Главная Культура и искусство О пассивном курении и не только о нем

О пассивном курении и не только о нем

  Эпатировать публику – занятие, вообще-то жлобское. И не из благодарных. Потому что на других – плевать. Вроде как курить в общественном месте. Или в пустынном парке перед случайными прохожими штаны снимать. Или в академическом театре Онегина препарировать и кошмарить. Но если за курение или бытовой эксгибиционизм от государства денег не дождёшься, то за счет периодического мародерства, как называла «современное прочтение классики» великая Галина Вишневская, жить можно, в общем-то, совсем не дурно.

  Классика сегодня в опасности, как уссурийский тигр. Охота не нее не запрещена круглый год. И круглый год по всей России десятки провинциальных Виктюков и Житинкиных вслед за своими московскими старшими братьями продолжают веселое дело Ник. Сестрина, режиссера театра Колумба, поставившего гоголевскую «Женитьбу» на страницах «Двенадцати стульев» еще в 1927 году.

  Ни в дикие годы после октябрьского переворота, ни в постперестроечные девяностые, театральная сцена не была такой доступной для разного рода новаторов. И каждый из них стремится поставить «чего-нибудь классическое». Если не Чехова, то Гоголя, если не Островского, то Пушкина. И обязательно так, что бы ни то, что маме, чтобы самому узнать не довелось…

  Эти новаторы, как водится, все как один, модернисты и авангардисты, а вместе с ними и режиссер Тимофей Кулябин, 18 декабря могли бы вспомнить своих знаменитых предшественников, авторов скандального сборника «Пощечина общественному вкусу», от кого есть пошли отечественные супрематисты всех табелей и рангов. Столетие этой книжки почему-то осталось незамеченным ни в гламурно-толлерантной тусовке столичных культурных деятелей, ни в среде их периферийных коллег. За Маяковского, Хлебникова, Бурлюка, Каменского, Крученых и Лившица, конечно, обидно. А вот игнорирование круглой даты со стороны многочисленной армии их нынешних последователей не удивляет. Потому что стоит лишь вспомнить о пресловутой «Пощечине», и сразу же, даже в самых затуманенных глазах, произведения большинства сегодняшних авангардистов становятся тем, чем они и являются на самом деле – неоднократно и разными челюстями пережеванным набором стыренных идей и метафор.

  Впрочем, возможно, праздника в честь футуристов не было потому, что многие современные творцы просто никогда не слышали об отечественных ниспровергателей Пушкина и др. с корабля современности.

  А между тем первые авангардисты были очень даже достойные люди. По воспоминаниям Бенедикта Лившица, «будетляне спали с Пушкиным под подушкой», восхищались им и учились у него всю жизнь. В этом контексте, кстати, и «Юбилейное» у Маяковского недурно вспомнить…

  И на книги экспериментальные государственных денег не тратили.

  Да и удивился бы граф, тайный советник Александр Васильевич Адлерберг, справлявший в 1912 году обязанности губернатора Санкт-Петербурга, поступи на его имя просьба о выделении средств для издания сборника молодых литераторов под эпатирующим благородный слух названием «Пощечина общественному вкусу».

  «Пощечину», кстати, Маяковскому и компании издал за свой счет спонсор, авиатор Г. Кузьмин.

  А вот на постановку истории про Онегина (18+) в «Красном факеле» потрачены государственные деньги. Как и на вирши некоей Жбановой, с периодической регулярностью издающиеся при поддержке министерства культуры, правда, к сожалению, без обязательного бы в данном случае, подзаголовка о том, что это – весьма ощутимая затрещина всякому элементарному вкусу...

  Да что там Онегин! Что Жбанова!

  В мае министр нашей областной культуры кандидат педагогических наук Наталья Ярославцева выделила миллион на проведение гельмановской выставки «Родина». (Сумма известна со слов Анны Терешковой, организатора этой выставки в Новосибирске, сказанных в Москве, 24 октября, на обсуждении программы «Развитие культуры и туризма». Терешкова представляла на этом мероприятии Новосибирск. В своей речи она подчеркнула: если бы не Наталья Ярославцева, выставка бы не состоялась).

  И действительно, педагогически выверенный шаг и бесшабашная отвага руководящей женщины удивляет и завораживает. Ведь произошло это аккурат сразу после омерзительной акции нескольких девиц в храме Христа Спасителя и последующей хлесткой реакции со стороны президента России и других высокопоставленных лиц. А чтобы не понять, что «Родина» Гельмана «подобрала флаг», только что выпавший из рук кощуниц, надо не понимать вообще ничего. И в искусстве тоже.

  Деклассирование культуры. Именно этот процесс сегодня идет в России. Уничтожается, распыляется, сокращается классика. Подменяется серостью. На средства государства.

  Зачем? Ради пиара? Во имя денег? В надежде на благодарность? Чтобы сделать больно своим соседям?

  Но уродовать свою культуру, свою историю, обеднять будущее собственных детей не станет ни один здравомыслящий человек, если он – не давно затаившийся враг или не случайным образом затесавшийся дилетант.

