Интервью
архив новостей
А. Р. БОЯРСКАЯ: "ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СФЕРОЙ УСЛУГ!"
Окончание. Начало интервью читайте здесь: sibirmi.ru/obshestvo/anna-romanovna-boyarskaya-obrazovanie-ne-dolzhno-byt-sferoy-uslug-12-03-2017.html
- А вот если бы комсомол вернулся в какой-то форме, может, легче было бы?
- Вы знаете, у меня такое чувство, что у нас он и не уходил. В нашей школе прекрасный Совет старшеклассников, и он действительно работает. Комсомол как таковой наверно уже не вернуть, а вот волонтёрское движение можно и нужно продвигать, учить молодых социальной активности, неравнодушию, взаимопомощи. Мы, к примеру, регулярно проводим сбор вещей для нуждающихся, в церковь отдаём, с игуменом Гурием сотрудничаем. Он часто у нас бывает, проводит беседы и с учениками, и с родителями. И ведь слушают его очень внимательно! Хотя вроде бы такие простые вещи говорит – о терпении, о том, как мир в семье сохранять. Есть у него такая способность: к себе расположить человека, объяснить, если надо, и успокоить… И при этом он очень деликатный, мягкий, никогда лишнего слова не скажет.
- У вас в школе наверно и основы православия преподаются?
- У нас даётся предмет «Светская этика», вот в его рамках целым блоком идёт информация о Православии. Знаете, это непаханое поле. Отец Гурий, помню, спрашивает: «А что мы празднуем 7 января?» - и все молчат… Так что нужно об этом говорить.
Что касается другой внеурочной деятельности, то вот, к примеру, мы помогаем также и братьям меньшим – приюту бездомных животных, любители собак да кошек и корм туда приносят, и за питомцами ухаживают. Старшеклассники в качестве волонтёров участвуют в самых разных городских мероприятиях. Захожу я как-то в Экспоцентр, тогда как раз Медведев в Новосибирск приезжал, смотрю: батюшки, мои стоят голубчики, волонтёры! «Ой, Анна Романовна, здрасьте! Мы уже и того слышали, и того видели!» И это ведь на самом деле здорово! Очень важно с юных лет приобщаться к общегородским событиям, проблемам, знать в лицо тех, кто определяет политику нашего мегаполиса.
- Вот сейчас можно услышать, что советская школа всё-таки больше давала ребёнку, более эффективно готовила его к взрослой жизни, общий уровень знаний был выше. Ведь, говорят, даже Кеннеди, комментируя полёт Юрия Гагарина в космос, сказал: «Нас победил советский учитель». А вы что думаете по этому поводу?
- Советская школа, на мой взгляд, была авторитарной. Учитель стоял на пьедестале. От учеников требовалось беспрекословное подчинение, дисциплина и прилежное отношение к своим обязанностям. Но ведь это же главные пути в освоении любого полезного навыка, ремесла, учебной дисциплины! Образование в принципе авторитарно. Ну, не получается иначе, хоть ты тресни! Конечно, есть исключения из общего правила – малюсенький процент гениев или просто очень одарённых детей, которые хватают на лету, в какой-то творческой, игровой атмосфере. Но в обычных условиях, в классе с обычными «среднестатистическими» учениками, прежде всего, должна быть дисциплина и спокойная рабочая обстановка, только тогда учитель сможет чему-то научить. Думаю, единственное, чего не хватало в советских школах, это технические приспособления. Ведь сейчас можно показать ребёнку в динамике, как растёт цветок, как развивается живой организм… Всё это наглядно, доступно, легко воспринимается. Были бы такие возможности у советских учителей – может, и не нужно было бы ничего кардинально перестраивать…
Сейчас же требования к школе меняются, и они не всегда понятны и оправданны. Ну вот, к примеру, стало возможно работать по разным авторским программам. Разные программы – разные учебники, пособия, рабочие тетради и это, конечно, вносит путаницу. У всех на слуху свистопляска с учебниками истории: у разных авторов одно и то же историческое событие подавалось порой с диаметрально противоположных позиций. И таких непродуманностей - масса! Даже в мелочах. Вот, скажем, по новым правилам ребёнок ни в коем случае не должен участвовать в уборке класса, мало того, он даже с доски не может мел стереть. Это делает учитель. Такая вот борьба за права детей! Анекдот просто.
