Интервью
архив новостей
Владимир КЕХМАН: "ТАТЬЯНА – ГЛАВНЫЙ ПЕРСОНАЖ "ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА"
В НОВАТе – новый «Евгений Онегин». Первый появился на большой сцене еще в победном 1945 году. С той поры опера Чайковского обязательно присутствовала в репертуаре. Владимир Кехман осуществил восьмую по счету постановку, которая вызвала самое пристальное внимание публики.
Во-первых, спектакль вернулся на большую сцену театра. Во-вторых, сама постановка оказалась необычной: Владимир Кехман и музыкальный руководитель и главный дирижёр театра Михаил Татарников сделали новую редакцию, которая удивила любителей оперы. Премьера показала, что публика ее приняла с восторгом. И, в-третьих, партию Гремина исполнил Сергей Лейферкус, который вряд ли нуждается в особом представлении. Уже тот факт, что в 78 лет певец, которого заслуженно именуют лучшим Онегиным российской сцены, исполнил партию Гремина говорит о многом!
Владимир Кехман пообщался с новосибирскими журналистами на генеральной репетиции и рассказал, почему новый «Евгений Онегин» стал именно таким:
В ОПЕРУ ЗА ЭСТЕТИКОЙ!
- Очень надеюсь, что зритель, который купил билеты – это тот зритель, который доверяет тому качеству, которое мы здесь делаем. Я очень надеюсь, что это привлечет именно новую молодую публику, тех людей, которые действительно смогут здесь получать и видеть именно ту эстетику, которую очень редко можно увидеть.
Мы много раз разговаривали с Сергеем Петровичем Лейферкусом об эстетике вообще русской оперы. И мне кажется, что все-таки Чайковский – абсолютно европейский композитор, хотя о нем пытаются сразу сказать, что он абсолютно русский. И в моем понимании то, что мы сделали вот эту эстетику, мне кажется, это стопроцентная удача. И мы пробуем показать это здесь, на этой сцене, потому что очень тяжело молодым певцам, ведь это очень большая сцена.
Это – камерные спектакли, поэтому стояла задача художникам, чтобы это все-таки все было впереди, чтобы максимально близко могли получать эмоции зрители от певцов. Я их даже уже певцами не называю: все-таки они в большей степени именно в этом спектакле актеры на самом деле.
Конечно, молодежь – главная публика, которая, мы хотели бы, чтобы пришла сюда посмотреть этот спектакль. В первую очередь молодежь, а также все-таки взрослые люди с внуками, чтобы был такой семейный поход - почувствовать, как это происходить будет.
ОНЕГИНА МОГЛИ ЗАСТРЕЛИТЬ
- Мне хотелось поставить спектакль, отдавая должное всем «Онегиным», которых я люблю. У меня сложная с «Онегиным» история, но этот спектакль, безусловно, в первую очередь именно об истории, как ее видит Гремин. Историю Татьяны, своей жены, он, собственно и излагает. Я хотел даже, чтобы в конце Гремин застрелил Онегина. Мы в зале сделали всю мизансцену, очень красиво получалось, что вся семья сидит в доме у Гремина. И Онегин сидит… Ольга уже вышла за ротного замуж. Мама сидит, – ну, как обычно у богатой дочки мама, значит, живет. Они все сидят и наблюдают, как Онегин объясняется с Татьяной. И, в конце концов, Гремин говорит «позор»; значит, «тоска» должна была сказать Татьяна, а «жалкий жребий» — Онегин. И после этого Гремин должен был его застрелить…
Но во время репетиции, когда мы встали на сцене, то увидели, что это слишком. Все-таки, это не нужно, потому что, во-первых, непонятно, чем стрелять, и, во-вторых, все-таки, когда мы увидели одинокую люстру, вокруг которой находятся Евгений и Татьяна, то все-таки оставили эту мизансцену именно вот так. И поэтому этот спектакль, безусловно, в первую очередь о том, что, в моем понимании, Татьяна – главный персонаж этой оперы.
ЛЕНСКИЙ ВСЁ ВЫДУМАЛ
- Ленский придумал себе историю, которой не было, и мы это очень четко показываем. Когда ему Ольга говорит, что отцы когда-то решили за нас, она показывает всем своим видом, что к нему относится очень спокойно. Он, как юный поэт, придумал себе, выдумал историю, которой не было, конечно, и поэтому с ним произошла та трагедия, которая произошла.
ПРИГЛАШЕНИЕ СЕРГЕЯ ЛЕЙФЕРКУСА
- Это было тяжело. Почему он нужен был? Я скажу так, что он является связующим звеном между тем выдающимся спектаклем, который сделал Темирканов в Мариинском театре (тогда в Кировском театре). Ту музыкальную редакцию я считаю тоже невероятно интересной. И Сергей Петрович был лучшим Онегиным. Он пел премьеру, и понятно, кем он, вообще для меня является. Все-таки учитель мой, Елена Васильевна Образцова, я помню, когда выходила на сцену, то это всегда был абсолютный фурор. Неважно был у нее верх, низ, неважно, как она уже пела. И Сергею Петровичу я сказал: вообще не имеет значения, споете вы последнюю ноту или не споете – уже то, что вы это делаете, это для нас лично знак!
Владимир КУЗМЕНКИН