Главная Политика ВАШИМ САНКЦИЯМ - ТРУБА!

ВАШИМ САНКЦИЯМ - ТРУБА!

ВАШИМ САНКЦИЯМ - ТРУБА!

   В наши дни такое слово, как «санкции», прочно вошло в повседневный лексикон. После воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года наши западные «партнеры», продолжают вырабатывать всевозможные санкции в попытке истощить экономику и заставить Россию плясать под их дудку. Санкционные войны, импортозамещение, поиск новых рынков сбыта и смена экономических приоритетов стали обыденными для нас. Однако мало кто знает, что история санкций против нашей страны насчитывает не один десяток лет. Более того, можно сказать, что СССР, а теперь и Россия, исторически находятся под непрекращающимся экономическим давлением. Возможно, поэтому оно воспринимается нашими гражданами совсем не так, как этого хотелось бы западным элитам. Тем не менее, экономические санкции любого характера, особенно применяющиеся против такой большой страны, как Россия, всегда оказывали и будут оказывать экономический эффект не только на неё и сопредельные государства, но и на мировой рынок в целом. История уже не раз это показала.

ПЕРВЫЕ САНКЦИИ

   Интересно, что первые пакеты санкций (говоря современным языком) стали вводиться против РСФСР, а позже и СССР еще в 1917 году. Основанием для таких жестких мер стало начало сепаратных переговоров с Германией, которые начали вести большевики. После заключения советским правительством Брестского мира с Кайзеровской Германией 3 марта 1918 года, выхода из войны, национализации предприятий и отказа от выплат по долгам Российской империи бывшие союзники по Антанте ввели полный запрет на все экономические отношения с молодой советской республикой. Чуть позже к этому блоку присоединилась и проигравшая войну Германия, вынужденная выполнять условия победителей. Санкции Антанты оказали серьезное влияние на внешнюю торговлю РСФСР: если в 1918 году ее оборот составлял 88,9 млн руб., то в 1919 году — 2,6 млн руб.

  Несмотря на эти меры, экономика СССР развивалась, хотя и медленнее чем могла бы. Более того, с 1929 года, когда был взят курс на индустриализацию страны, темпы развития экономики СССР стали настолько велики, что многие западные компании уже не видели для себя никаких проблем в сотрудничестве с Советским Союзом. В 1930 году США вводят очередной антидемпинговый пакет санкций против СССР. Американцы считали, что СССР продает свои товары намеренно дешево, тем самым пытаясь демпинговать на рынке спичек, угля, асбеста, марганца. К американцам присоединились французские власти, недовольные финансированием французской компартии через советский Коминтерн. Однако эти санкции продержались всего чуть более года, пока все вопросы между странами не были улажены. Тем не менее общий оборот советский внешней торговли упал с 1,6 млрд руб. в 1930 году до 1,5 млрд в 1931-м. Советский экспорт за этот период тоже снизился – с 812,7 млн до 636,1 млн руб. Следующий пакет мер был принят против СССР в марте 1933 года. Инициатива исходила со стороны Великобритании, однако санкции были связаны скорее со шпионским скандалом. Пятеро британских граждан были арестованы в СССР по подозрению в шпионаже. Чуть позже в результате переговоров между странами британцы были отпущены, а английские санкции отменены.

"Большевики пишут ответ лорду Керзону". Карикатура 1923 г. Журнал "Перец".

   Последний довоенный пакет санкций был введен с подачи США как ответ на Советско-финскую войну. Американцы называли его «моральным эмбарго». Однако эти санкции и вовсе не оказали сколько-нибудь существенного влияния на советскую экономику.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА

   Начавшаяся в 1946 году «холодная война» стала раскручивать маховик новых экономических ограничений против Советского Союза.

   В марте 1948 года Министерство торговли США ограничило экспорт стратегических материалов, оборудования и вооружений в СССР и соцстраны Восточной Европы. В 1949 году эти ограничения были закреплены в Законе об экспортном контроле (Export Control Act).

  Для реализации ограничительных мер в 1949 году по инициативе США был создан Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ; Coordinating Committee for Multilateral Export Controls, COCOM), который осуществлял надзор за поставкой товаров и технологий западных государств СССР и его союзникам. В КОКОМ входили 17 западных стран под предводительством США. Еще шесть государств сотрудничали с комитетом. Координаторы разработали стратегию «контролируемого технологического отставания», согласно которой техника и технологии могли продаваться в социалистические страны не раньше чем через четыре года после их серийного выпуска. КОКОМ вел три списка товаров и технологий: первый – с полным запретом на экспорт, второй – с экспортом в ограниченном количестве и третий – без ограничений экспорта, но с контролем за их конечным использованием. КОКОМ прекратил свою деятельность в 1994 году. Хотя положения этого договора иногда и нарушались его участниками, он всё же играл существенную роль в конфигурации сложившегося противостояния двух блоков стран.