А сколько новых требований к оформлению документов, без конца бумаги эти непонятные! Мы четвёртый раз переделываем Устав школы. А это же не просто... Я стараюсь, я честно стараюсь, я держусь. Но сердце не принимает!
На моих глазах уменьшается базовый объём знаний по математике, который мы даём детям. Программа упрощается, ужимается, сокращается… Прихожу недавно в десятый класс – дети решают пробное задание по ЕГЭ. Я посмотрела: там всё устно можно посчитать за пять минут! Они пыхтят целый урок…
С другой стороны, ещё один перекос – чудовищно упал уровень золотой медали. Такое впечатление, что стоит чуть-чуть поднажать на учёбу в десятом-одиннадцатом классах, и тебя под белы рученьки к этой медали подведут. Вот недавно узнаю, что в соседней гимназии золотые медали собрались вручать… смотрите не упадите со стула! – сорока четырём выпускникам!
- Кто знает, может там сплошные вундеркинды собрались!
- Да уж, вундеркинды! Я всё понимаю, но раньше-то, чтобы выпускнику «золото» получить, надо было пахать с первого класса. Проверяли журналы за все десять лет, всё по-честному. Эпопея целая! Естественно, таких ребят были единицы. Их весь район знал! А сейчас? Среднюю годовую пятёрку в выпускных классах получи – всё, можешь рассчитывать на медаль! Вот и получается: в гимназии - сорок четыре, в лицее - двадцать шесть, в соседней школе - шестнадцать и так далее… В общем, сейчас очень интересно это всё!
- Ну, а может быть, это уже предмет соревнования между школами?
- Да, вот вы сразу поняли, молодец! Похоже на то… Но я никого обвинять не хочу. Я лично никогда этим не занималась и в дальнейшем не собираюсь.
Но, конечно, хуже всего - введение платных услуг в школе. Всё, что было бесплатным или стоило сущие копейки в советское время, теперь обходится на порядок дороже. Я даже больше скажу: образование в принципе не должно приравниваться к сфере услуг, это в корне неверно. Не должно быть потребительского отношения к нелёгкому учительскому труду.
Ещё одну тему хотела бы затронуть. Против нас, педагогов, сейчас огромная гидра под названием Интернет. Соцсети, мода, молодёжные субкультуры и течения, вся эта массовая «культура»… И скажите, как я могу требовать от учениц приличного поведения, если в инете они видят такооое!.. Дети ведь уже почти не слышат взрослых!
- У педагогов-женщин, видимо, немного материнское отношение к своим ученикам? Вообще заметно, что нынче у российской педагогики симпатичное женское лицо. Хотя в Российской Империи учителя школ да гимназий в основном были мужчины, в советские годы — примерно пятьдесят на пятьдесят, а сейчас преподавателей-мужчин почти и не видно. С чем это связано, как вы думаете? И оправдан ли такой, как сейчас говорят, гендерный перекос? Может, надо всеми силами привлекать мужиков в наши школы?
- Мужики сейчас у нас просто не выдерживают... Вот мы с вами говорили о советской школе. Вспомните, каким высоким был авторитет учителя, классного руководителя! Он почитался почти небожителем. Вызов к директору ученика или его родителей уже сам по себе являлся серьёзнейшим наказанием! Невозможно было себе представить ситуацию, чтобы в адрес учителя прозвучало что-то хамское, грубое… Ну, а нынче что? Сфера услуг – со всеми вытекающими… А потом, что сейчас заработает мужчина-учитель? Если он преподает не в лицее каком-нибудь, не в продвинутой супер-гимназии? В обычной школе его «потолок» – 25 тысяч. Маловато для главы семейства. Слава Богу, сейчас молодым учителям платят «губернаторскую» надбавку, но всё-таки вопрос с зарплатами надо решать кардинально. В моей школе преподаватель физкультуры получает чуть побольше среднего, но это за счёт спортсекций. Учителю труда помогают держаться «на плаву» дополнительные занятия в мастерских. Но, повторяю, вопрос надо решать кардинально.
- А вот допустим, будут платить учителю тысяч 50-60? Придут тогда мужчины в школу? Нужны они?
