Главная Культура и искусство ЧТО ЖЕ ТЫ СДЕЛАЛА С КИПНИСОМ, РОДИНА?

ЧТО ЖЕ ТЫ СДЕЛАЛА С КИПНИСОМ, РОДИНА?

ЧТО ЖЕ ТЫ СДЕЛАЛА С КИПНИСОМ, РОДИНА?

 Уволен руководитель Новосибирского музыкального театра

 

  Леонид Кипнис покинул пост руководителя Новосибирского музыкального театра, который занимал с 1995 года. Средства массовой информации уверяют, что причиной увольнения стало расторжение трудового договора по инициативе работодателя в лице областных властей, которые пока не спешат объяснять причины принятого решения. Очень похоже, что оно было результатом кампании, в ходе которой общественность региона пытались уверить в том, что директор театра «непатриотичен» и выступает «против СВО». Самой главной интригой сейчас остается вопрос о том, кто займет освободившийся пост, если учесть, какие кадровые назначения в региональной сфере культуры были в последнее время.

  Леонид Кипнис возглавил театр музыкальной комедии в Новосибирске, недавно переименованный в Новосибирский музыкальный театр, 29 лет назад. За период его руководства театр стал обладателем пятнадцати высших наград национальной театральной премии «Золотая маска» (правда, прежнего извода). За это время у коллектива сформировалась стабильная, пусть даже не самая изощренная аудитория, которая регулярно посещала выпускаемые спектакли. Театр не считался ведущим в городе, но точно не был отстающим.

  Однако примерно полгода назад в публичное пространство Новосибирска ворвалась история о том, что директор Новосибирского музыкального театра «преследует» актера труппы Антона Лидмана, который отличается «ярко выраженной патриотической позицией». В Следственный комитет России он подал заявление с просьбой проверить действия своего руководителя по статьям «призывы к осуществлению террористической деятельности, оправдание терроризма или пропаганда терроризма», «призывы к осуществлению экстремистской деятельности», «дискредитация Вооруженных Сил Российской Федерации» и «превышение должностных полномочий».

  Огласку данная история получила в довольно ограниченном информационном пространстве, где Леониду Кипнису вменялись «нейтралитет в политических вопросах», «воздержание от публичной поддержки СВО на Украине», постановка спектакля «Фома», который популяризует творчество рок-музыканта Юрия Шевчука. Кроме того, оказалось, что его живущая в немецком Дюссельдорфе племянница Елена Лифшиц поддерживает украинскую армию, активно собирая для нее деньги, а у самого Кипниса в аккаунте были найдены только два СМИ – «Дождь» и «Медуза» (оба признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ). Впрочем, некоторые новосибирские издания называли заявления Антона Лидмана «доносами».

  О том, как отреагировал на заявления Лидмана Следственный комитет, ничего не известно, но в прессе появлялись сообщения о том, что региональное министерство культуры безуспешно пыталось уладить разгоревшийся в театре конфликт. В настоящее время Минкульт Новосибирской области хранит молчание, хотя неофициально в СМИ сообщили, что причиной увольнения директора театра, которому на днях исполнился 71 год, стало «расторжение трудового договора по инициативе работодателя».

 

ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ:

  Стала ли отставка Леонида Кипниса результатом развернувшейся кампании вокруг его политический предпочтений?

  Можно ли ожидать неожиданных решений, связанных с назначением нового директора Новосибирского музыкального театра?

 

Федор ГРИГОРЬЕВ, журналист, председатель клуба «За огненные строки»:

 

  - Заслуженный человек перешагнул 70-летний рубеж, оставаясь в должности руководителя крупного муниципального учреждения. Мне одному это кажется, или это увольнение действительно выглядит закономерным? Другое дело, что деятели калибра Леонида Кипниса заслуживают почетной церемонии. В назидание потомкам. Думаю, в этой истории, если кто и заслуживает «неуд», так это руководство города и области. Как говорится, «ситуация вышла из-под контроля».

