Интервью
архив новостей
ДНИ ИДУТ, ЦЕНЫ РАСТУТ

Новосибирский Минсельхоз намерен заморозить цены на некоторые виды продукции
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области подготовило новые соглашения о мерах, направленных на стабилизацию цен на молочную продукцию, а также на яйцо куриное, овощи и хлеб недлительного хранения из пшеничной муки. Пока известно, что к соглашению присоединилось только молокоперерабатывающее предприятие ООО «Тогучинское молоко».
«К соглашению вправе присоединиться хозяйствующие субъекты – товаропроизводители Новосибирской области, – говорится в документе ведомства. – Его целью является неповышение цен на указанную продукцию до 30 июня 2025 года».
Ранее в аналогичном соглашении, срок действия которого истек 1 апреля, участвовал еще ООО «Болтовский маслосыркомбинат», а в ноябре 2024 года документ подписывали маслодельческий комбинат «Чановский», «Тогучинское молоко» и «Толмачевский молочный завод».
Договариваться с производителями о сдерживании цен регионам России рекомендовала ФАС. В то же время, несмотря на заключенные соглашения, Новосибирскстат фиксировал, что с начала 2025 года средняя цена на кг масла в магазинах региона выросла с 1290,8 до 1307,4 рублей за кг.
Все это происходит на фоне зарегистрированного в Новосибирске скачка цен на картофель, один килограмм которого в большинстве сетевых магазинов и на городских рынках стоит уже более 100 рублей. Хотя еще в третьей декаде марта средняя цена в городе у картофеля была 70 рублей за кг.
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ:
Чем объясняется приверженность регионального Минсельхоза методам заключения соглашений с производителями для стабилизации цен? Смогут ли подобные соглашения сдержать рост цен на продукты питания? Как взаимодействовать региональным властям с производителями продуктов питания, действующим в других субъектах федерации?
Федор ГРИГОРЬЕВ, журналист, председатель клуба «За огненные строки»:
- Необходимость в соглашениях с сельхозпроизводителями – это примочка на синяк. Удар уже пропущен. Кто-то где-то когда-то принял (или не принял) решение, результатом которого стала необходимость нынешнего регулирования экономических отношений в ручном режиме. Надо разбираться и находить слабое звено. Мне кажется, это главное в сложившейся ситуации.
Константин ЗИНОВЬЕВ, адвокат, старший преподаватель кафедры гражданского права СИУ-РАНХиГС:
- Это очередное чиновничье головотяпство и очковтирательство. Попытка изобразить бурную деятельность на блага региона, не ударив пальцем о палец. Мол, мы пытались налаживать ситуацию, но из-за злобных коммерсантов у нас ничего не получилось. Тем более, что львиную долю накрутки цены делают не производители, а торговля. Проблема же справедливого доступа к полке у местного товаропроизводителя так никуда и не делась.
Олег ВИКТОРОВИЧ, общественник, президент АНО «Дом с часами»:
- Похоже на дешёвый популизм! Вы давно были в магазине, на рынке?! Цены улетели в космос! Подорожало всё и весьма ощутимо для людей, чьи зарплаты и пенсии растут не так быстро и скачкообразно!
Причины дороговизны давно известны – инклюзивный капитализм с особенностями, где олигархи продолжают монопольно контролировать целые отрасли экономики, государство (чиновники) устранилось от решений по ценообразованию, а т.н. «народные депутаты» – лоббисты крупной буржуазии!
