Главная Экономика ДОМ НА ПЕСКЕ

ДОМ НА ПЕСКЕ

ДОМ НА ПЕСКЕ

     «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое».

Евангелие от Матфея 7:24-27

  Не так давно наша газета писала об одной городской «стройке века» - многофункциональном комплексе «Снежная миля». Чтобы освежить читательскую память, процитируем немного:

   «В ноябре 2013 года информационное пространство Новосибирской области взорвалось: в городе будет строиться нечто грандиозное!  Это грандиозное имело название «Снежная миля» и предполагало собой строительство объекта, какого не видели еще в региональной России: многофункциональный комплекс, включающий в себя жилые и офисные здания, со всей бытовой инфраструктурой – ресторанами, кафе, магазинами, развлекательными, лечебными, косметическими, фитнес и прочими центрами... Задумка сама по себе  превосходная: несколько высотных зданий, расположенных на 2 гектарах и объединенных в единый комплекс одним общим этажом, по которому можно будет переходить из одной высотки в другую. Для Сибири с ее зимами трудно найти концепцию, более привлекательную!

   «Общая площадь МФК «Снежная миля», который растянется на 400 метров вдоль ул. Большевистской, составляет 135 тыс.кв.м. Он включает в себя 25-этажный бизнес-центр класса А (23 тыс. кв.м), торгово-развлекательный центр (14 тыс. кв.м.), 3-звёздочную гостиницу, апарт-комплекс (44 тыс. кв. м), который будет состоять из двух корпусов – класса А (96 квартир) и класса В (368 квартир), а также СПА–центр. Предусмотрена в МФК и двухуровневая подземная автостоянка на 1100 машино-мест», - упоенно писали пресса и интернет».

   Самое замечательное, что реализация проекта, по утверждениям его авторов и внедренцев, должна была состояться не позднее 1 июня 2014 года! Столь быстрые темпы возведения такого колоссального сооружения, прямо скажем, у публики вызывали  некоторую оторопь. Но наша отечественная публика - она же, как девушка, - любит ушами! Говорили ей, что к 1980 году в СССР построят коммунизм - верила! Трепали, что СНГ - это тот же Советский Союз, но только более демократичный, - доверяла и этому! Утверждали, что при новом российском капитализме сохранятся все социальные достижения советского строя - упоенно аплодировала!..

   Также и со «Снежной милей»: сказал хозяин проекта и застройщик Евгений Грибов, что 1 июня 2014 года вдоль улицы Большевистской вырастет настоящий город-сад - и чуть ли не на руках готовы были носить его горожане. Казалось бы: где был наш здравый смысл? Живем-то мы, кажется, вовсе не в Китае, но в китайские темпы строительства, обещанные Грибовым, поверили чуть ли не безоговорочно!  

   Стоит ли говорить, что вокруг участка, где должны были в полный рост встать новосибирские «башни-близнецы», мгновенно вырос Его Величество забор!

    Сегодня, когда я пишу, а вы читаете, эти строки, всем нам доподлинно известно, что никакими  китайскими темпами строительства Грибову нас поразить не удалось. Яма, которой обнесен забор, так и остается ямой, на дне которой нет-нет да заливается немножечко бетона...  

   Вдобавок ко всему, яма эта периодически наводит ужас на город тем, что заставляет лопаться асфальт на улице Большевистской, да лопаться не то чтобы какими-то мелкими паутинками трещин, а этакими полноценными, зияющими каньонами, в ширину которых совершенно спокойно сможет провалиться и застрять в ней средней комплекции пешеход. А доведись, не дай Бог, ребенку туда упасть - трагедия случилась бы куда серьезнее! Вдобавок ко всему в вырытый котлован «Снежной мили» совершенно спокойно мог вывалиться добрый кусок улицы Большевистской. А это грозило городским транспортным коллапсом, поскольку Большевистская, как известно, - самая напряженная и запруженная магистраль в городе.  

   Но с трещиной худо-бедно город справился. Ни пешеход, ни ребенок туда не упали. Кусок Большевистской в котлован не осел. (К этому, впрочем, мы с вами еще вернемся!) Забор вокруг ямы стоит по-прежнему, и строительство, говорят, худо-бедно продолжается. Казалось бы - все в ажуре! А вот осадочек у горожан остался... Откуда бы ему взяться, осадочку-то? Попробуем разобраться!    

