Интервью
архив новостей
Игорь Викторович ЮДИН: "КОГДА МЫ ПОЁМ "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ", ЗАЛ ВСТАЁТ!"
Гуманитарно-просветительскому клубу «Зажги свечу!» - 20 лет! Вот уже два десятилетия его члены, в число которых входят известные ученые, народные артисты, мастера спорта, писатели, поэты, композиторы, музыканты, журналисты, врачи, кинематографисты, экс-руководители г. Новосибирска и области - сеют в умах и сердцах жителей Новосибирской области разумное, доброе, вечное... Говорим это без всякой иронии! За годы своего существования клуб объездил почти весь регион, провел сотни встреч с жителями, студентами, школьниками. Каждая из них стала незабываемой как для клуба, так и его аудитории...
Но вот ведь что интересно! Все люди, входящие в клуб, безусловно, - Личности! Это общеизвестно. Каждый сделал для Новосибирска и Новосибирской области столько, что и вдесятером не унести! Об этом тоже - знают!.. А вот о том, как формировалась в них эта самая Личность - знают мало!
Кем были их родители?.. Какие учителя вкладывали в них свои знания?.. Какова была среда, формировавшая в них мировоззрение?.. Какие трудности они преодолевали на своем пути?.. Наконец, какими глазами члены клуба сегодня смотрят на действительность?.. Об этом всём не знает практически никто! Зачастую - даже сами члены клуба не знают этих подробностей друг о друге! И показалось нам, что в данном факте заключается очень досадная несправедливость.
Чтобы несправедливость стала справедливостью, мы решили побеседовать по душам с каждым «клубянином» и в год двадцатилетия клуба «Зажги свечу!» опубликовать эти интервью. Признаться откровенно, мы вовсе не подозревали, за что беремся! Дело в том, что нам открылась целая Вселенная! Такие разные и порой - такие похожие судьбы! Вся история нашей страны - в рассказах членов клуба «Зажги свечу!»... Никогда наша редакция не сталкивалась с более интересным проектом!
Сегодня ваш гость - Народный артист России, главный дирижер Новосибирской хоровой капеллы Игорь Викторович ЮДИН!..
- Игорь Викторович, обычно мальчики не очень любят учиться музыке, долго заниматься на инструменте, предпочитая несколько иные увлечения. Как случилось, что вы выбрали именно эту дорогу? Диктат родителей?..
- Детство мое было, как вы понимаете, советское... Родители были служащими. И как все родители той эпохи - 50-60-х годов - следовали одному, принятому всем советским обществом, правилу: детям нужно давать не только общее образование, но приучать их к спорту, изобразительному искусству, и непременно - к музыке! То была прекрасная государственная система воспитания будущего строителя коммунизма. Я говорю это без всякой иронии. Все было отработано: например, средняя школа и музыкальная школа. Если к старшим классам музыкальная школа перевешивала в мировоззрении юного человека, следовательно, нужно было поступать в музыкальное училище. Если отучился в музыкальном училище и окончил его, значит надо повысить образование - поступить в консерваторию... После консерватории открывались определенные перспективы: тебя могли распределить в хороший оркестр, или театр...
- Иными словами, у вас всё шло именно по этому трафарету?
- По такому - очень хорошему трафарету.
С родителями...
Радость детского сада...
- Вы сказали, что родители были служащими. То есть к музыке они отношения не имели?
- Никакого! Я вам больше скажу: когда в нашем доме появилось пианино, мама, чтобы знать, на каком языке с детьми общаться, пошла и записалась в вечернюю музыкальную школу.
- Тогда возникает закономерный вопрос: если в доме появилось пианино, следовательно, у вас в душе что-то определенно щелкнуло - раз вас потянуло к инструменту?
- Да, действительно, щелкнуло! Случилось это, когда я впервые увидел дирижера нашего оперного театра Михаила Александровича Бухбиндера во время одного из детских спектаклей, в большом количестве ставившихся тогда в Новосибирской опере. Кажется, это был «Доктор Айболит»... И конечно, огромную роль сыграло то мощное воздействие, которое оказал на мою психику его великолепный симфонический оркестр! Я на всю жизнь запомнил это, хотя мне и было-то тогда всего шесть лет. Я не столько, может быть, смотрел на сцену, сколько в оркестровую яму, следя за действиями дирижера и музыкантов. Помню, вернувшись домой с этого спектакля, я собрал все кастрюли, какие были на кухне, и устроил «на радость» соседям свой «симфонический» оркестр! Потом этот случай подзабылся, и может быть, ни я, ни родители не придали ему особого значения, но впечатление от прикосновения к чему-то грандиозному, великому у меня в душе, конечно, осталось.
