Главная Культура и искусство И.В. ЮДИН: "КОГДА МЫ ПОЁМ "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ", ЗАЛ ВСТАЁТ!"

И.В. ЮДИН: "КОГДА МЫ ПОЁМ "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ", ЗАЛ ВСТАЁТ!"

И.В. ЮДИН: "КОГДА МЫ ПОЁМ "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ", ЗАЛ ВСТАЁТ!"

Окончание. Начало интервью читайте здесь: sibirmi.ru/kultura-i-iskusstvo/igor-viktorovich-yudin-kogda-my-poem-proschanie-slavyanki-zal-vstaet-24-03-2017.html 

 

   - Я сейчас вспоминаю, что в моем советском детстве было два урока пения в неделю, и они мне очень нравились: мы пели хором, учительница дирижировала... Но особо мне запомнились, знаете, поездки к нашим многочисленным родственникам в гости. Эти «гости» никогда не обходились без просто, но щедро накрытого стола. И песен. Особенно после третьей стопки... Как грянут взрослые хором «Ревела буря, дождь шумел...»  - у меня-ребенка аж волосы на затылке шевелились! И что интересно, когда я стал взрослым человеком - мы тоже пели и за праздничным столом, и во время какой-нибудь совместной работы... В основном - народные песни! И у соседей, мы слышали, пели, и у вовсе незнакомых нам людей нет-нет да раздастся песня из окна... Так продолжалось до конца 80-х. А вот, в 90-е годы как отрезало - петь перестали все! Почему, как вы думаете?..

   - Думаю, что очень много зависит от самоощущения народа. К 90-м мы с вами с каким самоощущением подошли? С тем, что все было неправильно, что все, что до сих пор строилось - было зря, что мы занимались самообманом. И т.д. и т.п.! Кроме того, когда нация думает о том, как снискать хлеб насущный - ей не до песен! Мы, как я уже сказал, потеряли в этот период целых два поколения!

  Сейчас стоит задача - вернуть пение в школу. Вернуть! Ничего не надо изобретать - все изобретено давным-давно и прекрасно работало! Не рядом, параллельно  поставить эстетическое и духовное воспитание, а сделать его неотъемлемой частью  системы воспитания человека, гражданина Российской Федерации. У нас же нет этого!

   Что удивительно: любой руководитель, любой чиновник вам скажет: да, это необходимо, это важно! Все так говорят! Но только и делают, что говорят. Еще говорят: поднять статус преподавателя музыки, достойно оплачивать этот труд, потому что это, прежде всего, духовность... Все кивают: все правильно! Кивают... и только!

Глава администрации Новосибирской области Иван Индинок вручает И.В. Юдину звание "Заслуженный деятель Культуры РФ"

 

    - А вот вы, когда работали в Тогучине преподавателем игры на фортепиано, много получали?

  - Примерно 110 рублей в месяц.

  - Но это ведь тоже не очень много!

  - Но зато - это было гарантированно. Я знал, что 5 и 20 числа у меня, соответственно, будет аванс, а потом расчет. И, кроме того - на эти деньги, конечно, нельзя было шиковать, но жить достойно можно было! И потом, не забывайте, я был начинающий, совсем молодой специалист. Было мне чуть за 18! Кто из сегодняшних 18-летних получает много? Никто, если папа у него не олигарх! И потом: я окончил училище - государство с получением диплома предоставило мне работу. Сейчас, получив диплом, никто ничего от государства не ждет: все всё ищут сами.  Да и потом: в советское время никто особо не шиковал! Все получали примерно одинаково: кто 110, кто 120, кто 150 рублей. Больше получали лишь военные, квалифицированные рабочие, партийно-хозяйственные работники, и ученые. Но я считаю, они заслуженно это получали...

  - Я тоже!

  - Меня сейчас  больше волнует другое: всегда ли организаторы музыкального образования ведают, что творят? К примеру, в консерватории есть дирижерско-хоровой факультет. А предмет «Хоровой класс» из программы обучения на этом факультете приказано убрать. Я сижу и думаю: может быть, я чего-то не понимаю? Ведь это все равно, что из программы школы снайперов исключить огневую подготовку!

   - И кто же изобрел такую новацию?

  - Министерство образования. Мы теперь в их ведении.

  - Но ведь это же форменная глупость, когда одно и то же министерство командует подготовкой и физиков, и музыкантов! Что они могут понимать в специфике обучения, к примеру, фортепианному исполнительству?

  - Этот вопрос, пожалуй, не ко мне...

  - А Министерство культуры не имеет влияния на процесс обучения в консерватории?

