Главная Происшествия Услышат ли Президента России новосибирские судьи и прокуроры?

Услышат ли Президента России новосибирские судьи и прокуроры?

Услышат ли Президента России новосибирские судьи и прокуроры?

В послании Федеральному собранию 3 декабря президент России Владимир Путин описал ситуацию с преследованием бизнеса, не стесняясь в выражениях. «83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть, их попрессовали, обобрали и отпустили», — сказал президент, уточнив, что коррупция – препятствие для развития нашей страны. К сожалению, на практике складывается именно такая ситуация. 65-летний офицер, занявшийся после увольнения со службы собственным делом, оказался за решеткой по подозрению в мошенничестве. Чтобы отправить предпринимателя в СИЗО, сторона обвинения использует абсолютно абсурдные доводы. Но, к удивлению и ужасу общественности, суд эти доводы полностью разделяет. А что же надзорный орган – прокуратура Новосибирской области? Где её веское слово в защиту действующего законодательства, прав и свобод граждан? Читали ли они Послание Президента России, где черным по белому для них написано: «Подчеркну, прокуратура должна шире использовать имеющиеся у неё инструменты контроля за качеством следствия. Сегодня, напомню, у прокуратуры есть такие инструменты, как отмена постановления о возбуждении уголовного дела, отказ от утверждения обвинительного заключения или даже от поддержки обвинения в суде. Надо активнее использовать то, что имеется, и только после этого мы сможем проанализировать, а что же происходит на практике».

 

Победа над стихией

 

 

 Смотрите, как у нас хорошо стало, это все Василич, приезжал на стройку раньше рабочих. Каждый божий день здесь был, я таких начальников еще не видал!

   Житель села Сосновка Новосибирской области Владимир Томилин с удовольствием показывает округу своей деревушки. Еще два года назад, Саныч, как его называют соседи, хватался за голову в ожидании очередной весны. Дом Саныча – первый от берега, вода, поднимаясь, «съедает» несколько метров берега. Местные жители пытались укрепить берег самостоятельно: с обрыва сбрасывали старые покрышки, велосипеды, арматуру и даже отжившие свой век мотоциклы. Приехавший на место бедствия губернатор был недоволен такой свалкой. Но выбора у жителей Сосновки не было, 7 домов уже ушло под воду.

Согласно заключению специалистов, берег в этом районе области отступает на 2,6 – 8,4 метра ежегодно.

Руководством региона было принято волевое решение укрепить берег Новосибирского водохранилища, так называемого Обского моря, на участке Сосновка – Быстровка, 3 км вдоль деревень, которым угрожала самая большая опасность.

 Это проблема всего водохранилища, — прокомментировал ПАСМИ доктор географических наук Института водных и экологических проблем СО РАН, профессор кафедры водных изысканий и экологии НГАВТ Валерий Савкин. — Еще в советское время были укреплены участки городского берега. Вообще хранилище надо укреплять по всему периметру, но средств на это нет, поэтому укрепляются лишь те участки, где существует реальная опасность для жизни людей.

Так выглядел берег до строительства

 Так берег выглядит сейчас

 

 Тендер на строительство берегоукрепительных сооружений выиграла новосибирская компания «РИТЦ», фирма к тому времени имела опыт возведения подобных строений. Заказчиком в госконтракте выступило Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «ВерхнеОбьрегионводхоз». Для укрепления берега был сформирован каменный банкет, который, во-первых, предохраняет берег от разрушения, во-вторых, служит площадкой для намывания песка. Банкет планировали построить из камня излившихся горных пород – гранитов и диабазов – камни должны были подвозиться по воде, однако из-за проблем, возникших у Западно-Сибирского речного пароходства, способ доставки пришлось поменять, камни решили возить самосвалами из близлежащих карьеров. В пределах, допустимых проектом, находился карьер мраморизованного известняка, и исполнитель совместно с заказчиком приняли решение заменить камень. Изменение в документации согласовали и принялись за работу. На тот момент мраморизованный известняк имел меньшую стоимость (сейчас он стоит уже дороже), поэтому решено было увеличить объем камня, чтобы не менять сметную стоимость.