И потому, когда мама чуть позже по моей же просьбе повела меня в музыкальную школу, я испытывал трепет: как доказать преподавателям, что я достоин у них учиться?! Как умудриться попасть в число этих чудесных, престижных людей - музыкантов?!.. Удастся ли мне освоить тот музыкальный язык, на котором они общаются с миром?
И когда меня приняли, и в доме появился инструмент, радости моей, конечно, не было предела. Радовался и мой батя, который очень любил петь, и первое музыкальное задание я получил как раз от него: научись первым делом аккомпанировать! Это был, скорее даже, социальный заказ!
С мамой, Александрой Тихоновной...
С папой, Виктором Тимофеевичем...
- А если учесть, что для каждого ребенка государством, прежде всего, является его семья, то - госзаказ!
- Ну, да! И знаете, что удивительно: в музыкальных школах того времени очень трепетно относились к запросам близких и родных учащегося: в программу обучения вводился аккомпанемент, нас даже учили подбирать мелодию на слух. И это было очень правильно по тем временам и полезно! Потому что иногда к нам в гости приходил какой-нибудь фронтовик и говорил: а ну-ка сыграй мне вот эту!.. Таким образом, у меня - мальчишки - нарабатывалось знание песен разных поколений, которые поет страна, и расширялся музыкальный кругозор...
Я хочу сказать спасибо той воспитательной, просветительской программе государства, при которой каждый советский человек должен был знать какой-то музыкальный минимум: от полонеза Огинского до наших русских композиторов. Сейчас россияне в массе своей знают значительно меньше, чем тогда! От силы - Чайковского... Ну, и всё!
Итак, я стал учиться в музыкальной школе. Не скажу, что это была гладкая, ровная дорога. Временами у меня по возрастным причинам пропадал интерес к музыке как предмету, но путь этот я все же осилил. Три года проработал в Тогучине как педагог-пианист. Я был уже совершеннолетний, но еще зеленый-презеленый молодой человек! В консерваторию на фортепиано меня не приняли из-за дефекта пальца. Поэтому поехал я в Кемерово в Институт Культуры и поступил там на дирижерский факультет. После того, как проучился год, педагог сказал: «Тебе, Игорь, надо поступать в консерваторию! В нашем институте тебе делать нечего!» Подготовил меня основательно началам дирижерского ремесла, и отправился я вновь в консерваторию - на дирижерский. Поступил. Ну, а дальше все по накатанной: пять лет проучился, потом - аспирантура, ассистентура...
К тому моменту в Новосибирске начали создавать первый в истории города профессиональный камерный хор. Было это в 1981 году.
Выпуск музыкальной школы № 2
- Вы говорите: первый профессиональный... А были еще и непрофессиональные?
- В 1971 году был создан любительский... При Консерватории и Всесоюзном хоровом обществе. В нем были, как говорится, люди всех сословий, и естественно - с голосами. Но в 1981 году на уровне правительства РСФСР было решено создать профессиональный камерный хор в Новосибирске. Он стал первым профессиональным академическим хоровым коллективом в Сибири. Судьба моя и судьба хора с тех пор неразделимы! В коллективе я прошел все ступени от артиста - до художественного руководителя.
- Между артистом и художественным руководителем много ступеней?
- Хормейстер группы, концертмейстер партии, дирижер и так далее... Вскоре после создания коллектива началась перестройка. Страна встала на путь к развалу. И первый руководитель Камерного хора, видя такое дело, в 1986 году уехал. На его место назначили меня. Получается, вот уже более 30 лет я руковожу этим коллективом. Параллельно моей сферой является еще и музыкальное образование - я завкафедрой дирижирования Консерватории. А с 2016 года камерный хор решено было переименовать в Капеллу Новосибирской областной филармонии. Это дает нам несколько большую свободу маневра: увеличение состава, расширение исполнительских возможностей. Вопрос подобного преобразования обсуждался более 10 лет, я с ним надоел всем руководителям и области, и областной культуры, и вот, наконец, свершилось!
Всё это связано с тем, что наша великая русская музыкальная культура - богатейшая в мире и потому требующая наиболее крупного воплощения!
- Серьезно? Наша - самая?!..
- У нас самая сильная команда! Начиная от Чайковского и заканчивая великими советскими композиторами! Ведь те идеи, которые воплощали русские композиторы - они стоят в одном ряду с девятой симфонией Бетховена!.. То, что делали наши, - это не просто лозунги, это ближе к человеку, доступнее для его понимания. Язык у нас музыкальный такой, какого нет больше ни у одного народа. И за это во всем мире нашей музыкальной культуре - почет и уважение! Наших слушают и исполняют во всех нормальных цивилизованных государствах и среди всех просвещенных народов. В той же Японии, в том же Китае, а в Европе - тем более!
