демонстрации русских против АТО, против того, чтобы Канада давала деньги Украине, помогали проводить благотворительные акции для детей Донбасса, для больниц Донбасса. В итоге против нас работали украинские националисты. Но это нас нисколько не остановило.

— Это, наверное, не самый легкий вопрос (потому что не очень понятно, как считать), но — как настроены наши соотечественники в Канаде в отношении России? В России Канада воспринимается, прежде всего, как страна с не просто большой украинской диаспорой (в которой, догадываюсь, разные настроения), но именно с давними «бандеровскими» традициями. Насколько это так?

— В 2014-15 годах ситуация в русскоязычной общине Торонто коренным образом поменялась. Я уже описала настроения эмиграции 70-80-х. А в 90-е приехали совсем другие люди.

Они никогда не боролись за выезд, более того, они уехали вынужденно. С болью в сердце, с надеждой подзаработать и вернуться. Я говорила со многими и люди признавались: да, они делали себе канадские документы, но в глубине души не считали, что уехали навсегда.

Думали подзаработать, некоторые хотели спасти детей от армии, так как армия России была развалена в 90-е, там царила дедовщина, а кроме того, шла война в Чечне.

Это были в большинстве своем люди, которые никогда не жили за границей, не имели там родственников и плохо представляли себе, что такое Запад. То есть, выехали тысячи наивных, любящих Родину славян, ну и немножко казахов, кавказцев и пр.

Они не подумали, что вернуться будет трудно. Да, тебя никто не держит в Канаде, но пока ты вставал на ноги и зарабатывал, подросли дети. Они, конечно, знают русский язык, но они не так его знают, как дети в России, и они и близко не стояли около российского аттестата средней школы…

У кого-то дети-подростки превратились в Канаде во взрослых, поступили, учатся… Другие уже и работают, женились. И наши иммигранты 90-х годов поняли, что дверка захлопнулась…

Да, можно уехать, но дети останутся здесь. Или ты привезешь их туда, и это будет ломка для них, теперь они станут эмигрантами. Некоторые дети ведь вообще родились в Канаде. Другие наши люди женились на не русских, вышли замуж, народились малыши, и вот уже ты просто не можешь покинуть Канаду без письменного разрешения супруга…

Наша волна эмиграции живет здесь 10-20 лет. Получается, что и пенсию себе мы в России не заработали, а заработали в Канаде. И даже если очень хочется вернуться, то, получается, ты должен бросить детей, пенсию, бизнес если он у тебя построен, и ехать…

Не скажу, что нам всем так уж не нравится жить в Канаде, вовсе нет. В этой стране, если не смотреть на ее агрессивную внешнюю политику в отношении России (которая тоже проявилась только в последние два года, а раньше такого не было), много хорошего. Канада очень удобна для проживания. Именно удобна. Спокойная, безопасная, все упорядочено, здесь есть все условия для ведения бизнеса. Но просто в сердце русского человека живет то, что писатель Анатолий Иванов назвал вечным зовом. В трудные для России времена он становится таким мощным, что мы дышать не можем, у нас температура… 

Мы в последние два года как только ни пытались помочь своей Родине. И митингами, и благотворительностью, и постами в Фейсбуке, и комментариями под статьями в англоязычной прессе, и письмами депутатам Канады, и молитвами за Россию…

Наша волна эмиграции, я считаю, победила русофобские настроения в общине. Нет, они не исчезли, но многие стали придерживать свой язык, чтобы не потерять клиентов. Таких, как мы. Потому, что эта наша волна еще достаточно молода, это люди 30-55 лет, это нам нужны дома, машины, мебель, рестораны, кружки для детей или курсы для них…

Что касается украинской общины, то она замкнулась. Закрылась от нас. Раньше связей между русскоязычной общиной и украинской было куда больше, бизнесы вовсю сотрудничали.

Эта община тоже разделена, но там верховодят майданные настроения. Там очень много тех, кто за Донбасс, против нацизма, но большинство боятся вслух говорить. И все же первую демонстрацию за Донбасс провела киевлянка. Эту девушку потом наказали: ее отцу отказали в помещении для его спортивной школы. Листовки против этой девушки и ее брата расклеили по всему украинскому району. Но и потом украинцы все равно активно принимали участие в наших шествиях. И в Парадах Бессмертного Полка тоже участвовали.

Что такое украинская община Канады? Я вам опишу свое виденье… Очень много украинцев прибыли в Канаду в Первую мировую из Австро-Венгрии. Это были “западенцы”.

