Интервью
архив новостей
ПАМЯТИ МИХАИЛА НИКОЛАЕВИЧА ЩУКИНА
Ушёл от нас Михаил Николаевич Щукин, наш Миша…
Ушёл Большой Русский Писатель и замечательный Человек, Друг, Журналист, Учитель. Его смерть – из разряда тех, что бьют наотмашь, неожиданно и наповал. Словно из-за угла. «Не может быть! Такого не должно быть!» - это первые мысли, которые приходят в голову, когда умирают Такие люди.
А ведь всего две недели назад мы поздравляли Михаила Николаевича с тем, что в издательстве «Вече» вышло его одиннадцатитомное собрание сочинений, куда вошли лучшие романы: "Ямщина", "Конокрад", "Черный буран", "Лихие гости", "Несравненная", "Каторжная воля", "Осиновый крест урядника Жигина", "Грань", "Морок", "Санитарная рубка", "Покров заступницы"…
Говорю совершенно откровенно: я иногда с содроганием думаю о том, что скажут потомки о нашем веке русской литературы. Зайдешь этак в «Читай-город», потрогаешь пальцами какое-нибудь «Голубое сало» или там творения девушки по имени Гузель, или еще что-либо подобное – и хочется, придя домой, срочно вымыть руки… Моешь эти свои руки и вдруг неожиданно вспоминаешь, что есть ведь еще и Щукин!!! И дышать становится легче.
Это честно! Ведь помимо огромного таланта, одно из главных достоинств писателя Михаила Щукина – потрясающая правдивость. Правдивость эпохи, правда мыслей, искренность оценок… Читаешь, и думаешь: «А ведь верю, а ведь так и было!»
Как истинный свидетель времён, он был очень внимателен ко всему. К мелочам, настроениям, самым, казалось бы, незначительным нюансам… И как человек неограниченно одарённый умел всё это пересказать настолько красочно, эмоционально и убедительно, что оставалось только диву даваться: «И где же он это подглядел, как запомнил?» Суммируя всё увиденное, Михаил Николаевич ретранслировал это так умело и талантливо, что, читая и слушая его, оторваться было невозможно…
Помню, недавно рассказывал он, как приехал в самое лютое время в 1992 году в гости в деревню то ли к знакомому, то ли к родственнику. Тот повёл его в кладовку, где на полках по стенам стояли банки с домашней консервацией и самолично изготовленным самогоном. А за стеной вдобавок, в сенях, висела на крюке туша увесистого кабанчика. Хозяин, с гордостью показав Мише все эти припасы, вдруг остервенел взглядом и, скрутив два кукиша, запальчиво сказал гостю:
- Вот, вот вашему Ельцину!!! Вот!!! Не дождётся!
Кажется, незначительный, мимолётный эпизод тридцатилетней давности, который вряд ли бы запомнился нам, обывателям! Если бы не нашёлся Писатель, который запомнил эту крупинку. Крупинку, что ценнее сегодня любого золотого самородка, поскольку она - истинная примета времени!
Однажды я спросил его о том, как он умудряется в своих книгах достоверно писать о дореволюционной Сибири. Миша вздохнул, глянул на меня почти что жалобно и ответил:
- Ты понимаешь, восстановить какие-то события – не проблема. В архивах многое есть. В другом беда: ни в одном архивном документе не найдешь бытовых деталей: как люди жили повседневно, что было в головах и разговорах, что в лавках покупали, что ели каждый день… Приходится фантазировать… Так вот пофантазируешь, и кажется потом, что наврал.
Это его стремление докопаться до всего – тоже одна из сторон его многогранного таланта. Как долго и с каким упорством он пытался добраться до корней названия своей родной деревни в Сузунском районе – Мереть! Рассказывал мне:
- Я часто задумывался, что означает непонятное это слово – «мереть». Поначалу пытался найти тюркские корни. Село-то татарское! Не нашёл. Смотрел по старым словарям, смотрел у Даля… Результат не обрадовал. У Владимира Ивановича в «Толковом словаре живаго Великорускаго языка» - как он называется в оригинале – слово «мереть» однозначно толкуется родственным слову «смерть». Я думаю, что, скорее всего, с образованием деревни совпал некий мор, эпидемия или что-то схожее. Но это тоже – не факт! Буду искать дальше…
Отдельная веха в жизни писателя М.Н. Щукина – десятилетка редактирования журнала «Сибирские огни». Он, безусловно, возродил зачахший, было, журнал к жизни! И за то многотысячная гвардия сибирских – и не только сибирских! – писателей самого разного калибра должна поклониться ему в ноги! Ведь сколько толстых литературных журналов по всему бывшему СССР ушли со сцены за минувшие тридцать три года! Не перечесть. Среди них могли бы оказаться и наши «Сибогни» - издание с вековой историей!