То же самое можно сказать и о русской певческой культуре. Достаточно вспомнить, что сразу после Гражданской войны, в начале 20-х годов большевистское правительство отправило в мировое турне бывшую придворную певческую капеллу Санкт-Петербурга (это уже потом она Ленинградской стала). И, несмотря на то, что этот коллектив приехал из непонятной для остального мира красной России, ему рукоплескали во всех городах и странах. А почему? Да потому что великие артисты пели великие русские произведения!
Сегодня же происходит следующее: в основном представителями отечественной хоровой культуры являются камерные ансамбли. Вы представляете себе «Всенощную» Рахманинова, которую поют двенадцать человек? Это же невозможно! Ее может петь только большой коллектив! Вот Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал симфонию «Бабий яр». Внизу партитуры поставил ремарку: «Для 100 басов». А мы сейчас не то, что басов, просто мужчин столько не можем для капеллы найти! Шостакович, работая над этим произведением, никак не рассчитывал на то, что хоровая культура в стране настолько измельчает! Он просто подумать об этом не мог! Потому что в его время подобное было невозможно!
Из большого в нашем деле маленькое сделать легко: исполнить романс для души, или популярные народные песни... Массовая песня никогда не была в репертуаре капелл. Массовые песни пел народ, поскольку самодеятельность в советские времена была на таком подъеме, на таком уровне, до которого нам еще тянуться и тянуться. А вот классику, которую создавали великие русские композиторы, великие советские композиторы, в число которых входит наш современник Георгий Васильевич Свиридов, - ее должны исполнять исключительно большие коллективы! Свиридов, например, писал исключительно для республиканской хоровой капеллы, которая сейчас носит имя Юрлова. «Патетическая оратория» - произведение о судьбе народа, государства. Можно ли ее рассказать маленьким ансамбликом? Нет! Никогда! Это всегда исполнялось такими грандиозными составами, что сейчас и представить невозможно: по две капеллы съезжались и пели!
Недавно на День народного единства эту ораторию исполняли по телевидению. В ней есть часть, которая называется «Разговор с товарищем Лениным». Так вот, части этой в услышанном мною исполнении не оказалось! Простите, но ведь такими темпами мы очень скоро дойдем до такого уровня знания истории, что будем объяснять своим взрослеющим детям, что такое буденовка, кто такой Ленин и почему нельзя Вторую мировую войну называть только Второй мировой, а нужно называть еще и Великой Отечественной!
День славянской письменности и культуры. Благословение митрополита Тихона...
- Вы знаете, Игорь Викторович, я в своей жизни никогда не слышал «Всенощной» Рахманинова. И потому уж простите, если задам откровенно глупый вопрос: неужели ее и в самом деле не смогут спеть 10-12 человек?
- Это не то, что мало... Ну, вы представьте себе: разговор с Господом всего русского православного народа! Всего!.. И не очень удивительно, что вы этого произведения не слышали. Такие полотна сейчас звучат очень редко! А почему? Да потому что так называемых миниатюрщиков развелось очень много, но коллективов, которые бы могли исполнить что-то монументальное - кот наплакал. А между тем великие русские композиторы писали свои великие произведения для великих составов певческих коллективов! И они искренне надеялись на то, что страна будет исполнять эти их произведения. Но никак не силами 10-12 человек!
- Иными словами Шостакович, написав «Бабий яр» для 100 басов, наверняка знал, что такое количество басов в советской культуре нашлось бы?
- Безусловно! Да не во всей культуре в целом, а в культурной Москве можно было бы собрать 100 басов в советское время. Легко!
- А что же сейчас? Не получится?
- Последним творческим проектом ныне покойного Арнольда Михайловича Каца было воплотить в жизнь это произведение Шостаковича. Мы со всей Сибири басов собирали...
-Звучит тревожно!
- Тревожно для меня звучит другое: музыке и пению сегодня в российской общеобразовательной школе отдается 45 минут в неделю. А в Японии еще недавно шла дискуссия: 5 или 6 уроков в неделю отдавать музыкально-духовному воспитанию. Но зато физическому воспитанию в России отдается в неделю 3 урока! Один урок - и три урока... Как говорится: почувствуйте разницу! Нет, конечно, никто против физического воспитания тут ничего не говорит - здоровье детей это достояние страны. Но если в перспективе эти крепкие тела и головы некоторые дяди заполнят нужным им содержанием, мы можем получить аналог украинского майдана. Вот и всё. У пустоголового рука тянется, прежде всего, к бейсбольной бите, а не к дирижерской палочке.
- Ну, и что же делать?