***

    Начнем с того, что Новосибирск - город с довольно скудным кошельком! Денег не хватает практически ни на что. Приходится кроить-перекраивать, снова кроить... Это я о баталиях, происходящих в городском Совете во время вёрстки бюджета. И потому общепринятой практикой у городских властей стало предлагать желающему выстроить что-то на территории Новосибирска инвестору взять на себя дополнительное обязательство по улучшению городской инфраструктуры. В разумных пределах, конечно! За примерами ходить далеко не надо: так, сдавал трест «Новосибирскжилстрой-2» жилой дом на ул. Орджоникидзе - город с ним, что называется, «на берегу» заключил соглашение о том, что первый этаж новостройки трест безвозмездно отдаст под детскую поликлинику.

  Со стороны муниципалитета разумно?!.. Безусловно!.. Со стороны треста - порядочно и благородно?!.. Еще как!.. В конце концов, и строители, и чиновники, и депутаты, да и мы с вами - все живем на одной территории, и напрямую заинтересованы в том, чтобы территория эта была обустроена максимально комфортно!

   Из той же оперы - требования мэрии к любому застройщику о том, чтобы к возводимому объекту вела удобная транспортная развязка. Ничего сверхъестественного в этих настоятельных пожеланиях нет: строишь объект - будь любезен обеспечить к нему удобные подъездные дороги и пешеходные пути, тропы, тротуары...

  Никакого исключения в этом смысле для застройщика «Снежной мили» - ООО «Эталон», 100-процентным владельцем которого, собственно, и является Е.В. Грибов, муниципалитет не делал. Еще на стадии согласования -  26 июля 2011 года Главное управление благоустройства и озеленения мэрии направило г-ну Грибову  «Технические условия на присоединение к городской улично-дорожной сети», где черным по белому были означены следующие требования:

- подъезд к территории многофункционального комплекса... предусмотреть с ул. Большевистской;

- сброс ливневых и талых стоков с территории предусмотреть закрытым способом в существующую ливневую канализацию. Диаметр ливневой канализации принять по расчету, но не менее 500 мм;

 - предусмотреть мероприятия по предотвращению размыва территории и подъема грунтовых вод;

 - запроектировать и построить ул. Обскую от ул. Большевистской до ул. Грибоедова;

 - запроектировать и построить надземный пешеходный переход через ул. Большевистскую...

      Вы скажете:

- Мол, требования могут быть разными. Муниципалитет, к примеру, мог возжелать, чтобы ООО «Эталон» рядом на набережной Оби точную копию Пизанской башни воздвигло!.. Вопрос, прежде всего, в том, согласен ли был потенциальный застройщик все вышеперечисленные «технические условия» выполнять?

  Так в том-то и дело, господа! Правила российской бюрократической машины - они как воинский Устав - кровью написаны! Кто-то, когда-то на чем-то при застройке городской территории уже обжигался на недомолвках и разночтениях. И потому всё у нас в отечественном бюрократизме предусмотрено до тонкостей! И это - хорошо! Потому что еще накануне получения означенных выше «технических условий» от Главного управления благоустройства и озеленения мэрии такой же документ ООО «Эталон» в лице Е.В. Грибова получило от администрации Октябрьского района города! Датирован он 24 июня 2011 года. Мало того - на нем стоит гриф «Согласовано» с подписью непосредственно самого Грибова и подлинной печатью организации!

   Иначе говоря, Евгений Владимирович был полностью согласен со всеми «техническими условиями»! 

   А будь по-другому, зачем бы он стал писать мэру Городецкому 10 февраля 2012 года письмо следующего содержания:

   «Уважаемый Владимир Филиппович! На основании Постановления мэрии г. Новосибирска за № 8217 от 12.09.2011 года просим Вас подготовить Постановление мэрии о предоставлении в аренду ООО «Эталон» земельного участка для строительства многофункционального комплекса с помещениями общественного назначения, драматического театра, гостиницей и многоуровневой автостоянкой по ул. Большевистской в Октябрьском районе».

   Заметьте -  в начале 2012 года ни о какой «Снежной миле» ни в каких документах не упоминается! Более того: по нашим данным изначально земельный участок вдоль улицы Большевистской был предоставлен ООО «Эталон» еще 28 мая 2008 года на основании распоряжения мэрии № 9515-р совсем под иные цели. Как сказал нам один из чиновников мэрии, «кажется, изначально они собирались строить многоуровневую парковку»!

