Главная Происшествия О реализации прокуратурой Новосибирской области функции ведения правовой статистики

О реализации прокуратурой Новосибирской области функции ведения правовой статистики

   Осуществление этой функции с 2012 года возложено на органы прокуратуры статьей 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 07.02.2011 №4-ФЗ).

  Передача прокурору полномочий по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора – это важная часть меро-приятий по реформированию правоохранительной системы в стране.

  Действующие ведомственные системы учета формируются отдельными правоохранительными органами в условиях отсутствия единой правовой и технической базы. Обработка сведений о раскрываемости преступлений и результатах деятельности правоохранительных органов ведется Главным информационно-аналитическим центром МВД России и региональными информационными центрами на основании специальных форм статистической отчетности.

  Наделяя прокуратуру полномочиями по ведению правовой статистики, законодатель учел уникальность статуса прокурора, который осуществля-ет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, надзирает за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, но при этом сам не проверяет сообщения о преступлениях и не расследует уголовные дела.

  Важнейшее значение имеет то обстоятельство, что работу прокуратуры не оценивают так называемым процентом раскрываемости. Резуль-таты расследований и надзора ее интересуют только с позиций обеспечения прав участников этих отношений и законности принимаемых процессуаль-ных решений. Поэтому выбор законодателя - передать вышеуказанные полномочия прокурору – понятен.

  Было бы наивным полагать, что столь трудоемкое и ответственное дело прокуратура способна взять на себя сразу. Механизм и этапы перехода к реализации этой функции закреплены в Концепции создания государствен-ной автоматизированной системы правовой статистики, одобренной в декабре 2011 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества России.

  Так, в Новосибирской области на первоначальном этапе создана и действует межведомственная рабочая группа по организации единого статистического учета, членами которой являются представители всех органов, имеющих непосредственное отношение к формированию криминальной статистики, а именно - прокуратуры, полиции, наркоконтроля, федеральной безопасности, службы судебных приставов, следственного комитета, службы исполнения уголовных наказаний.

  Эта форма взаимодействия позволяет каждому заинтересованному ве-домству активно участвовать в реформировании и быть осведомленным в происходящих переменах.

  На основании заключенного 26.03.2012 соглашения между прокуратурой Новосибирской области и Главным управлением МВД России по Новосибир-ской области осуществляется информационное, технологическое взаимо-действие, обеспечивается защита информации в автоматизированных системах.

  Для реализации на переходном этапе функции оперативного контроля в прокуратуре области создана группа по надзору за формированием и обработкой документов первичного учета правоохранительными органами, которая ведет работу в тесном взаимодействии с областным информационным центром ГУ МВД. В результате совместной работы выявлен и уст-ранен ряд правонарушений. Например, в конце 2011 года сняты с учёта 258 преступлений, необоснованно отнесённых органами предварительного расследования к преступлениям экономической и коррупционной направленности, а также полностью сняты с учёта 72 необоснованно поставленных на учёт преступления. В 1 полугодии 2012 года в ходе проверок выявлено более 850 нарушений, допущенных при учёте преступлений.

  Решение о передаче прокуратуре полномочий по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности призвано решить ряд важных задач, прежде всего - обеспечить прозрачность, достоверность и полноту учетных сведений о преступлениях, объективность оценки состояния преступности, построение объективной информационной политики в этой сфере, возможность проследить всю цепочку событий от сообщения о совершенном преступлении до исполнения судебного решения, исполнения уголовного наказа-ния и снятия судимости, искоренить злоупотребления при регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях.

 

Сергей  МЕДВЕДЕВ,

 заместитель прокурора Новосибирской  области, 

старший советник юстиции      

 

 

28 ноября 2012

Комментарии (0)