- Ну а как же не нужны?! Ведь мужчины по большому счёту лучше нас, женщин, соображают в математике, физике, и объяснить могут лучше. Да в принципе по любому предмету нужен мужчина-преподаватель. Вспомните, ведь в советское время практически все педагоги-новаторы были мужчины! Макаренко, Сухомлинский, Амонашвили, Шаталов… Они стояли на недосягаемой высоте и как учителя-предметники, и как воспитатели. Да и в семье, по моему глубочайшему убеждению, главным должен быть мужчина. А мама — хоть она какая там бизнес-леди! - должна авторитет отца блюсти! Я обожаю фильм «Москва слезам не верит», не зря его даже американцы оценили, наградив своим «Оскаром». Вот там совершенно правильный мужчина изображён — он в ответе за всё! Помните, как он там говорит: «В своей семье главные вопросы я буду решать сам!»? Мне почему нравится семья нашего одноклубника Ивана Андреевича Ромашко? В ней абсолютно верно расставлены ориентиры. И посмотрите на их детей! Ведь душа радуется! Вот вам плоды гармоничного семейного воспитания, когда каждый на своём месте.
А когда всё переворачивается с ног на голову, так грустно становится... Вот, сидишь где-нибудь в театре или в кафе, смотришь: мама или бабушка с ребёнком, ему скучно, он изнывает, вертится, уже готов на голову залезть, а попробуй сделать ему замечание?! Та же мама кинется, как орлица, на защиту своего дитяти. Вот так и вырастают эгоисты-потребители, не видящие ни краёв, ни берегов! Попробуй потом такого перевоспитай...
- Анна Романовна, а какие кадры сейчас приходят в школу? Я почему спрашиваю. Мне в газету молодые авторы — среди них, кстати, и парочка медалистов была! - иногда приносили такие тексты, после читки которых хотелось залезть под стол и завыть от тоски...
- Знаете, мне в этом плане как-то везёт. Наша школа обычная, муниципальная — следовательно, те, кто к нам идёт, ясно представляют, с чем придётся столкнуться, не испытывают каких-то супер-ожиданий от детей и готовы, так сказать, к суровым будням. Всех педагогов я сразу настраиваю таким образом: «Ребята, если не будет дисциплины — нас сомнут и скушают!» Считаю, что поддержание дисциплины, субординации — начало начал в школе. И, слава Богу, меня понимают. Вот ко мне пришли сразу пять молодых специалистов — они все выросли в деревне, окончили обычные школы, отучились, кто в училище, кто в педагогическом университете, и остались преподавать в городе. Ну, знаете, один лучше другого! Во-первых, сумели расположить к себе детей, во-вторых, нашли общий язык с родителями и коллегами, а главное — они способны достигать прекрасных результатов в работе. Поймала себя на мысли, что начинаю видеть в них преемников... Расскажу маленькую деталь об одном из них. Как-то выхожу во внутренний дворик школы, смотрю — ворота открыты. И он мимо идёт. Подошёл, закрыл ворота и дальше пошёл. По-моему, это жест не просто наёмного работника, а человека, чувствующего свою ответственность даже в таких вроде бы мелочах.
В моём коллективе не могут удержаться только те, которым не близок устав нашей школы, наши общие ценности, наше отношение к детям. А примерно сорок процентов педагогов имеют единственную запись в трудовой книжке. Пришли, остались и прекрасно работают...
Сразу говорю — люблю своих учителей! Люблю, потому что они труженики, потому что умницы, хотя и очень своеобразные порой... У нас ещё хорошо то, что все учатся в одну смену, и учителя не измочалены этим вечерним преподаванием. У них остаётся время и на внеурочную деятельность, и на самоподготовку...
- А нынешняя школа, на ваш взгляд, что прежде всего должна делать – учить или воспитывать? Родители сейчас во многом самоустраняются от воспитания собственных чад. Может ли школа восполнить этот пробел? И должна ли?
- Если честно, учителю сейчас неимоверно сложно работать. Современные дети перегружены информацией, причём информацией яркой, «сочной», интересно поданной. Я, конечно, про интернет говорю. Любая музыка, любые мультики, фильмы, игры… И вот такие перекормленные информацией дети приходят в школу, а там учитель что-то нудно рассказывает, чего-то требует от них… Скучно! А потом, когда нужно сделать «проект» или сочинение написать, что делают 99 процентов детей?