   Каким же чудесным образом «многоуровневая парковка» вдруг превратилась в проект многофункционального комплекса «Снежная миля»? Вопрос...

  На самом деле нет никаких вопросов! Передо мной лежит Соглашение от 10 ноября 2010 года, которое называется «О строительстве помещений Новосибирского городского драматического театра».

   Заключен этот удивительный документ между известным уже нам ООО «Эталон», мэрий г. Новосибирска и Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева».

   Стороны, подписавшие документ, договорились о том, что ООО «Эталон» вместо просто банальной многоуровневой парковки на участке по улице Большевистской возводит «комплекс зданий и сооружений в составе: многоуровневая автостоянка, драматический театр, гостиница, помещения общественного, спортивного назначения».

   Для реализации задуманного ООО «Эталон» «ходатайствует об изменении разрешенного земельного участка с существующего на «для строительства многофункционального комплекса зданий и сооружений в составе: (см. предыдущий абзац!)»

   Забегая вперед, скажем, что никакого городского драматического театра Афанасьева в «Снежной миле» уже не будет - и это ясно, как Божий день, поскольку все мы с вами знаем, что этому заслуженному, талантливому и интересному коллективу муниципалитетом уже отдан бывший кинотеатр «Пионер», что на улице Горького. Почему отдан «Пионер»? Да потому что поняли в мэрии - никакой Грибов никакому Афанасьеву и его театру ничегошеньки не построит, и Соглашение от  10 ноября 2010 года между мэрией, «Эталоном» и театром Афанасьева можно спокойно сдать в макулатуру.

   Мало того, проанализировав ситуацию, рискнем предположить, что никакого театра Афанасьева Грибов на Большевистской вообще строить не собирался, поскольку еще 29 сентября 2014 года на эту тему его «взяли за грудки» на совещании у тогдашнего первого вице-мэра В.А. Игнатова. Как написано в справке, составленной Управлением архитектурно-строительной инспекции мэрии, «Эталону» «в соответствии с техническим заданием театра Афанасьева было поручено решить вопрос о подготовке проектно-сметной документации внутренней части здания с театральным оборудованием и осуществить строительство объекта в один этап. Однако через несколько дней застройщиком были поданы заявления на выдачу разрешения первого и второго этапов без каких-либо изменений, где строительство театра Афанасьева предусматривалось только во втором этапе (без доработки проектной документации в части внутреннего обустройства театра)». 

   То есть, ООО «Эталон» и его хозяин и руководитель Грибов Евгений Владимирович ни о каком строительстве театра не помышляли. И соглашение между театром, мэрией и «Эталоном» от 10 ноября 2010 года, где ярко расписывалось, как г-н Грибов предоставит театру в построенном комплексе не менее 2500 квадратных метров площадей, было, скорее всего, фикцией! Морковкой, которую вешают перед носом упрямого ослика, чтобы шел вперед бодрее. Кто тут был в роли вешателя морковки, а кто - в роли ослика, уточнять, пожалуй, и не требуется!

   Просто Евгению Владимировичу, наверное, пришла в голову счастливая мысль, что «замануха» со строительством театра может принести определенные преференции. Как то: перепрофилирование назначения участка на Большевистской, повышение социальной значимости ООО «Эталон» в глазах чиновничества, да плюс - возможно, продление заканчивавшегося на тот момент разрешения на строительство...  

   Теперь - об улице Обской, которую, как вы помните, ООО «Эталон» должно было построить параллельно Большевистской для разгрузки транспортных потоков! Мало того - не то что должно было построить по умолчанию, а согласилось с этим условием и скрепило свое согласие подписью все того же Евгения Грибова! Да плюс - еще обязалось ООО «Эталон» построить над Большевистской улицей пешеходный мост. Причем мост этот должен был появиться до начала строительства «Снежной мили», или хотя бы параллельно с таковым!.. Простите, вы иногда ездите по Большевистской?.. Миновав станцию метро «Речной вокзал» в сторону Бердска вы видели на протяжении хотя бы километра-двух какой-нибудь пешеходный мост над проезжей частью? Нет?!! Вот и я - нет! А почему? Да потому что очень похоже на то, что ООО «Эталон» в лице своего хозяина плевать хотело на нужды муниципалитета и свои обязательства перед ним! Когда специалисты мэрии отказали ООО «Эталон» в выдаче разрешения на строительство «Снежной мили» на том основании, что застройщик не желает выполнять своих обязательств перед городом, юристы  Е.В. Грибова добились в арбитражном суде решения о том, что доводы о необходимости строительства ул. Обской и возведения пешеходного моста через ул. Большевистскую «не содержат нормативного обоснования».