 

Олег ВИКТОРОВИЧ, общественник, президент АНО «Дом с часами»:

 

- Случилось неизбежное! Во всех смыслах! Отставка Кипниса назрела давно, где претензии были не в политическом поле, а профессиональном и этическом. Другое дело, что «либеральные СМИ», а вернее, манипуляторы информацией и агенты влияния западных спецслужб, тут же начали раздувать «информационный пузырь» о «политических мотивах» увольнения Кипниса из театра, что только подтвердило правильность принятого решения, т.к. внимание «либерастов» и раскачивание темы путём извращения и перевирания инфоповода – это верный маркер информационной агрессии на общество и навязывания деструктивного дискурса от ошмётков из секты покойного Навального*.

  Леониду Михайловичу надо было уходить самому, а не ждать, когда уволят! Зачем было доводить ситуацию до абсурда? Теперь, ещё и негативный фон, который разгоняют явные враги России! Мне трудно понять, а зачем «это» Кипнису? Думаю, что ему самому надо остановить подобные инсинуации в т.н. «СМИ», на которых негде ставить клейма!

  Наблюдая за театром, общаясь с его служителями, сотрудниками и труппой, мне давно был очевиден кризис, который назрел гораздо раньше и чётко был сформулирован мастерами сцены, которые дали развёрнутые комментарии ранее.

  Не уверен, что нужно вытаскивать наружу то, что происходило за кулисами театра, но есть кадры падения сложной конструкции декорации, которая начала заваливаться на прогоне спектакля, и только чудо, буквально – мгновение спасло артиста от тяжелейших последствий, которые могли случиться. Это ЧП – очень ярко иллюстрирует текучку кадров и плохую подготовку важнейшего цеха театра – монтировочного!

  В «Глобусе», между прочим, – те же самые проблемы, и не только с монтировщиками, которые выполняют незаменимую роль в театре, т.к. обслуживают и ставят-разбирают спектакли! От этого прямо зависит безопасность зрителя и артиста, это важнейший вопрос! Главный!

  Кроме того, на примере единоличного решения Кипниса о переименовании театра и смены творческого направления театра музыкальной комедии, мы видим ужасные последствия такой «вкусовщины», когда уникальные артисты жанра теряют творческую и вокальную форму, утрачивают необходимые навыки, которые сложно заменить спецэффектами, а сами спектакли превращаются в «клюкву», вольный пересказ киносюжетов, которые тщетно пытаются конкурировать с видеоклипами, шоу-бизнесом и прочей конъюнктурой, уже вчерашнего дня. Можно сказать, что «мода», на которой завис Леонид Михайлович, ужасно устарела. Иначе говоря, «метод Кипниса» завёл замечательный театр в тупик. Это печально, но это плоды тесного сотрудничества с прежним составом руководства «Золотой маски» и слепое поклонение «иной системе», которая чужда нашему зрителю. То же увлечение т.н. «мюзиклами» демонстрирует госпожа Людмилина, которая успешно трансформирует театр юного зрителя в тот же формат.

  Оба деятеля славно потрудились на ниве «реформирования театра», когда за десятилетия «либеральных преобразований» эти государственные театры превратились в «частную лавочку», где современные Карабасы-Барабасы единолично распределяют роли, зарплату, место под солнцем и где артистов превратили в бессловесных рабов!

  Директор театра – важная, но хозяйственная функция! Иначе говоря, директор отвечает за пригодность здания, за его безопасную и комфортную эксплуатацию, за то, чтоб в здании были свет, вода и грамотный, профессиональный обслуживающий персонал, за условия работы людей и бюджет учреждения культуры. В театре существуют цеха и штат сотрудников, где каждый должен отвечать за свой пост, соответствовать ему. И в «Музкомедии», и в «Глобусе» директора давно забыли об этом и сконцентрировали в своих руках абсолютную власть, которая, как известно, абсолютно развращает человека, а тем более того, кто по своим этическим воззрениям очень далёк от образцов эстетических, и, кроме этого, не обладает профессиональными компетенциями. Это беда!

  Хотя, как видим, это не помешало трудоустроить мадам Терешкову!

  Вместо того, чтоб понять, что пришло время перемен и пора уступить место, господин Кипнис устроил себе PR на всех возможных ресурсах и выбрал тактику удержания власти над театром, весьма далёкую от государственной культурной политики.