Принимать проект приехала большая делегация. На ролике, снятом местным телеканалом, мы видим и губернатора Василия Юрченко (сейчас этот пост занимает Владимир Городецкий), и главу поселения. Заказчик принимал проект с особой строгостью, вопрос был не только техническим, но и имиджевым, и стоял на контроле у первого лица региона. Были проведены исполнительная съемка, лабораторные исследования камня, техническая экспертиза объекта, — все исследования доказали, что объект соответствует всем нормам.

Строителям удалось даже сохранить окружающую флору и фауну, многотонным грузовикам приходилось изворачиваться, но сносить березку – любимицу селян – директор ООО «РИТЦ» запретил и засадил берег новыми кустарниками и деревьями, как и было предусмотрено в проекте.

Проигрыш системе

Директор и учредитель ООО «РИТЦ» и есть Василич, Сергей Васильевич Павлов — офицер, полковник в отставке. Почти десять лет Сергей Васильевич занимался строительством водных сооружений. Компания «РИТЦ» («Региональный инженерно-технический центр») выполняла по заказу государства строительные работы разной сложности. Через некоторое время после сдачи берегоукрепительных сооружений в Сосновке и Быстровке сотрудники налоговой стали частыми гостями в офисе предприятия. В течение года фирму проверяли по всем направлениям — ничего существенного не нашли, после этого неожиданно появляется уголовное дело о мошенничестве. Оно возбуждается на основании ответа на запрос полиции директора ООО «Инженерные сети» некоего Шахина Гусейнова. Гусейнов пишет, что он рассчитал стоимость камня, использованного на объекте, и эта стоимость почти на 29 млн меньше утвержденной стоимости. Вот и все основания. Следователь Советского отдела полиции на основе предположений неуполномоченного и некомпетентного лица возбуждает уголовное дело и привлекает Павлова в качестве обвиняемого.

По поручению следствия Научно-инженерный дорожный центр Сибирского государственного университета путей сообщения проводит строительно-техническаю судебную экспертизу, по результатам которой делается заключение, что объемы камня занижены. Независимые эксперты, к которым обратилось ПАСМИ, вопрошают: как определить объем камня через два года после сдачи, если он постоянно смывается водой. Способ определения объемов эксперты также ставят под сомнение, чтобы высчитать реальный объем затраченного материала, сооружение практически нужно перебрать по камушкам. Сдавая следователю заключение, эксперты почему-то не взяли на себя письменную ответственность по статье 307 УК РФ «Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод». Ведь на основе документа принимались процессуальные решения, в том числе – лишение свободы предпринимателя Сергея Павлова.

Что в следствии присутствовала коррупция, подтвердили дальнейшие события.

Коррупция в следствии

Менее чем через полгода, после начала следствия следователь отдела полиции №10 «Советский» капитан Владимир Герасюк предлагает Сергею Павлову «решить все вопросы с делом» за 5 млн рублей. «Почему я должен покупать себе преступление?» — спросил Павлов у следователя. После категорического отказа сумма взятки снизилась до 2,5 млн. Павлов обратился в УФСБ по Новосибирской области.

Оперативники провели задержание с поличным, Владимир Герасюк был пойман на получении первого транша. В отношении Герасюка было возбуждено уголовное дело, которое переквалифицировали со статьи «получение взятки» на мошенничество. Оказалось, формально, дело передали другому следователю, так что Герасюк даже не имел возможности повлиять на исход дела Павлова, значит, это уже не взятка, а мошенничество. Следственный комитет быстро расследовал дело Герасюка и передал его в суд. На первом заседании Павлов должен был выступить в качестве потерпевшего. Но коррупция и коррупционеры умеют мстить.

Арест за саженцы

 

Инна Никитина

 

 Накануне начала судебного следствия над Герасюком, следователь полиции ходатайствует о заключении обвиняемого Павлова под стражу. С момента возбуждения уголовного дела прошел год, все это время Павлов свободно передвигался и оказывал следственным органам всяческую поддержку. 22 октября 2015 года председатель Советского районного суда Новосибирска Инна Никитина постановила арестовать Павлова именно потому, что он, по мнению суда, является не предпринимателем, а потенциальным мошенником.

Главным обоснованием своего решения судья называет тот ФАКТ, что преступление совершенно не в сфере предпринимательской деятельности. То есть Павлов, учредитель и директор ООО, много лет проработавшего в сфере строительства, не предприниматель.