Которые не питали любви к русским, понятное дело. Их тут посажали в лагеря, так как Канада была “на правильной стороне истории”, а Австро-Венгрия на неправильной. Страны были в состоянии войны. Около 8000 украинцев пострадали. Однако зла на Канаду они не держат, хотя никаких компенсаций не получили. Интересно как получается, видите?

На Россию многие украинцы зло держат – за так называемый Голодомор, а вот на Канаду невыгодно, видать…

Потом приехала волна страшная, после Второй мировой войны. По сведениям газеты “Торонто Сан”, сюда приехало две тысячи нацистов. В других источниках я читала о десяти тысячах… Это члены дивизии “Галичина” и прочие эсэсовцы.

Сколько ни “боролись” канадские власти через суд за их выдачу за границу, осудить их не удалось. Хотя за ними охотился Центр Визенталя, Россия…

Я слово “боролись” поставила в кавычки потому, что я не верю, что правительство не смогло их выдать. Считаю, не хотело, имитировало борьбу. Недавно, как только Россия затребовала выдачи Владимира Катрюка, которого многие считают последним карателем Хатыни, так и объявили, что он умер. Да, ему было за 90, этому пасечнику из Монреаля. Но он так резко скончался, что я до сих пор подозреваю, что его просто перевезли на другую пасеку и поменяли имя. Так вот, какими могут вырасти дети бандеровцев и полицаев? С какими взглядами? А внуки? Только с ненавистью к России, которая их била, била, да не добила. Здесь же даже семья Степана Бандеры проживала…

За 100-50 лет украинцы увеличились в численности, обогатились, прошли в коридоры власти, заняли очень высокие посты. Был генерал-губернатор Канады – украинец, сейчас, пишут, армией страны руководит украинец. Депутаты есть украинцы. Вот вам и лобби… Мы, русские эмигранты 90-х, живем тут мало и у нас период становления, адаптации. А у этой общины уже сила. Но ничего. Мы догоним. Нас мало, но мы в тельняшках…

Политикам же канадским, как и политикам украинским, и многим российским, мне кажется, безразличны вопросы истории и морали. Если завтра русских станет 1.3 млн, политики легко поменяют взгляды на пророссийские, чтобы угодить нашему избирателю. Тут все дело в цифрах, которые так важны на выборах.

— Я знаком с не одним издателем «Комсомольской правды» за рубежом, и, как правило, у всех у них довольно уникальная история о том, как они к этому пришли. А какова Ваша история?

— Уникальная история? Н-ну, меня это смешит немножко. Если ты был поваром или танцором-чечеточником, а стал издателем, то тут, конечно, есть уникальность. Я же всегда была журналистом, до эмиграции работала собкором “КП”.

Потому моя судьба была предопределена и ничего уникального в том, что журналист остался журналистом, нет. Я никогда не планировала поменять профессию, и если бы мне сказали, что вот тебе канадские документы, но ты не будешь журналистом, я бы здесь не осталась.

Журналистика – мое все. Профессия никогда меня не предавала, всегда кормила, поила, развлекала, утешала. У меня много верных читателей и почитателей. Артисты вон говорят, что они служат. Но мы тоже – служим. Я лично воспринимаю свою работу как миссию, потому и говорю правду, несмотря на то, «приобрету» ли я на ней деньги или потеряю.

В обществе утвердился циничный взгляд на журналистику, на самом деле очень многие журналисты – честные люди, жертвенные, самоотверженные. Посмотрите на Стешина и Коца, на Асламову, они ведь рискуют жизнью. А сколько журналистов убиты в Новороссии.

Среди моих знакомых есть журналисты, которых в 90-е нашли на рельсах, выкинули из окна. Нет, среди нашего брата много очень правильных людей. Я очень уважаю журналистов и ценю то место, то поле боя, на которое меня Бог поставил.

Вопросы задавал Аркадий БЕЙНЕНСОН

 

8 августа 2016

Комментарии (3)

Гость 11.08.2016 в 02:47

Спасибо за интервью,я верю и надеюсь что людей которые пишут и говорят правду услышат,особенно за ДОНБАСС. Спасибо!!!!

Гость 12.09.2016 в 21:27

Молодец Азаева ! Как хорошо, что такие люди живут в Канаде .

ГостьОльга 19.04.2024 в 15:50

Умница. Наш, русский человек.Патриот.Прекрасный слог, ясные мысли . Настоящий журналист.