Главная Культура и искусство ХРОНИКА ОДНОГО ПОДВИГА

ХРОНИКА ОДНОГО ПОДВИГА

ХРОНИКА ОДНОГО ПОДВИГА

 

  «Открылась бездна, звезд полна.

Звездам нет счёта, бездне - дна».

М. Ломоносов

Космос. Великий и загадочный. И невероятно притягательный. Иначе - зачем люди, еще не разобравшиеся как следует на Земле, всегда  устремляли свой взор  на небо?.. Что они там забыли или надеялись найти?..

Помните героя  известного фильма «Девять  дней одного года» Гусева об ученых-физиках и его слова: «А  зачем нам космос, когда мы и на земле не всё устроили»?.. Правда, он  был ядерщиком и космосом не занимался, хотя в те времена (а ведь шли уже памятные   60-е  ХХ столетия) - самая активная пора  прорыва Советского Союза в космическое пространство, где мы уже стали первыми. Первыми  людьми, шагнувшими в космос: наши спутники, полет Гагарина, а затем -  Титова, группы  космонавтов, первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.

И мы, недоедавшие и непритязательные в своих потребностях, искренне радовались и гордились этим приоритетом в мире, одним из главных  козырей  и законной гордости советского человека.

С  той поры в нашем космическом завоевании и ревнивом соперничестве с Америкой, которую сумели  обогнать, было немало побед. Но были и поражения, особенно сразу после ухода из жизни великого Королева.  В ярком блокбастере «Салют-7», который представил в «Победе» один из  его создателей,  автор идеи -  известный российский журналист и кинодокументалист Алексей Самолетов - повествуется как раз об одном из самых трагических моментов в космической одиссее нашей страны, случившейся в 1985 году.

Своей задачей он считал «показать людей и их беспримерный героизм и высочайший профессионализм в предлагаемых обстоятельствах».  Это кино про исключительно напряженную и яркую  историю спасения станции «Салют-7»,когда наши космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных полетели к мертвой станции, чтобы пристыковаться и оживить её. Считается, что это самая героическая и напряженная страница в истории освоения космоса, беспрецедентный случай в мировой космической практике, аналога которому не было. И еще, скорее всего, это был полет в одну сторону… И вот она, сила советского патриотизма, сидящего в крови гражданина страны и её лучших сынов: ценой собственной жизни выполнить  задачу.

…Невозможно без волнения смотреть на сцены всех трагических обстоятельств, в которых пришлось трудиться  на орбите космонавтам - с дефицитом воды и воздуха,  больным и с высокой  температурой на замороженной станции, где толстым слоем инея  и льда были покрыты все стены и рабочие  узлы и детали, где приходилось по несколько часов работать в открытом космосе, в состоянии невесомости и дедовским способом - обычным отбойным молотом сбивать пришедшую в негодность намертво заржавевшую трубу. К тому же под угрозой взрыва станции американцами, опасавшихся за свою безопасность и уже выславших  для этого  в космос свой «Челленджер».

Построенный на реальных фактах, фильм смотрится как самый современный блокбастер, с необыкновенным интересом, волнением и на затаенном дыхании: зритель активно переживает за своих героев, хотя, возможно, уже знает конец…

Да, тогда, в реальной жизни случилось невозможное в космической практике: космонавты не только сумели вернуть к жизни мертвую станцию, но и сами вернуться на землю. Впрочем, самого возвращения в фильме не показано. Но мы знаем, что героические  наши парни Владимир Джанибеков (его играет Владимир Вдовиченков) и Виктор Савиных (артист Павел Деревянко), вернее, их герои,  вернулись в свои отряды и в свои  семьи и  живы до сих пор. И весь мир теперь знает (долго эта информация  была закрыта) о  беспримерном  подвиге советских космонавтов в далеком 1985-ом,на  стыке времен и эпох, когда  была одержана еще одна - и самая большая победа в космосе, равной которой  до сих пор не было.

  Этим фильмом нам еще раз напомнили о высочайших возможностях человека.

На встрече с  журналистами   и первыми зрителями фильма Самолетов напомнил, что Новосибирск имеет самое прямое отношение  к космосу, т.к. многие вещи для космоса нарабатывались в свое время именно здесь, у нас: плитку для «Бурана» откатывали в Институте теплофизики, гиперзвук делали в СибНИА, тепловизор придумали в академгородке, здесь же делали многие системы управления.

- Мы очень мало про  себя знаем и помним,- подытожил  Самолетов.

И всё-таки самое главное в фильме - это человеческий  фактор, люди, которые  несколько раз в космосе, в ходе спасательной операции,  находились на грани гибели, а космическая станция могла взорваться. Они пережили и справились с возникшим пожаром на  борту. Превозмогая боль, усталость, слабость, болезнь  они сумели починить эти 20 тонн железа и вернуться живыми на землю. Это не просто подвиг, это - заоблачно. Такое отношение к работе, к своему долгу, к профессии, к Родине, к людям, которые их  ждут на земле, и друг к другу. Такого сегодня уже не встретишь. Но об этом мы все должны знать!

Маргарита ДАНИЛОВА

13 октября 2017

Комментарии (0)