В своем постановлении судья Инна Никитина пишет:

«Инкриминируемое Павлову С.В. деяние, исходя из установленных предварительным следствием обстоятельств и в силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, определяющего критерии отнесения деятельности к предпринимательской, не относится к деяниям, вытекающим из указанной (предпринимательской) сферы. Поэтому установленные частью 1.1 статьи 108 УПК РФ ограничения, не допускающие возможность применения меры пресечения в виде заключения под стражу к обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьей 159 УК РФ, на Павлова С.В. не распространяются».

Часть 1.1 статьи 108 УПК РФ как раз говорит о том, что для обвиняемых в преступлениях, совершенных в предпринимательской сфере, мера пресечения в виде заключения под стражу не может быть избрана. А статья гражданского кодекса определяет критерии этой самой деятельности: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

 Несмотря на то, что этот факт очевиден, мне пришлось дополнительно доказывать в суде, что Павлов является предпринимателем, — рассказал ПАСМИ Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Новосибирской области Виктор Вязовых. – Его фирма работает более 10 лет, выполняет госзаказы, приносит миллионные налоги. Мои сотрудники привели данные, полученные от налоговой службы: Павлов платил государству миллионные налоги, давал рабочие места.

Однако этого оказалось мало, чтобы считаться в суде предпринимателем, и судья Никитина усилила постановление рядом других причин, не позволяющих ей вот так взять и отпустить «общественно опасного субъекта».

  Вячеслав Лебедев

 

 Бизнес-омбудсмен Борис Титов считает, что определение предпринимательской деятельности Верховным судом может помочь решить сложившуюся проблему. Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев, наверняка, знает о таких судейских решениях. Но почему тогда он не предпринимает меры, чтобы подобные решения «судей Никитиных», не появлялись впредь, как требует того глава государства.

В своем ходатайстве следователь СЧ ГСУ ГУ МВД РФ по Новосибирской области Евгения Дмуха просит суд арестовать Павлова, так как он уже пытался скрыть доказательства преступления.

«Павлов воспрепятствовал расследованию уголовного дела путем сокрытия доказательств с целью сокрытия хищения бюджетных средств под предлогом посадки саженцев во исполнение условий государственного контракта», — говорится в ходатайстве.

Сама по себе фраза кажется абсурдной, но на самом деле она — ключ к подведению итогов дела – признанию Павлова виновным. В рамках госконтракта компания «РИТЦ» обязана в течение двух лет после сдачи объекта осуществлять его гарантийное обслуживание, в это обслуживание входит и посадка деревьев, корни которых будут дополнительно удерживать сооружение. Уже после возбуждения уголовного дела заказчик попросил в рамках гарантийного обслуживания высадить новые саженцы, так как большинство старых не выдержали зиму. Исполнение своих обязанностей теперь вменяется как сокрытие доказательств.

Следствие уже арестовало счета компании «РИТЦ» и изъяло всю документацию, фактически деятельность компании остановлена, арест руководителя сводит к нулю ее шансы выполнить обязательства по контракту. И после этого можно будет обвинить Павлова уже в реальном невыполнении своих обязательств. Тогда и потерпевший будет, и ущерб. На данный момент заказчик сооружений не признает, что понес ущерб, этот момент существенно осложняет расследование дела.

Может, решение судьи Никитиной – просто инструмент в достижении общей (возможно, коррупционной) цели. Тем более, когда человек в СИЗО, «найти с ним общий язык» становится намного легче.

Посудите сами, оказавшись в СИЗО,  на суде Герасюка Павлов «случайно» сидел вместе с ним в одной клетке, потерпевший и обвиняемый оказались на одной скамье подсудимых – там от Герасюка поступило новое предложение: скажи, что ты мне в долг давал.

Судья прибавила к списку причин и возможность скрыться, и отсутствие тяжелых заболеваний, и возможность оказания давления на свидетелей, которые уже давно опрошены.

«Положительные характеристики на Павлова С.В. с места жительства, грамоты, наличие у него постоянно регистрации в Новосибирске, наличие семьи, сведения о состоянии здоровья не могут служить безусловным основанием для отказа следователю», — пишет суд, указывая, что «интересы общества» здесь «являются более приоритетными перед принципом личной свободы». Но обществу Павлов давал рабочие места, исправно платил зарплату и налоги, строил объекты, которые реально спасают жизни и имущество людей. О каком тогда обществе, или сообществе, говорит Никитина?

