Главная Культура и искусство ИТАЛЬЯНЦЫ В СИБИРИ

ИТАЛЬЯНЦЫ В СИБИРИ

ИТАЛЬЯНЦЫ В СИБИРИ

  Седьмой год подряд привозят итальянские кинематографисты к нам в Новосибирск (в единственный город за Уралом) свои новые фильмы, с успехом демонстрируя их в кинотеатре «Победа», с которым у итальянцев давние деловые и дружеские связи. Фестиваль N.L.C.E., который только что прошел у нас, - это честное кино молодых итальянских режиссеров, представляющих кино сегодняшней Италии на международных кинофестивалях, знакомя с жизнью своей страны в сегодняшних условиях, со всеми ее достижениями и проблемами, с её культурой и жестокой порой реальностью. По мнению организаторов фестиваля, кино - прекрасное средство познания всех сторон нашего общества, от таких проблем, как имиграция, различия взглядов и стилей жизни - до моды, музыки, красот итальянских пейзажей и архитектуры. Эти убеждения наглядно реализованы в жанровом и тематическом многообразии программы N.I.C.E. 2015.

  Итальянское кино прекрасно, оно возрождается от временной невнятицы и вновь являет нам лучшие традиции национального кинематографа. Это убедительно доказали все восемь представленных на фестивале фильмов с первых же кадров. Многие режиссеры, показавшие свои первые фильмы на N.I.C.E, стали известны во всем мире. Самый яркий пример - режиссер Паоло Соррентино, получивший в 2014 году премию "Оскар" за фильм "Великая красота", который мы год назад имели удовольствие видеть с великолепным Тони Сервелло в главной роли. На этот раз мы увидели полюбившегося актера в роли политического оппозиционера в киноленте «Да здравствует свобода!» (режиссер Роберто Анде). Это философская сказка с классической подменой персонажей рисует искрометную и ироничную картину политической жизни современной Италии. Прекрасный фильм, фильм-фейерверк, приводящий зрителей в восторг и к непроизвольным аплодисментам. Недаром он удостоен премии «Давид ди Донателло» за лучший сценарий, актерскую работу и еще несколько наград за сценарий и режиссуру.

  Комедия "Ты бывала на Луне?" режиссера Паоло Дженовезе, хотя и «держала», по законам жанра, смех в зале, не такая безоблачная, как может показаться на первый взгляд. Она полна иронии, внутреннего конфликта и показывает жизнь без прикрас, заставляя задуматься. Автор столкнул вместе два мира - мира изящной моды и крестьянского быта во всей его первозданной простоте, различия жизненного уклада на элитарном севере и деревенском юге страны. Казалось бы,- ничего общего. Но там, где вмешивается любовь, трудно рассуждать и делать расчеты, как бы этого ни хотелось длиноногой блондинке, волей наследия заброшенной в родовое поместье и мечтающей как можно скорее продать его, но... ей трудно устоять перед обаянием простого фермера, превосходно справляющегося со всем набором хозяйственных дел и сохраняющего свою мужскую притягательность и независимость при всех обстоятельствах. Их безудержно тянет друг к другу, но смогут ли они до конца преодолеть все различия в образе жизни и собственных предпочтений?..

  Конец комедии не отвечает впрямую на вопрос, но зрители видят их вместе, в любви и согласии, на собственном пароходе, который стал практически их домом, курсирующим между их привычными мирами, которые, как две параллельные, никогда не соединятся…

  Не оставили равнодушным зрителя и другие комедии фестиваля - "Во всём виноват Фрейд" (режиссер Паоло Дженовезе), "Маленькое семейное дело" (режиссер Рокко Папалео), "Ты меня помнишь?"(режиссер Ролландо Равелло), каждая в своем роде уникальна, неповторима и отмечена различными кинонаградами.

  Особое место среди фестивальных лент занимает драма "Продавец лекарств" о назревшей в мировом сообществе кризисе здравоохранения, но показанного через личную драму одного менеджера. Не случайно фильм удостоился престижных международных призов за лучший сценарий и привлечение внимания к злободневным социальным проблемам.

  Вначале режиссер Антонио Морабито собирался снять документальный фильм о беззаконии и коррупции в сфере фармацевтики, но от этой идеи пришлось отказаться. «Люди боялись рассказывать на камеру то, что они знают о подпольной торговле лекарствами. Поэтому я собрал услышанные мной истории и снял на их основе игровой фильм»,- говорит режиссер. История Бруно, представителя вымышленной фармацевтической компании «Дзафер», раскрывает механизмы увеличения продаж через навязывание лекарственных препаратов. Каждый новый контракт становится сделкой с совестью.

  Триллер, тем более с элементами мистики - новое для фестиваля N.I.C.E. Именно этот жанр, непривычный для итальянского кинематографа, выбрала молодой режиссер Росселла Де Венуто для своего дебюта, и не напрасно. Зрительный зал замирал от эмоций - то от леденящего душу ужаса, то от нарастающего напряжения. Контраст между сияющим солнцем дня и тревожным мраком ночи особенно наглядно отражен в картине благодаря талантливой операторской работе. Представленный на двух фестивалях, фильм получил приз и был назван лучшим независимым фильмом.

  В этот же, особый ряд кинодостижений, входит анимационный фильм "Искусство быть счастливым» режиссера Алессандро Рака - необычайно тонкий и человечный, о трогательной истории любви на фоне циничной современности нравов. Герой пронзительного мультфильма, сделанного в традициях роуд-муви, день и ночь колесит по размокшим от дождя улицам и вынужден выслушивать бесконечные истории своих пассажиров, быть свидетелем их раздражительности, бестактности, эмоциональных всплесков и пустой болтовни. В своем эгоизме они не обращают внимания на водителя, который недавно пережил смерть брата и запоздало мучается от угрызений совести в их отношениях. Он безумно одинок, лишен любимого дела и в затяжной ссоре с родными. Не имея никакого пристанища для элементарного отдыха и сна, он вынужден круглосуточно крутить баранку наедине со своими тяжелыми раздумьями, пока не встретит однажды в своей машине такую же неприкаянную душу, как он сам и с первых минут знакомства неудержимо потянется к ней.

  История красиво нарисованной любви на фоне деградирующего Неаполя встретила теплый прием и понимание не только в собственной стране. Полнометражная анимационная лента принесла также ряд наград и кинопремий на кинофестивалях Венеции и Лос-Анжелеса и названа лучшим анимационным фильмом Европы.

  Как признавались на пресс-конференции в Новосибирске итальянские организаторы фестиваля, в сегодняшней Италии сейчас не лучшее время для создания фильмов, но это не останавливает производство честного и хорошего кино и постоянные призы на международных фестивалях подтверждают это. Итальянское «многослойное», разножанровое и независимое кино действует в лучших кинематографических традициях своей страны и стремительно развивается, радуя нас, зрителей.

Маргарита АНТОНОВИЧ

НОВОСИБИРСК

Фото предоставлено пресс-службой кинотеатра «Победа»

5 июня 2015

Комментарии (0)