Интервью
архив новостей
МЕТРОПОЛИТЕНУ С ТОБОЙ ПОВЕЗЛО!
На очередном заседании Совета ассоциации «Метро» руководители российских метрополитенов активно обсуждали кадровые проблемы, которые сейчас испытывают все российские подземки. Подробно о сложившейся ситуации и опыте столичной подземки рассказал заместитель начальника Московского метрополитена, руководитель службы профориентации Андрей МУЛИН:
— Выяснилось, что проблема есть у всех метро, скажем так. Почему она есть? Во-первых, это связано с несколькими факторами. Всем метрополитенам нужна работающая молодёжь, а у современной молодёжи свои определённые запросы. И наши традиционные способы, которыми мы пытались привлечь, завлечь, удержать молодые кадры, сегодня, на самом деле, наверное, не совсем работают.
Сейчас у нынешнего поколения абсолютно другие приоритеты, и для них важна свобода работы, для них важен бренд компании, важна узнаваемость компании, престижность профессии. Нужна абсолютно системная работа. Есть много разных факторов, которые мы используем. Начнем с того, что один из проектов, который мы реализуем, это работа со студентами среднего профессионального образования. На самом деле, есть огромнейший потенциал этой системы, которая по факту в своей идеологии должна для нас подготавливать именно рабочие кадры.
Эта система в настоящее время удовлетворяет наши потребности, но по факту ребят, которые выпускаются по нашим специальностям, приходится переучивать. Кроме того, не все они горят желанием работать в метрополитене, а видят себя в абсолютно других профессиях, в других направлениях.
Что мы делаем? Возьму в пример Москву. Колледж, который исторически был заточен на железную дорогу, мы перепрофилировали под себя. Огромное внимание уделяем именно брендированию: брендированию работодателя, брендированию колледжа, брендированию самих студентов. Мы прививаем ребятам любовь к форменной одежде. Они у нас сейчас ходят в форменных рубашках с нашим логотипом, начиная уже с первого курса.
На протяжении трех с половиной лет, пока они учатся в колледже, ребята привыкают к этой форме, привыкают к этому отличительному знаку, они начинают этим гордиться и потом, когда они уже приходят на предприятие, для них становится все привычно. Начиная с первого дня обучения, ребята один день в неделю проходят обучение не в стенах колледжа, а в стенах метрополитена, что позволяет им понять нашу корпоративную культуру, вовлечься в неё и потом, в хорошем смысле, опять же, не отпускать её.
Придумываем всевозможные активности для молодёжи… Опять же, далеко не секрет то, что в нашем понимании те инструменты, которые у нас были в виде Совета молодёжи, профсоюза, для современной молодежи не играют. Это что-то олдскульное, старое и для них неинтересное. Мы проводим молодежные форумы, различные соревнования, проводим всевозможные тусовки, в том числе онлайн.
Это позволяет, на самом деле, ребятам понять, что метрополитен – не какое-то закостенелое предприятие, живущее в далеких-далеких годах, а абсолютно современное, которое движется, развивается, которое вкладывает в них, заботится о них.
Сейчас фактор зарплаты важен, но он уже не является основным. И поэтому, если мы просто сейчас будем увеличивать и увеличивать фонд зарплаты, поверьте, это не даст тех эффектов, которые мы хотим достичь от вовлечения молодых специалистов. Для них очень важно понимать, что конкретно они делают для развития предприятия, оценить свои перспективы. Мы выстраиваем сейчас абсолютно понятные, четкие, очень-очень простые карьерные лестницы, где под каждой ступенькой подразумевается, что человек должен будет делать и какими знаниями и навыками он должен обладать для перехода на следующую ступень. У нас четко прочерчен путь от условно специалиста второй категории до начальника отдела. Он простой и понятный, он реализуемый: лаг времени – 10−15 лет.
Планирование дальше свыше пяти лет для современной молодежи это что-то нереальное.. Они живут здесь и сейчас, сегодняшний днём, и для них чем быстрее, тем лучше. Поэтому мы пересмотрели эту модель и ушли в планирование на пятилетку, где при условии, что он, правда, будет хорошо работать, он будет учиться, он будет хотеть развиваться, он это получит.
Хотя будет непросто – это понятно. Но это системная работа, здесь нельзя обойтись только лишь одним элементом. Могу сказать уже в цифрах: если мы имели три года тому назад прилив кадров из системы среднего профессионального образования в размере где-то 8%, то после всех наших преобразований, связанных с системой образования, на сегодняшний день мы имеем уже свыше 70−75% ребят, которые приходят к нам и которые у нас спокойно работают, начинают себя видеть в этой профессии и в этом предприятии. Очень важно ощущать и понимать свою роль именно там, где ты работаешь.
***
Мы решили поинтересоваться, как обстоят дела в Новосибирском метрополитене? Конечно, возможности у нас не столичные, но занимаются профориентацией там очень активно. Новосибирский метрополитен имеет бессрочную лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих кадров по 43 профессиям. Рабочие массовых профессий имеют возможность повысить разряд или получить вторую профессию без отрыва от производства. Всего в 2023 году прошли обучение, переподготовку и повышение квалификации 907 человек: в учебном центре МУП «Новосибирский метрополитен» –125 человек и в учебных центрах города – 782 человека.
В Новосибирском метрополитене организовано также прохождение практики для студентов высших учебных заведений: РАНХиГС, СГУПС, НГТУ, НГПУ, НГАУ, а также обучающихся в средних специальных учебных заведениях, которые реализуют основные программы среднего профессионального образования базовой подготовки: Новосибирском техникуме железнодорожного транспорта, Новосибирском политехническом колледже и Новосибирском экономическом колледже.
Разве зарплата не является первостепенным фактором? За фантики никто не захочет работать.