Интервью
архив новостей
ШОС ВЫХОДИТ НА НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ
В Новосибирске состоялся круглый стол «Национальные инициативы Казахстана и России в контексте развития Шанхайской организации сотрудничества». В нем приняли участие исследователи республик Центральной Азии и России. Предлагаем ознакомиться с мнениями экспертов из разных стран.
Артур СУЛЕЙМАНОВ, эксперт-аналитик Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Уфа, Россия):
– Вызовы, угрозы, которые сегодня стоят перед ШОС, заметно модифицировались. За 2023 год количество конфликтов по периметру и на пространстве ШОС усилилось примерно на 30%. И мы видим, что на самом деле в организации была проделана очень большая и серьезная работа. Если взять данные секретариата ШОС, то за последние три года было обсуждено или реализовано, или находится на стадии реализации примерно 400 предложений. ШОС на самом деле развивается очень и очень активно.
Мы видим, что в странах ШОС очень серьезно относятся к тому, что, в принципе, может произойти. Здесь и афганский фактор, и давление стран так называемого коллективного Запада, Все это, конечно, вызывает определенную озабоченность у всех государств, входящих в ШОС.
Будет обсуждаться вопрос о принятии новой стратегии развития ШОС на ближайшие 10 лет. Эта стратегия должна учитывать интересы уже 26 государств. Сюда нужно относить не только стран-участниц ШОС, но и стран-наблюдателей, партнёров по диалогу, потому что в условиях формирования многополярности, к которой мы идем, будут учитываться интересы всех участников. Тенденции к расширению организации, конечно, не безграничны, но все больше и больше государств будут проявлять значительный интерес к вступлению или, как минимум, к какому-нибудь формату взаимодействия с ШОС. Скорее всего, география будет заметно расширена. Формируются новые инструменты взаимодействия при вопросах, например, безопасности.
Данияр АБЕНОВ, преподаватель-методист Центра подготовки специалистов уголовно-исправительной системы по противодействию экстремистской идеологии (Костанай, Казахстан):
– Казахстан всегда уделял большое внимание именно внешней политике. Внутренняя политика, кажется, отошла на второй план, и, во многом, может быть, это связано даже и с историей. Председательство в ШОС позволило Казахстану получить возможность сформировать стратегию до 2035 года, то есть, обретя для себя тот путь, по которому пойдет ШОС.
Первая задача – это, конечно же, усиление потенциала ШОС всеми возможными путями. Это и безопасность, и расширение торгово-экономических связей. Принята программа по противодействию терроризму и сепаратизму на 2025-2027 годы. Постоянно увеличивается поток наркотиков, постоянно увеличивается их рост, и мы должны оказывать противодействие. В этом плане важны международные акции ШОС, ведь сложная ситуация не только конкретно в какой-то стране, а в целом регионе.
В Казахстане также отмечают, что уделяется мало внимания экологии, а 2024 год по инициативе Казахстана как раз и был объявлен годом экологии. Думаю, что в дальнейшем будут расширяться связи с такими организациями, как ШОС, ОДКБ, СМДА и так далее.
Равшан НАЗАРОВ, старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Республики Узбекистан:
– Потенциал ШОС еще не до конца исчерпан по той простой причине, что он не до конца мобилизован. Об исчерпанности потенциала ШОС можно говорить только в том случае, если будут задействованы все потенциальные возможности. Куда вступают государства, мягко говоря, не очень дружественные между собой – я имею ввиду Индию и Пакистан? Одно то, что Индия и Пакистан являются членами ШОС, на мой взгляд, говорит о многом. Из азиатского, потом из более широкого контента – евразийского, проект ШОС превращается в более серьезный проект по структуре. С ним хотят сотрудничать представители Африки, представители Южной Америки.
Вопросов, которые нужно решать, очень много. Один из них – Афганистан – чего стоит! Конечно, радикальная смена политического режима Афганистана поднимает вопрос о том, насколько нынешнее правительство Афганистана имеет право наследовать место в организации в качестве наблюдателя? Тем более, что наблюдатель может со временем стать полноправным членом организации. Я понимаю, что сейчас этот вопрос повис в воздухе, но когда-нибудь эта ситуация должна разрешиться.
Мне кажется, нужно готовиться к тому, что будет много серьезной работы у политических деятелей.
Подготовил Иван СМИРНОВ