  - Сохранились лишь жалкие остатки этого влияния. К сожалению... С формальной точки зрения все правильно: консерватория - это учреждение, дающее образование. Следовательно, по разумению чиновников, это епархия Минобрнауки.  Но у Минобрнауки методическая база обучения в консерваториях - по сути нулевая... Это ведь все равно, что меня сейчас, например, поставить на командование юриспруденцией! Я им там такого накомандую! Вот и здесь - примерно та же картина: сапоги взялся тачать пирожник.

  - Давайте ненадолго вернемся к детскому пению. Не так давно мы с вами были свидетелями, как выступал сводный детский хор на тысячу человек. Это было грандиозно, конечно! Насколько я знаю, из каждого российского региона в этом хоре были ребята. И еще я знаю, что в субъектах федерации была острейшая конкуренция за право выступать в этом хоре. Следовательно, не все так печально в России с детским хоровым пением?!

  - Положение спасают студии, кружки по интересам, детские хоровые школы... В областных центрах и столицах республик все это относительно развито. Но проблема заключается в том, что все эти кружки и студии никак не входят в российскую систему образования! То есть, о всеохватности говорить не приходится! Ребенок может пойти в хоровой кружок, а может и не пойти. А я убежден, что пению граждан России нужно учить в школах также, как учат математике или русскому языку. Только после этого страна начнет коренным образом меняться в лучшую сторону! Потому что умение петь ничего кроме пользы и России, и ее гражданам принести не может!

   Мне порой говорят: в стране и мире кризис, не до пения сейчас! На что я всегда привожу пример Новосибирского оперного театра. Страна воевала в самой страшной войне в истории человечества! Ресурсов не хватало ни на что! А в Новосибирске готовили к открытию оперный театр! И открыли не когда-нибудь, а 12 мая 1945 года! Почему это сделали? Зачем распыляли так необходимые фронту и тылу средства? Да потому что понимали: нация без песен, без культуры становится сборищем депрессивных людей!.. 

    А потом, после Дня Победы, сумели заново отстроить до основания разрушенную страну за пять-семь лет! Без МВФ, без Сороса и помощи  Алишера Усманова! Значит, было еще что-то кроме золотого запаса и валютных резервов в стране?! Конечно, было! «В буднях великих строек...» - было, «Страна моя, Москва моя! Ты самая любимая!..» - было, в конце концов «Взвейтесь кострами, синие ночи!..» - тоже было!.. А сейчас - нет этого всего. И что мы видим? А видим мы, что с 1991 года - за 25 лет, после разрушения всего советского, - нового построено крайне мало по сравнению с послевоенным периодом... Есть над чем подумать?  Есть. Как написано в Кировском районе у здания администрации? «Да здравствует то, благодаря чему, мы - несмотря ни на что!» Вот, за счет этого пока и держимся.

   И еще - за счет духа нашего сибирского. Я очень уважаю силу сибирского духа! И все в стране её уважают! Москвичи приезжают к нам, узнают о наших скромных бюджетных возможностях и спрашивают: как вы тут живете? А за счет духа и живем!

  

- Неужели все так безрадостно?

  - Не все, конечно! Недавно встречался с семьей, старшее поколение которой никогда не было в нашей филармонии. Они сходили на один из концертов, вышли оттуда ошарашенные и говорят: мы только сейчас открыли для себя этот мир.

   Или вот, были мы всем клубом в очередной школе. Разошлись по классам и выступали перед учениками. Вы знаете, я посмотрел в чистые глаза этих ребятишек, поговорил с ними и потом уже, уезжая оттуда, подумал: какие у нас замечательные, талантливые дети! И как я был рад открыть им что-то новое, что, возможно, определит чью-нибудь судьбу из этого класса... И как мне было жалко, что я был практически первым, кто рассказал им о великом богатстве русской музыкальной культуры. Возвращаясь все к той же Германии: из первых своих гастролей по этой стране я привез стопку школьных учебников с 1 по 10-й класс по дисциплине, которая у них называется «Музыкально-эстетический курс». Там первоклассников даже нотной грамоте учат! А у нас для многих ноты - это какие-то червячки да закорючки, нарисованные на пяти линейках... Мало того - в этих учебниках юным немцам-десятиклассникам рассказывают, кто такой Мик Джаггер, что сделали для мировой культуры «Битлз», какие были композиторы в Советском Союзе... Уже не говоря о том, что о Бахе и Бетховене все немцы знают чуть ли не с детского сада.

