Интервью
архив новостей
ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ: НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
«Махалля испокон века считается хранительницей традиций народа Узбекистана и его обычаев. Подобной организации общества не найти в других государствах мира — это целая система отношений внутри одного или нескольких городских кварталов, которая существует на территории государства в течение нескольких веков. Современная махалля является территориальным объединением Узбекистана, имеющим место как в кварталах многоэтажек, так и в районах индивидуальной застройки, это признанный законом механизм самоуправления».
https://uzbekistaninfo.ru/chto-takoe-mahallya
Развитие системы самоуправления является сегодня не только условием, но и важным средством построения гражданского общества.
В последние годы правительством Узбекистана уделяется особое внимание созданию системы, обеспечивающей участие граждан в осуществлении государственного управления и самостоятельном решении вопросов местного значения в стране, что создаёт сильное гражданское общество.
В частности, в стране сегодня создана уникальная система местного самоуправления — институт Махалли, который выступает защитником прав и свобод самых разных слоев населения, тем самым поддерживая баланс интересов в социуме. Эта система не является органом государственной власти и осуществляет свои полномочия в соответствии с законодательством в пределах конкретной территории.
Благодаря большому вниманию, уделяемому этой системе руководством страны и принятыми нормативно-правовыми документами, можно с уверенностью сказать, что эта система стала настоящим символом национальной идентичности.
Принятые меры позволили значительно усовершенствовать данный институт. Сегодня Махалля выполняет более 30 функций социально-экономического характера, которые ранее находились в компетенции местных органов государственной власти. Здесь решаются самые различные вопросы — проблемы занятости населения, особенно среди молодежи, путем создания малых, семейных предприятий и организации надомного труда, рациональное и эффективное использование приусадебных участков, улучшение экологической ситуации и др.
В структуру этого органа также входят комиссии по вопросам просвещения и духовности, несовершеннолетних, молодежи и спорта, благоустройству и озеленению, общественному контролю и защите прав потребителей, по социальной поддержке, работе с женщинами.
Сегодня Махалля активно ведет работу с населением по сохранению мира и стабильности, возрождению и развитию лучших качеств народа — традиций добрососедства и взаимопомощи, гуманизма и милосердия. Она стала настоящим центром оказания адресной поддержки социально уязвимым слоям населения, развития частного предпринимательства и семейного бизнеса.
При содействии Махалли расширен доступ населения к государственным услугам в отдаленных населенных пунктах, в том числе - обеспечение доступа каждой семьи к услугам, предоставляемым Центрами государственных услуг по принципу «центр — махалля — гражданин».
Кроме того, в рамках инициативы Президента Узбекистана в стране осуществляется подготовка кадров для сходов граждан, повышение их профессиональных знаний, навыков и квалификации, переподготовка кадров для управления на районном уровне. Повышена роль этих сходов в работе с обращениями, выявлении и решении проблем населения.
Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» не допускается вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность органов самоуправления граждан. Более того, государственные органы создают необходимые условия для осуществления деятельности органов самоуправления граждан, оказывают им содействие в реализации полномочий, предоставленных законодательством.
Одной из целей дальнейшего совершенствования этой системы является повышение эффективности роли и активности микрорайонов, внедрение современных механизмов организации работы сходов граждан, преобразование Махалли в максимально близкую и дружелюбную к населению структуру, реализация права на вступление в объединение, представляющее интересы сходов граждан, укрепление материально-технической базы и дальнейшее развитие сотрудничества с государственными органами и институтами гражданского общества.
В целом, благодаря органам самоуправления граждан, сегодня в Узбекистане практически каждый квартал стал местом мира и согласия, взаимного уважения и солидарности.
ДЛЯ ПОЛНОЙ ЯСНОСТИ:
«Руководителями махаллей обычно были местные жители — старейшины, которых называли аксакалами. В средневековье махалля несла и религиозную функцию, так как на ее территории была расположена мечеть, которая играла важную роль и считалась местным религиозным центром для жителей махалли.
По некоторым данным границей махали считались те территории, куда не проникал голос муэдзина, призывавшего на молитву с мембара местной мечети. Центром общения в махалле была и остается чойхона — мужской клуб, в котором мужчины собираются на гап для общения. Слово «чойхона» дословно переводится как «комната для чая».
Махалля — это социальный институт, члены которого соблюдали строгую культуру в общении, прежде всего в нее входило уважение к старшим и образованным жителям, участие в добровольных работах, направленных на улучшение жизни махали, такие работы назывались «хашаром».