  Поверить, что министр культуры – враг, я не могу. Мысль о том, что чиновник такого высокого ранга может оказаться профессионально не подготовленным к занимаемой должности, вообще не может прийти в мою голову. Тем более, что и сама министр недавно публично подтвердила, что она самый настоящий профессионал. «Я – профессионал. Я написала диссертацию по управлению, я – профессиональный управленец, -- сообщила Наталья Васильевна на недавнем круглом столе по вопросам сохранения традиционной культуры, организатором которого выступила новосибирская епархия.

  Я посмотрел в Яндексе: диссертация называется «Развитие системы управления общеобразовательной школой в современных социокультурных условиях». Действительно – профессионал.

  Круглый стол, кстати, прошел, по словам некоторых его участников, довольно-таки своеобычно. Своевременный и обещающий быть откровенным и интересным разговор не получился. Наталья Васильевна, известная ритор, была в ударе. Кроме нее по нескольку предложений успели сказать еще человек шесть. Включая владыку. Но, как показалось собравшимся, министру явно не нравилось, что говорили другие. Поэтому она никак не могла наговориться сама…

  О чем?

  Об этом я поинтересовался у заслуженного работника культуры России, народной артистки России, композитора, художественного руководителя государственного ансамбля песни и танца «Чалдоны» Светланы Смоленцевой.

- Как всегда, ни о чем. Общие фразы на уровне дилетантов, которые за годы ее правления я уже слышала много раз. Нет даже попытки разобраться в том, что происходит сегодня в культуре на территории города и области. А творится у нас с 2008 года планомерное, целенаправленное подавление, уничтожение творческой личности.

  Как это происходит, могу показать на собственном примере. Вскоре после назначения Натальи Васильевны министром культуры в частной беседе я сказала ей: «Ваше место – в школе». Все. С той поры я и мой коллектив постоянно находимся под прессом. Нас унижают, лишают возможности спокойно и продуктивно работать, творчески развиваться. Мстить Наталья Васильевна умеет виртуозно: очень долго, очень тяжело, очень некрасиво…

  Не хочу говорить о том, что испытываю я лично, скажу об ансамбле.

  Наш коллектив не пускают на центральные площадки, заставляют работать в режиме театра, но мы же – ансамбль! Это и жанры разные, и специфика. Профессионалы это понимают…

  На новую программу министерство выделяет нам 50000 рублей. А обласканному по большому блату Сибирскому хору – 1600000 рублей. В 32 раза больше! Все знают – и все молчат..

  Нас уже дважды не выпускали на всероссийские конкурсы, несмотря на то, что «Чалдонов» знают, любят и всегда ждут далеко за пределами области.

  Но мы – не из числа тех, кто научился подпевать, льстить, врать, соглашаться с унижениями, стоять по стойке «смирно» и даже во сне отдавать честь.

  Честь блюдем и блюсти будем!

  Сегодня и команда у Ярославцевой ей под стать. Что говорить, если в министерстве культуры работает, к примеру, бывшая билетёрша Т. В. Волкова. Как-то спросила у нее мнение о программе. Отвечает: «Попки красивые у девочек»… А Ярославцева, кстати, в тот раз тоже ценное указание дала. «Подъюбник у одной – говорит, -- виден был. Нехорошо!»

  И это на полном серьезе, абсолютно! Наталья Васильевна уверена, что сама во всем разбирается на том основании, что, как она говорит: «Я тоже когда-то танцевала».

  Страх, который сегодня царит в среде культурных работников, мешает, сковывает, лишает возможности творчески расти. Творческий процесс нуждается в свободе, в непредвзятом отношении, в спокойной рабочей обстановке. Ее у нас в области давно уже нет. Есть кампанейщина и нахрап, есть насаждаемый министром и ее людьми культ личности Ярославцевой. даже в районах стонут. Причем, не только зав. отделами культуры….

  К сожалению, культ личности в сегодняшних условиях совершенно реален.

  В руках у министра появился денежный мешок с различными ДЦП, ВЦП... И она, словно Дед Мороз на новогодней елке, распределяет их среди любимчиков. Это огромные бюджетные деньги. Даже в очередь за такими «подарками» допускаются только свои…

  И об этом пора уже говорить открыто, во весь голос.

  В конце концов, культура остается визитной карточкой нашего региона. И было бы неправильно, стыдно, да и преступно молча дожидаться, когда дилетантизм и самоуправство нынешних хозяев минкульта доведут процветающую еще недавно отрасль «до ручки»…

  От слов Светланы Васильевны по позвоночнику уже давно бегают мурашки.

  И опускаются руки. И только стыд, горький стыд заставляет продолжать стучать по клавиатуре. Стыд за себя, за знакомых, за друзей и коллег. За то, что я не такой.

  За то, что глуп, труслив и самонадеян. За упорное нежелание противостоять произволу сильных. За лень, за нежелание помогать слабым.

  Помогать, прежде всего, собственным примером. Как Светлана Васильевна Смоленцева.

  Стыдно курить пассивно, если можно вообще не курить.

Владимир ИВАНОВ

НОВОСИБИРСК

26 декабря 2012

Комментарии (1)

Лисин Николай Валерьевичь 18.01.2014 в 05:24

Вот до пустим Вы говорили про некоторые районы Новосибирской области,а ведь там во всей области нет ни чего и про это Вы не говорите,Люди от безработице спиваются.