- Лезут в интернет. И хорошо ещё, если они, а не их родители. Хоть что-то сами сделают…
- Совершенно верно! Да, какое-то смутное время настало… Заметьте: в современном мире не стало семьи, какой она должна быть в нашем понимании. Номинально она вроде бы есть, собираются по вечерам домочадцы, но каждый сам по себе – папа у телевизора, мама на кухне или «в телефоне», ребёнок у компьютера. Общих посиделок не стало, ушло какое-то тепло семейное… Я вот почему люблю, когда приходит игумен Гурий, - с ним всегда можно поговорить! И он слушает! А ведь сейчас никто не хочет никого слушать, всем некогда… Все кинулись в зарабатывание денег, квартир, машин, поездок заграничных. И вроде бы это всё для детей делается, но детей-то в такой график и не впихнёшь! Вот и вспоминаешь с ностальгией советское время: всё-таки не было тогда такой разобщённости. Не чувствовал себя человек малюсеньким атомом, волком-одиночкой. И цинизма такого не было! Когда ругают советскую цензуру, думаешь: а разве плохо, когда не всё тащили на экран или на газетную страницу, что был какой-то отсев ненужной, вредной информации, убивающей душу?
К счастью, благодаря знакомству с клубом «Зажги свечу!» мы, в общем-то, в привилегированном положении находимся. Я, знаете, удивляюсь тому, с какой новой стороны открываются мои ребятишки, когда приходят сюда. Думаешь: «Господи, откуда что берётся?!» Они даже говорят иначе, ведут себя как-то более правильно. Помню, как один из моих учеников со сцены представлял своего одноклассника, которому должны были вручить стипендию клуба. Вроде самый обычный парнишка, ничем особо не примечательный, но как хорошо сказал, как смело и уверенно держался! Это ведь совсем непросто… Вот, после такого думаешь: нет, всё-таки какие хорошие у нас дети!
И вообще должна сказать, какую огромную поддержку оказывает нам клуб! Дело ведь не только в стипендиях для одарённых детей, хотя это, как мы с вами понимаем, мощнейший стимул. Дело в том, с какими людьми мы можем общаться! Это же живые легенды города Новосибирска! Ведь я могу, например, на первосентябрьскую линейку пригласить руководителя Государственной хоровой капеллы Юдина Игоря Викторовича. И мои ребята будут слушать настоящую музыку! Мы можем сходить к главному дирижеру Государственного оркестра русских народных инструментов Гусеву Владимиру Поликарповичу и услышать его изумительный оркестр! Можем пойти в наш прекрасный Художественный музей к Сергею Михайловичу Дубровину!.. В нашу грандиозную Областную библиотеку! Можем узнать, какая махина наш НЭВЗ и поговорить с его директором Виктором Степановичем Медведко! А можем и с Челноковым Андреем Геннадьевичем встретиться и узнать истину! (Помните, как семинар по журналистике у нас проводили? Газету ведь мы до сих пор выпускаем! Несколько наших ребят на журфак готовятся поступать.) Одна из старшеклассниц написала прекрасное сочинение по роману Михаила Николаевича Щукина… А восемь членов семьи Ромашко на одной сцене!?.. В общем, с клубом мы связаны почти родственными нитями. Благодаря ему мои школьники столько интересного увидели в родном городе! Мы же их водим всюду, куда только можем.
И, кстати, пример такого активного «экскурсоводительства» я подсмотрела, когда мы с клубом в Японию ездили. Ведь японцы занимаются развитием детей с самого маленького возраста – их водят на выставки, приучают к красоте, к правильному, классическому её пониманию, познанию тайн природы. И школьники у них без конца по экскурсиям ходят, - думаю, процесс обучения во многом активизируется благодаря этому. Вот вам и самая интеллектуально развитая нация! Я с таким взглядом на воспитание абсолютно согласна – ребёнка не в кафе надо тащить и не на игровые автоматы (и даже не в боулинг – особой пользы лично я в нём не вижу), а знакомить с природой, искусством, спортом, красотой! Чтобы он видел и познавал мир!
Я так благодарна судьбе, что свела она меня с интереснейшими людьми из клуба «Зажги свечу!». Благодарна, что могу самым нахальным образом пользоваться своим знакомством с лучшими представителями Новосибирска! Что могу у них учиться, восхищаясь вкладом каждого в нашу общегородскую «копилку». И дружить, и мечтать, и вместе делать нашу жизнь лучше, чище, гармоничнее.
Беседовал Андрей ЧЕЛНОКОВ
НОВОСИБИРСК