Всё, что создали наши предки – расхватали «особо одарённые» во время варварской, грабительской «приватизации», и теперь цены на энергоносители устанавливает буржуй, цены на солярку и бензин устанавливает буржуй. Буржуй устанавливает цены на металлопрокат, цемент, транспортные тарифы. Буржуй завозит в Россию миллионы мигрантов. Чиновничий аппарат не эффективен и пухнет на глазах, а, кроме того, страшно коррумпирован. Деньги утекают в офшоры или прячутся по тайникам. И т.д. и т.п. Экономика затыкает эти дыры тем, что постоянно растёт цена на товары и услуги. Нет стабильности, а производитель поставлен в условия, когда от него ничего не зависит. Либо ты должен быть ещё одной монополией, либо милости просим к цепочке перекупов и барыг. Мы платим за всё три цены, а рост цен будет продолжаться до тех пор, пока государство не вернёт себе контроль над базовыми, основными отраслями, которые влияют и формируют экономику страны. Иначе, избранные упыри продолжат тешить свою гордыню сверхпотреблением, а остальные будут шарить по пустым карманам.
Если говорить про местный минсельхоз, то первое, чем надо заняться, это кооперацией и рынками, где местный производитель сможет реализовать свою продукцию напрямую в руки покупателя. Всё, давно придумали до нас! Вы задумывались, к примеру, почему загибается Центральный рынок и как это зависит от владельца, который одновременно владеет сетью магазинов? Почему в стране, которая добывает нефть и газ, на заправке люди платят цену, как будто поставки идут с Марса? Почему СГК – частная компания, которая принадлежит тому, кого знать мы не имеем права, а потому информация о новом собственнике скрыта? Почему ТЭЦ топят бурым углём? Почему сети жизнеобеспечения отдаются в концессии? Почему? Почему? Почему?!
Ответил на ваши вопросы, или ещё добавил?!
Алексей ГОЛОМАЗОВ, политаналитик, автор ТГ-канала «Государь»:
- Цены в большей степени формирует рынок и перекупщики, чем сами производители. Поэтому обязывать аграриев, которые зачастую ввиду непредсказуемости погоды, производственных издержек, закупок топлива, амортизации и прочего – сами работают в убыток, не вполне логично. Поэтому и энтузиазма в присоединении к соглашению, предложенному правительством, не наблюдается. Позволить себе держать отпускные цены во чтобы то ни стало могут позволить себе только крупные холдинги, а более мелкие хозяйства и фермеры оказываются в заложниках у таких мер. Надо помнить, что финальная цена на продукт в магазине формируется из цепочки перекупщиков и, наверное, правительству следует обратить большее внимание именно на этот этап, включая соглашения с ритейлерами. Но там контролировать сложнее. Кроме того, ограничения в отдельно взятом регионе, Новосибирской области, ведут к преимуществу импортёров и наносят ущерб местному производителю.
Денис БОРИСОВ, заведующий лабораторией «Центр региональных сравнительных исследований «Россия – Центральная Азия» НГУЭУ:
- Подобные рода соглашения – это классический управленческий приём «делаем вид озабоченности по поводу проблем общества». Эффект от таких действий исключительно информационный, который говорит, что государство не равнодушно к чаяниям простого человека, но не более. Реально повлиять такие соглашения на заморозку или снижение цен не могут. Напомню, что в 1991 году мы выбрали рыночную экономику, а это значит, что ценообразование у нас рыночное, а главные субъекты рынка – это продавцы и поставщики, а не производители.
Соответственно, есть два способа, когда государство хочет реально как-то повлиять на рынок. Первый, государство становится одним из участников распределения, создавая соответствующие системы хранения и распределения социальных товаров, чтобы компенсировать рыночные колебания. Условно государство в лице регионального правительства становится крупнейшим покупателем, что позволяет ему продавливать интересы частных компаний. Это дорого и требует высоких профессиональных компетенций, ресурсов и управленческой культуры. В общем, сложно!
Второй, государство договаривается (точнее, держит в узде), но не с производителями, а с ритейлерами и естественными монополиями, которые имеют основную маржу в производственных цепочках. Однако, тут региональному правительству нужно иметь дело с очень влиятельными властными группировками как правило федерального уровня. Есть у нас такие кадры, готовые пойти против «невидимой руки рынка»?!
Сегодня не видно ни первого, ни второго подхода, а это значит, что цены будут расти, несмотря ни на какие увещевания государственных мужей.