Главная Кроме того Работа с жалобами в прокуратуре

Работа с жалобами в прокуратуре

Работа с жалобами в прокуратуре

   Расхожее в недалеком прошлом «Прокурор добавит!» теперь услышишь не часто, да и звучит это не более чем забавно, поскольку представление людей о роли и месте прокурора и прокуратуры в современной системе государственных органов изменилось и уже не основано на страхе перед репрессивной машиной.

  Зато совершенно очевидно, что с жалобами, требованиями, с просьбами, вопросами, а порой и просто с сомнениями люди зачастую идут именно к прокурору. В этом нет ничего удивительного, поскольку деятельность прокуратуры публична, открыта, имеет правозащитную цель.

  Ежедневный прием граждан ведется в каждой прокуратуре, рассмотрение письменных и устных обращений регламентировано и представляет собой четкую отработанную систему, и даже при отсутствии необходимости прокурорского вмешательства человек на приеме у прокурора может получить консультацию, разъяснение, совет и даже помощь в составлении обращения или заявления.

  В 2013 году на личном приеме в органах прокуратуры области побывало почти 17,5 тысячи человек.

  Руководители прокуратуры области регулярно проводят личный прием в отдаленных районах, жители которых не имеют возможности совершить в течение дня поездку в г.Новосибирск и обратно.

  В истекшем году прокурорами получено около 64 тысяч обращений. На что жалуются люди?

  Больше половины – жалобы на нарушения жилищных, трудовых и других социальных прав граждан, в том числе прав несовершеннолетних. Много обращений по вопросам следствия и дознания, на действия (бездействие) и решения при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении.

  Например, две недели в мае прошлого года в прокуратуре области работала Временная приемная Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в которую обратились 533 гражданина, от которых было принято 545 письменных обращений на действия управляющих организаций и ТСЖ, о несогласии с начислением платы за внутриквартирное потребление коммунальных услуг, о несогласии с установленными тарифами на коммунальные услуги.

  Добиваясь устранения нарушений конституционных прав граждан, прокуроры после проверок жалоб и заявлений внесли свыше 5800 актов реагирования, в том числе 211 протестов на незаконные правовые акты, 3500 представлений об устранении нарушений законов, 1967 исков и заявлений в суды, 145 предостережений о недопустимости нарушения закона. Восстановлены права тысяч граждан.

  Не каждое обращение является поводом для прокурорской проверки и применения мер прокурорского реагирования. В силу закона прокуратура проводит проверки только по обращениям, содержащим сведения о нарушениях закона.

  Зачастую просьбы и требования людей связаны с обстоятельствами, которые не позволяют прокурору реализовать предоставленные законом полномочия. И бывает нелегко объяснить человеку, что прокурор не всемогущ и вообще не вправе вмешиваться в те или иные отношения, например, в гражданско-правовой спор между негосударственными организациями или в дело частного обвинения.

  Более того, существует немало органов и должностных лиц, обязанных самостоятельно заниматься теми или иными вопросами и подменять которых прокурор не может. Поэтому в прошлом году прокурорами переадресовано в другие органы для рассмотрения более 11700 обращений.

  Право человека на обращение незыблемо. Но, к сожалению, достаточно примеров, когда люди злоупотребляют этим правом. Поэтому законодатель предусмотрел жесткий, но действенный механизм реагирования на подобные проявления, предоставив прокурору возможность оставлять такие обращения без рассмотрения, без уведомления их авторов или вообще прекращать переписку.

  Так, в начале прошлого года анонимный автор прислал в областную прокуратуру по электронной почте почти 1300 однотипных жалоб якобы от работников одной из организаций. Все они были на законных основаниях оставлены без рассмотрения и уведомления заявителей.

  Закон также допускает прекращение переписки с заявителем, если повторное обращение не содержит новых доводов, а доводы, изложенные ранее, полно, объективно и неоднократно проверялись и на них даны ответы. По этому основанию прекращена переписка более чем в 20 случаях.

  Кроме того, прокурор может оставить без рассмотрения и без ответа по существу те обращения, которые свидетельствуют о прямом вмешательстве автора в компетенцию органов прокуратуры, а также содержат нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи. В каждом таком случае гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.

  Вышеперечисленные решения не нарушают конституционное право гражданина на обращение. Когда отпадают основания, по которым обращение было оставлено без рассмотрения или переписка была прекращена, обращение рассматривается в обычном порядке. Никто не лишен возможности обращаться с заявлениями и жалобами в приемлемой форме и законным способом.

Сергей МЕДВЕДЕВ,

 заместитель прокурора Новосибирской области

18 марта 2014

Комментарии (0)