    Тем не менее, Обскую Грибов и компания пытались расширять. Очевидно, на первом этапе клинча с мэрией Евгений Владимирович рассудил, что гораздо проще и легче для грядущего бизнеса будет все же выполнить хотя бы часть тех самых «технических условий», нежели их не выполнять... Вы спросите, отчего я пишу об этом с таким скепсисом, не пытаясь даже предположить, что мистер Грибов расширял ул. Обскую из самых добрых и благородных побуждений, а не из меркантильного интереса? Да потому что передо мной лежит документ, датированный 16 января 2017 года, и называется он «Решение Арбитражного суда Новосибирской области». Из него следует, что первоначально вложив определенные деньги в обустройство улицы Обской ООО «Эталон» впоследствии вдруг одумалось и... предъявило иск к мэрии Новосибирска на 12 миллионов 375 тысяч 231 рубль и 14 копеек.  Особенно, конечно, умиляют 14 копеек!!! И удивляют... Хотя, чему удивляться: в иске ООО «Эталон» к мэрии перечислена практически каждая лопата грунта, привезенная на Обскую, и чуть ли не каждый килограмм песчано-гравийной смеси, использованной для обустройства тротуаров...

   Ничего не захотел дать городу, в котором он состоялся как бизнесмен, Евгений Владимирович Грибов!

   Что это, как не игра в наперстки, когда вы на этапе предварительных договоренностей, чтобы получить заветные «пять золотых» - постановление о предоставлении земельного участка, - готовы обещать бедному Буратино и новый театр, и новый мост, и даже целую улицу, а, получив вожделенный документ, тычете в нос деревянному дурачку Гражданским и Градостроительным кодексами и говорите, что его доводы «не содержат нормативного обоснования»?!! И знаете, господа, боюсь, что в роли дурачка-буратинки в данном случае выступает вовсе не мэрия и не мэр, и не депутаты горсовета, и даже не департамент строительства... В роли дурачка оказываемся мы с вами - полтора миллиона жителей города Новосибирска! Полтора миллиона деревянных Буратин в полосатых колпачках и бумажных курточках, над которыми смеется-посмеивается владелец фирмы-застройщика ООО «Эталон» Женя Грибов и  вторит ему владелица фирмы-генподрядчика ООО «Новосибирский строительный трест» Инесса Владимировна Оботнина - по совместительству - родная сестра Евгения Владимировича Грибова! Ни дать ни взять - кот Базилио с Лисой Алисой!!!  

   А чего им, собственно, не смеяться? Ведь и у Базилио, и у Алисы уставный капитал каждой из фирм не превышает 10 тысяч рублей! Люди они бедные. И общества у них, понимаешь, ну, с очень ограниченной ответственностью...

***

   А сейчас, господа, мы подходим к самому интересному!  Скажем прямо, шулерство с обещаниями построить мосты, театры, висячие сады Семирамиды - и с невыполнением этих обещаний - оно никому особого вреда не приносит. Разве что с совершенно определенной стороны характеризует обещалкиных! Конечно, с мостом и театром в городе жилось бы намного лучше, чем без них. Но жили без всего этого - и еще проживем! Тем более, что театру, вон, все же здание-то мэрия дала! И мост пешеходный над Большевистской кто-нибудь все же построит - найдется порядочная компания, я уверен!

   А вот трещины на проезжей части, о которых мы говорили выше - это серьезно! Трещина на Большевистской - это угроза безопасности жителей города! Недаром же вся практически первая половина 2017 года была перенасыщена новостями о том, как «Снежная миля» разрушает улицу Большевистскую!

   Но мы с вами знаем лишь внешнюю сторону дела: по проезжей части ул. Большевистской и тротуару прошли трещины, что свидетельствовало о сползании грунта, находящегося под асфальтом, в котлован, вырытый под «Снежную милю». И в 2017 году вся эта история случилась на первый взгляд совершенно неожиданно: бац! - и поехал вдруг грунт!..

   Оказывается, все было далеко не так! И началось вовсе не в 2017 году!  