  Давление на артиста, травля в коллективе (команде Кипниса), грязные набросы в либеральных СМИ очень ярко показали всем, всё то, что происходит в театре.

  Иллюзий нет! Перемены назрели! В том числе, перемены в законодательстве. Артистов лишили прав, посадив на «срочные контракты» по образцу «западных партнёров», где главным становится «оптимизация бизнеса» и где происходит вымывание старшего поколения, т.е. мастеров. Вместо служения искусству, театру навязали чуждую роль, которая разрушает культуру и превращает театр в растлителя. Созидательная роль театрального искусства отодвигается на последнее место, а на передний план выпячивается эгоцентризм и вкусовые или политические пристрастия руководителя. Так быть не может! Театр, это коллективное сотворчество ярких личностей, у которых должен быть свой, профессиональный руководитель – худрук, главный режиссёр, тот кто занимается творческими вопросами, труппой, репертуаром, занятостью артистов и т.д., а директор должен выполнять свои функции, т.е. обеспечивать условия для творческого роста и реализации артистов.

  Жаль, что барские замашки и амбиции Леонида Михайловича абсолютно затмили интересы дела, которым ему доверили заниматься, ещё в далёком 1995-м году! Пора и честь знать! Так что «политику» из рядового, кадрового вопроса устраивают продажные политические утки и бузотёры-манипуляторы, а на самом деле идёт профессиональный процесс, который потребовал вмешательства руководства.

  Всем сотрудникам театра и творческому составу желаю удачи и успеха! Желаю терпения и понимания, чтоб пройти переходный период и продолжать активно и ярко творить! Что касается зрителей, то уверяю вас, что их эта ситуация не коснётся!

  Ждём решений по госпоже Людмилиной, верной соратнице госпожи Ревякиной, которая явно засиделась в «Глобусе» и по госпоже Терешковой, которая явно заскочила не на своё место!

 

Виктор ТИТОВ, аналитик, журналист:

 

- Судя по всему, увольняя Кипниса, областные власти просто повелись на хайп, устроенный малоизвестным актером, каким-то профессором и телеграм-ресурсом, у которого имеется-то всего лишь полторы тысячи подписчиков. Формально министерство культуры действительно может уволить директора театра без объяснения причин, но вроде бы еще летом, когда раскачивали скандал вокруг музтеатра, минкульт не решался на такой шаг, как отставка. Теперь же он спасовал даже не перед Z-патриотами, а невесть какими личностями, у которых только слова и сомнительные уверения, что «дядя за племянницу в ответе». Только дядя за племянницу не в ответе. Более того, все мы видим, что, например, дирижер Дмитрий Юровский не отвечает за своего брата Владимира Юровского, уехавшего за границу, а он, насколько я помню, до СВО возглавлял оркестр Московской филармонии. Более того, Дмитрий Юровский сегодня весьма востребованный исполнитель, регулярно появляющийся на телеканале «Культура».

  Можно не сомневаться, что это не просто хайп, а сознательная провокация какого-то реального человека из властных кругов, решивших избавиться от Кипниса. Актер Лидман и профессор Винник были простым орудием в его руках. После историй со старшим Кулябиным и Калужским мало кто сегодня будет сомневаться в предназначении телеграм-канала «Культуръка Новосибирска». Вспомним, как последний всячески отмечал, что ему не нравится назначение Анны Терешковой директором областной филармонии. Но у данного телеграмм-канала не оказалось серьезных ресурсов противостоять таким планам, и в результате воспоминания о прошлых грехах Терешковой оказались тщетными. Поэтому очевидно, что у разразившегося скандала имеется реальный кукловод, имеющий конкретное имя, отчество и фамилию. Причина, по которой была развязана история вокруг Кипниса, конечно, весьма своеобразного театрального менеджера, но все-таки не двоечника в этом деле, рано или поздно станет понятной. Как как очевидным станет истинный организатор всей кампании, который забыл простую русскую пословицу: «Не рой другому яму». И у него точно нет индульгенции на проведение такого спектакля.

16 декабря 2024

Комментарии (0)