   В целом до начала 60-х годов, после охлаждения в отношениях и спада в торговле в конце 40-х, намечался даже некоторый рост в объемах торговли между странами соцлагеря и западом. Даже закон об оборонной взаимопомощи и контроле, принятый в США в 1951 году, который отменял положения о сотрудничестве времен Второй мировой войны, не смог повлиять на сокращение торгового оборота между США и СССР.

  Следующее обострение случилось уже в течение 60-х годов при строительстве трубопровода «Дружба», который должен был поставлять из СССР в ФРГ природный газ. В целом большие успехи Советского Союза в освоении месторождений и наращивании своих нефтегазовых ресурсов расценивались американцами не иначе как военная угроза. США продавили запрет на поставку труб большого диаметра в СССР. Но на фоне улучшения отношений СССР и стран Западной Европы, десятикратного роста добычи сырья в нашей стране и топливного кризиса 1973 года ограничения были сняты. Отдельно следует упомянуть министра внешней торговли СССР Николая Патоличева, который провел гигантскую работу на международном уровне для прорыва этой блокады.

САНКЦИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

   Современными санкциями, как это ни парадоксально, можно считать все ограничения, начиная со знаменитой поправки Джексона-Вэника к закону о торговле США от 1974 года. По инициативе сенатора Генри Джексона и члена Палаты представителей Чарльза Вэника в закон была внесена поправка, отменяющая режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также возможность предоставления кредитов и кредитных гарантий для стран, которые ограничивают право своих граждан на эмиграцию. Кроме того, поправкой предусматривалось применение дискриминационных тарифов в отношении товаров, импортируемых США из стран с нерыночной экономикой. Поводом для введения данных мер послужил указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 года, согласно которому граждане, выезжающие на постоянное место жительство за рубеж и имеющие высшее образование, должны были возместить государству затраты на их обучение в вузах. Поправка была отменена только в 2002 году, когда американцы соизволили наконец признать Россию страной с рыночной экономикой.

   Новый виток противостояния пришелся на последнее десятилетие существования СССР. В богатые на события 1980-е годы, которые начались сразу с нескольких крупных событий для нашей страны. Безусловно, одним из главных событий стал ввод советских войск в Афганистан в 1979 году. Американцы использовали это как предлог для введения «зернового эмбарго» против СССР. Однако оно не достигло своей цели, и, честно говоря, не работало, поэтому уже в 1981 году было отменено. Однако новый президент США Рональд Рейган, выступил как один из самых последовательных противников СССР, при нем было принято огромное количество всевозможных санкций против нашей страны. С его подачи бойкотировалась летняя Олимпиада в Москве в 1980 году. Но затем он развернул куда более серьезные меры. Использовав введение чрезвычайного положения в Польше как предлог, американцы нанесли очередной экономический удар. Первый пакет был объявлен президентом Рейганом 29 декабря 1981 года. Главным решением этого пакета стал запрет на поставку американскими компаниями в СССР электронного и нефтегазового оборудования. Этот шаг должен был воспрепятствовать строительству советского экспортного газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, которого американцы боялись ничуть не меньше военной мощи СССР, они считали, что Европа таким образом попадёт в энергетическую зависимость. Интересно, что этот запрет привел к очередному экономическому конфликту США и Европы, итогом которого стало фактически игнорирование европейскими компаниями этого запрета и продолжение сотрудничества в энергетическом секторе с Советским Союзом. Тогда же, в 1981 году, были введены санкции против «Аэрофлота», который смог возобновить полеты в США только через пять лет – в 1986 году.

   Согласно данным советской статистики, объем торговли между СССР и США в 1979 году составлял 2 млрд 837 млн руб., а в 1984 году – вырос до 3,1 млрд руб. В этот же период отмечался постоянный рост торгового оборота между СССР и «промышленно развитыми капиталистическими странами». В 1979 году объем торговли между ними зафиксирован в размере 25,8 млрд руб., в 1984 году – 40,9 млрд руб. То есть вопреки мнениям различных фальсификаторов и несмотря на давление и экономика СССР, и внешний торговый оборот только росли.

   Дальнейшие события в нашей стране, в том числе «перестройка», «гласность», за ними исчезновение СССР, развал социалистического блока, полностью перекроили политическую и экономическую карту мира.

  И сейчас мы живем в новых условиях, в новой стране, но видим, что западные «партнеры» не забыли свои старые методы. Они всё так же пытаются задействовать экономические рычаги давления на политическое устройство России. Насколько мы можем быть устойчивы к такому давлению, покажет время. Ясно одно: современная Россия имеет большой запас прочности для своего поступательного развития и готова к всевозможным дискриминационным мерам извне. Главное, не забывать все те уроки, которые мы можем вынести из истории санкционных войн против нашей страны.

Никита БУРАНОВ,

История.РФ

22 марта 2019

Комментарии (0)