   - А вот когда ваш коллектив выезжает на гастроли за границу России, как тамошняя публика воспринимает наше сибирское академическое хоровое пение?

  - Я очень волновался, когда мы отправились на первые гастроли в Германию. Во-первых, у организаторов было требование, чтобы мы исполняли только русский репертуар. Во-вторых, было непонятно, как там все это воспримут... Но должен сказать, что публика у них - очень тонко чувствующая. Практически такая же, как наша! Я поразился тому, как они чувствуют, поешь ли ты душой, помимо голоса, или нет. Соответственно и отзываются!.. Плачут, смеются... Но ни с какими заграницами не сравнится публика страны, в которой ты вырос!  Потому что ты  чувствуешь, чего она ждет от тебя. Ты ее понимаешь, и она тебя понимает отлично! И еще наш народ прекрасно отличает настоящее от ненастоящего! Мы редко поем хорошую иностранную музыку. В основном - всё на русском языке. А в этом случае фальшивить нельзя! Сразу раскусит наш зритель. И фальшиво поаплодирует тебе в финале концерта.  

   Иностранцы, конечно, тоже интересны, как слушатели. Но с нашими, особенно сибиряками, сравниться некому! Музыка - великий язык. Но музыка, связанная воедино со словом - язык величайший! Ведь все, что нами поется - это же  поэзия самого высокого порядка! От Пушкина - до наших дней.  И люди это понимают. Но сегодняшнее стремление системы отучить их слушать и слышать, смотреть и видеть, да плюс ко всему анализировать - это стремление абсолютно порочно.

  - А вы уверены, что оно есть, это стремление? Вы чувствуете его? То есть, существует некая целеустремленность, по-вашему, сделать из людей пустоголовых манкуртов?

  - Это уже давняя тенденция: выведение из сферы внимания государства проблем духовно-нравственного воспитания и подмена их  проблемами экономической целесообразности, самоокупаемости.

  - С этим я готов согласиться. А есть, по-вашему, в мире государство, на которое нам следовало бы равняться в деле воспитания культурной во всех отношениях нации?.. Кроме Германии, о которой мы уже достаточно много говорили.  

  - Есть! Вернее, было. Это Союз Советских Социалистических Республик, в котором была почти до мелочей отработана система выявления, обучения, поддержки будущих музыкальных гениев! Посмотрите: все наши ныне знаменитые музыканты-соотечественники - вышли из той системы! И еще посмотрите: практически все до одного они работают за границей! Я задаю вопрос: неужели они там нужнее, чем здесь? Нет же! Они нужны в России, как воздух нужны! Нужны детям, из которых тоже нужно делать знаменитостей, нужны людям, которые являются их поклонниками, нужны слушателям, делающим еще только первые шаги на пути к пониманию серьезной музыки! Но ни государство, ни бизнес этого не осознают. И потому наши гении едут за границу, где они востребованы на любом уровне!

   А ведь недалек уже тот день, когда мы будем говорить о «выдающейся китайской пианистической школе»! А почему это случится, как вы думаете? Да потому что в Китае сейчас каждый пятый преподаватель - профессор какой-нибудь российской консерватории! Китайцы уже практически создали у себя систему музыкального воспитания, аналогичную советской! А мы ее благополучно загубили. Через десять лет о грандиозной школе русского пианизма будут вспоминать намного реже, чем сегодня. Через двадцать - и вовсе забудут, запишут в артефакты истории. Спрашивается: кто в этом будет виноват? Вопрос риторический.

   Меня могут обвинить в излишнем пессимизме и сгущении красок. Нет! Это будет неправильно. Я говорю так потому, что сталкиваюсь со всем этим ежедневно, постоянно. Мне не нужен никакой микроскоп, чтобы разглядеть то, что я для вас тут увеличил. Но пока мы, специалисты, говорим об этом - еще полбеды. Беда будет, когда весь трагизм ситуации станет очевиден всем! И это станет сигналом, что случилось непоправимое. Вот, этого допускать и нельзя!

 

   - Игорь Викторович, у клуба «Зажги свечу!» - юбилей!

  -  Клубу всегда желал и желаю долголетия. Как у нас поют: «Многая лета!», «Многая и благая лета!». Членам клуба - быть еще крепче как физически, так и духовно! Я, участвуя в выездах клуба в райцентры, отчетливо понял, что людям нужна эта вот подпитка в виде общения с «клубянами».  И еще: чтобы все были здоровы, счастливы, и чаще собирались вместе!

 

Беседовал Андрей ЧЕЛНОКОВ

24 марта 2017

Комментарии (0)