   Помните, мы выше по тексту цитировали «технические условия», выданные Грибову  Главным управлением благоустройства и озеленения мэрии?! Так вот там, в этих «технических условиях», есть интересный и важный пункт. Он, среди прочего, гласит, что ООО «Эталон» должно выполнить следующее требование:

    - предусмотреть мероприятия по предотвращению размыва территории и подъема грунтовых вод.

   Было там, как вы помните, и про улицу Обскую. Было и про мост... И видимо, ООО «Эталон», полагая пресловутые «технические условия» чем-то вовсе необязательным к исполнению, решило, что «предотвращение размыва территории и подъема грунтовых вод» стоит в одном ряду с осточертевшим пешеходным мостом и строительством улицы Обской! И потому это требование «технических условий» можно игнорировать с тем же успехом, что и остальные! Вернее, не совсем игнорировать, а самочинно внести изменения в проектную документацию - так, чтобы было и удобнее, и легче, и - главное - дешевле!

   Благо - и исполнитель нашелся!

   «Чего изволите?» - «Изволим, чтобы вы сделали нам и красиво, и дешево!» - «Извольте-с!»

   Для людей с изворотливым интеллектом, как известно, нет ничего невозможного! Нашлось соответствующее ООО с мудреным названием «НИПТ И ПЦ "Сибстройреконструкция" (уставный капитал - 10 000 рублей), которое еще в октябре 2015 года по заказу застройщика внесло изменения в проектную документацию «Снежной мили».  Согласно этим изменениям, в основание будущего комплекса вместо свайного поля из буронабивных свай-стоек стало возможным заложить искусственное основание из уплотненной щебеночной подушки по армированному забивными сваями основанию.

    Самое забавное - нашлось еще одно ООО под названием «ГлавСтройЭкспертиза» (уставный капитал - 12 000 рублей), которое и выдало экспертное заключение № 0018 от 30 октября 2015 года о том, что пресловутые изменения в проект вполне возможны и никаких последствий за собой не влекут!   

      Как утверждает Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области, «при выдаче экспертного заключения по откорректированному разделу проектной документации, проверка на совместимость внесенных изменений с ранее разработанной и утвержденной проектной документацией на весь объект не проводилась».

   Это все равно, что строители Венеции, которая, как известно, стоит на сваях из не гниющей и только крепнущей со временем в воде сибирской лиственницы, вдруг решили бы из экономии заменить лиственницу, скажем, на осину! Я утрирую, конечно, но вспомните землетрясение в Спитаке! Дома сложились как карточные домики мгновенно! А почему? Да все потому же - кто-то из строителей решил хорошо сэкономить... Себе в карман. 

   Примерно то же самое произошло и здесь! Выясняется, что «влияние внесенных изменений в конструкцию фундамента на геологические условия площадки не учитывалось».

   Мало того: «в процессе строительства изменились первоначальные проектные решения по устройству крепления откосов котлована». Вы спросите, как изменились? Да очень просто: чтобы надежно укрепить откосы ямы, необходимо было набить два ряда металлических свайных труб диаметром 600 и 400 мм. Причем, набивать их нужно было через каждые 80 сантиметров. Но - экономия же превыше всего! На самом деле был набит всего один ряд свайных труб диаметром 530 мм - и с расстоянием между каждой сваей 90 сантиметров!

   А ведь боковое давление грунта со стороны ул. Большевистской, по которой ходят вагоноподобные машины, никто не отменял! Да плюс - так называемое гидростатическое напряжение грунтовых вод! Вот и поехало все! Поплыло!.. Уровень грунтовых вод поднялся, давление, соответственно, выросло, сваи начали смещаться, произошел разрыв анкеров...  Начал вымываться грунт... И «поплыла» улица Большевистская!.. Примечательно, что эти вот изменения по столь своеобразному «укреплению»  откосов котлована застройщиками «Снежной мили» даже для проформы ни с кем не согласовывались: ни с какой экспертной и ни с какой проектной организацией. Ну, взяли бы хоть «для близиру» заключение от конторы «Рога и копыта» с уставным капиталом в 500 рублей! Так нет же - все решалось на свой вершок, да мерялось на свой глазок!.. Словно Грибов с сестрой возводят не гигантский комплекс на виду у всего города, а какой-нибудь сарай на собственной даче!

   Окончание читайте здесь: sibirmi.ru/ekonomika/dom-na-peske-okonchanie-29-12-2017.html

30 декабря 2017

Комментарии (0)