 

 

 

Президентский наказ

Владимир Путин
Фото: kremlin.ru

 Так в одночасье бизнесмен, который на протяжении многих лет честно работал, давал рабочие места, выплачивал налоги, исполнял сложные государственные заказы, стал преступником, общественно опасным, преступником, которого нужно держать за решеткой. Не забывайте, что Павлову 65 лет. О его заслугах перед Родиной на протяжении 40 лет службы мы вообще не говорим.

«Кроме того, полагаю, что в ходе следствия по экономическим составам помещение под стражу нужно использовать как крайнюю меру, а применять залог, подписку о невыезде, домашний арест», — сказал президент России.

Интересно, пример Павлова и есть крайний случай? Тогда мы живем очень хорошо, если самые опасные преступники – офицеры-пенсионеры-предприниматели.

«Подчеркну, роль правоохранительной, судебной системы состоит в том, чтобы оградить экономику, граждан от мошенничества и преступников и защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведёт своё дело», — добавил президент.

В интервью ПАСМИ Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, комментируя слова президента, отметил:

«Хочется надеяться, что его наказ дойдет до следственных органов, прокуратуры, судей, чиновников контрольно-надзорных ведомств. Ведь именно от их правоприменительной практики в конечном счете все и зависит. Владимир Путин привел очень печальную статистику: 83% предпринимателей, на которых завели уголовное дело, лишаются своего бизнеса. При том, что до вынесения приговора доходит только 15% дел по экономическим статьям. И я полностью согласен с президентом, это на корню губит деловой климат в стране. Мы также горячо поддерживаем призыв президента максимально широко применять к предпринимателям такие меры пресечения как домашний арест, залог, подписка о невыезде».

Борис Титов
Фото: ITAR-TASS/ Stanislav Krasilnikov

 Борис Титов считает проблему, которой посвящена наша публикация, самой острой в этой сфере: судьи попросту пишут, что предприниматели не являются предпринимателями, не принимая во внимание не только доводы защиты, но и общечеловеческую логику и здравый смысл, а главное, игнорируя закон.

 Наибольшая проблема в реализации этого пожелания в том, что многие предприниматели обвиняются по статье 159 УК РФ «Мошенничество», и судьи и следователи при избрании меры пресечения в виде ареста приводят довод, что их деяния не совершены в сфере предпринимательской деятельности. Что они не предприниматели, а мошенники. Надеюсь, что они все же услышат пожелание президента, — говорит Борис Титов.

Подобные действия судей не только лишают конкретного человека его законных прав, но и дискредитируют созданные в нашей стране институты поддержки предпринимательства и в целом борьбу с коррупцией, провозглашенную главой государства одним из основных направлений внутренней политики.

Арест предпринимателя Сергея Павлова заканчивается 19 декабря, суд должен будет избрать для обвиняемого новую меру пресечения. ПАСМИ будет следить за развитием событий и проведет собственное журналистское расследование в части сути обвинения, предъявленного Павлову. Нам предстоит понять, мог ли он действительно совершить преступление, ведь есть документы, что принятый ФГУ «ВерхнеОбьрегионводхоз» объект полностью отвечал всем требованиям проекта.

Учитывая, что коррупционная составляющая сразу появилась в этом деле, можно предположить, что мотивы возбуждения дела состояли не в том, чтобы раскрыть преступление и наказать виновного. Однако после задержания Герасюка никто, в том числе сотрудники УФСБ по Новосибирской области, обязанные бороться с коррупцией, не инициировали дополнительную проверку обстоятельств дела Павлова, которое Герасюк намеревался закрыть (а, следовательно, имел основания и подтверждающие невиновность Павлова документы).

Ведь получается, что сотрудники ФСБ использовали Павлова для проведения оперэксперимента, реализовали разработку, а после оставили заявителя. Ведь дело Павлова продолжают расследовать коллеги Герасюка, его друзья и соратники. Согласитесь, конфликт интересов может возникнуть. По словам омбудсмена Вязовых, в Новосибирской области были ситуации, когда пойманный на коррупции правоохранитель получал смешной срок, а помогавший фсбшникам заявитель - в разы больший.

Ольга ДРУЖИНИНА,

Первое антикоррупционное СМИ

НОВОСИБИРСК-МОСКВА

19 декабря 2015

Комментарии (0)