- Потому, собственно и создан клуб «Зажги свечу!», чтобы не было у нас пустоголовых, бездушных... Один клуб, конечно, это маловато. Но любой творческий коллектив России основной своей задачей должен ставить гуманитарно-просветительскую деятельность. Всё!
Когда мы с мужской половиной нашего хора выходим перед зрителями и поем «Прощание славянки» на стихи сибирского поэта Андрея Мингалева, весь зал встает. Почему? Никто ведь никого вставать не заставляет! Ответы надо искать на генетическом уровне. Вот на этом генетическом уровне и надо нам всем работать, не допуская сбоев.
А сбои-то случаются! То мы полыхнем на всю страну каким-нибудь фееричным международным фестивалем. А то - снизим зарплату учителям в музыкальных школах. И на недоуменные вопросы преподавательского состава отвечаем: ну, снижайте нагрузку, давайте поменьше уроков! Но это, слава Богу, было не у нас, а рядом - в соседнем регионе.
- По-вашему, получается, что каждый российский ребенок должен петь хотя бы три раза в неделю?
- Это было бы правильнее, потому что пение - это и физическое здоровье, и самое главное - познание своей национальной певческой культуры! Вот, спрашивается, почему братья-болгары на пике советского времени все наши песни знали от начала до конца? А сейчас спросим наугад какого-нибудь депутата Государственной думы: знает он наизусть все куплеты Гимна Российской Федерации?
- Я уверен, что найдутся те, которые не знают.
- Вот! А наши дети в советское время тоже не могли с болгарскими детьми соревноваться в знании наших же песен! Наши больше одного куплета в памяти не держали.
- Почему?
- Да потому что болгары следовали установке «из песни слова не выкинешь»! И поэтому если они изучали какую-то песню: народную или советскую, то они изучали ее до конца. А у нас всё делалось по верхам. Вот это-то «верхушечное» обучение дало такие ростки вверх, что мы сейчас и почвы-то под ногами не чувствуем!.. А почва-то есть! Нужно просто вернуться к корням. Ведь это же катастрофа, когда многие граждане России не знают своей культуры песенной! Их родители наверняка не посещали уроков пения и не знали, что такое хор! А те родители, которые сами пели в хоре, гарантия - и своих детей поведут в хор. Потому что знают: хор - это единение! Но у нас уже два поколения в этом смысле потеряно! ...Даже Владимир Ильич Ленин две своих работы посвятил хоровой деятельности: одна назвалась «Рабочие хоры в Германии». И в ней он все рассказал: как будет развиваться Германия, к чему придет, и самое главное - кто это все возглавит!
- Интересно! Я таких работ никогда не читал! Уверен - из читателей этого интервью тоже найдется немного тех, кто знаком с этим наследием Ленина. Расскажите!!!
- Речь идет о том, что до Ленинского периода в Германии и в период его пребывания в этой стране хоровое пение рабочих, как организованное, так и стихийное - я имею в виду их массовый вокал в пивных - является редким для других наций, но цементирующим рабочий класс началом!
История нам показала, что Адольф Шикльгрубер тоже этот вопрос изучил досконально. И воспользовался стремлением немцев к единению, так ярко выразившемуся в их всеохватном хоровом пении. Воспользовался на всю катушку! Он был все-таки человек творческий, хотя его и не приняли в художественное училище. И как творческий человек использовал в своих интересах способность массового увлечения немцев раскачиванием в такт хоровых песен.
Ленин это предвидел, написав, что рабочая масса, поющая хором и марширующая под песню в одном строю - это великая сила! Вопрос только в том, куда направить эту силу!
- Я смотрел фильм «Триумф воли» Лени Рифеншталь, снятый по заказу Гитлера в 1935 году. Там и в самом деле производит неизгладимое впечатление картинка возрождения духа нации под те же самые песни хором и марширование с лопатами на плечах. Пока еще с лопатами...
- Именно! Именно духа нации! Дух нации как раз и содержится в музыке, в песнях, в словах!.. Нынешним российским детям сегодня как воздух нужны наши русские песни. Без них невозможно полноценное патриотическое воспитание. Я до сих пор вспоминаю себя мальчишкой в пионерском лагере, как мы там хором до одури пели все, какие знали, пионерские песни, как это нас сплачивало, как мы дружили после этого!! Сейчас пионеров нет - есть бойскауты. Не знаю, что они там поют...
Вся наша музыкальная культура превратилась в танцевальный ритм и попсу. На экраны вышел шансон со своими тремя аккордами - то, что раньше называлось ресторанной музыкой, сегодня звучит повседневно практически по всем каналам. Вот такие вот высоты духа!
Окончание интервью читайте здесь: sibirmi.ru/kultura-i-iskusstvo/iv-yudin-kogda-my-poem-proschanie-slavyanki-zal-vstaet-24-03-2017.html