Миша не дал! Чтобы возродить «Огни», он использовал все рычаги: и своё имя, и связи, и дружбу с сильными мира сего. И тратил, конечно, собственное здоровье… Он носился с журналом, как с новорождённым. Да тот и правда был таковым: восставшим из пепла! И довёл «Сибирские огни» до того уровня самостоятельности, когда редакцию успешно смогли вести за собой уже другие люди…
Его всякий раз очень беспокоило: а не пишет ли он впустую в наш не читающий ничего век. И однажды, вернувшись из какого-то района Новосибирской области, заговорщицки подмигнув, достал из сумки одну из своих книжек – «Ямщину», по-моему. Затрёпанную, зачитанную до дыр! Книги в таком «техническом состоянии» любая библиотека просто обязана сдать в макулатуру. В районной библиотеке её в макулатуру сдать не могли – книга всегда была на руках у кого-то из читателей. В ней лежал и формуляр выдачи – заполненный до отказа. Писатель Щукин случайно напоролся на этот экземпляр – так уж совпало, что его принесли сдавать в абонемент именно в ту минуту, когда он проводил там встречу с читателями. Увидев свою «Ямщину» в до такой степени зачитанном состоянии, попросил себе на память именно этот экземпляр… Отдавать не хотели. Но по счастью у него с собой оказалась точно такая же книжка. Только новая. На неё и выменял вещественное доказательство читательской любви к своим произведениям…
Он был светлым, искренним и согревающим своим теплом чужие души человеком. После даже краткого с ним общения на сердце становилось легко.
Эх, Миша-Миша. Ну, зачем ты ушёл так рано?!
Прости нас грешных.
Царство тебе небесное!!!
Андрей ЧЕЛНОКОВ,
председатель Союза журналистов
Новосибирской области,
вице-президент клуба «Зажги свечу»
СПРАВКА (с сайта «Сузунская централизованная библиотечная система»):
Михаил Николаевич Щукин, коренной сибиряк, родился 03 октября 1953 года в с. Мереть Сузунского района Новосибирской области. С этим сибирским селом связаны самые дорогие, самые незабываемые воспоминания. Михаил Николаевич с теплотой говорит, что здесь его Родина и, что бы ни случилось, здесь его всегда примут, всегда обогреют, всегда поймут.
Любовь к литературе проявилась у Михаила еще в детстве, когда мама Арина Александровна по вечерам читала ему книжки.
Михаил был частым гостем сельской библиотеки, книги читал «запоем». Уже в школе поражал преподавателя литературы своими сочинениями.
После восьмилетки поступил в Новосибирский книготорговый техникум исключительно потому, что там преподавали литературу. Город для 15-летнего пацана стал «настоящим потрясением». Тоска по деревне, по дому, вспоминает писатель, была страшная. Именно тогда он и начал писать.
В семнадцать лет он становиться сотрудником Сузунской районной газеты «Новая жизнь», которая стала его первой школой жизни. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета (г. Свердловск, ныне – Екатеринбург), Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Служил в Вооружённых Силах на Северном Урале. После службы в армии он снова вернулся в редакцию родной газеты, где и появились в печати его первые рассказы и очерки.
Михаил Николаевич Щукин работал в газете «Советская Сибирь», был собственным корреспондентом журнала «Огонёк» по Западной и Восточной Сибири, собственным корреспондентом по Сибири газеты «Литературная Россия». Член Союза писателей России, автор многих прозаических и публицистических книг, выходивших в разные годы в Новосибирске, Москве и за рубежом: «Посидели, поговорили» (1980), «Дальний клин» (1982), «Оборони и сохрани» (1987), «Имя для сына» (1986) и других. За роман «Имя для сына» он был удостоен премии Ленинского комсомола.
Анна Дмитриевна Савельева комбайнер Шарчинской МТС, стала прототипом трактористки Серафимы Забаниной из повести М.Н. Щукина «Дальний клин», о работе женщин сибирского села во время войны.
В начале 90-х гг. у Михаила Щукина и Александра Плитченко появилась идея издавать журнал для семейного чтения «Сибирская горница». С самого первого номера центральной темой журнала была история России, история Сибири, история родного края и города.
Журнал резко отличался своей патриотической направленностью, следованием нравственным православным ценностям, уважением к отечественной истории. Отдельный раздел – «Жаворонок» – был предназначен для детского чтения и детского творчества. Позднее это направление получило своё самостоятельное развитие. В 2001 г. по инициативе Щукина и при активной поддержке Департамента образования Новосибирской области был проведён первый областной конкурс детского (юношеского) литературно-краеведческого творчества «Отчий мир», итоги которого превзошли все ожидания: более полутора тысяч детских работ. После конкурса был издан одноимённый сборник, экземпляры которого отправлены во все школьные библиотеки.
Во второй выпуск сборника Михаил Николаевич включил творческие работы 13 сузунских ребят - учащихся Меретской, Битковской, Маюровской, Мышланской и Ключиковской школ. Особо одарённым участникам конкурса «Отчий мир» присуждалась премия имени известного сибирского поэта Александра Плитченко, а также победитель конкурса получал свою первую книгу.
С 2005 г. по инициативе Михаила Щукина в области реализуется издательский проект «Будаговская библиотека», названный по имени одного из отцов-основателей города Новониколаевска, просветителя Григория Моисеевича Будагова. В серии «Будаговская библиотека» выходят книги, посвящённые истории города, области, Сибири и России. В том числе книга Щукина «Встречь солнцу. Рассказы об истории Сибири».
Михаил Николаевич член гуманитарно-просветительского клуба «Зажги свечу», Кавалер нагрудного знака "Золотая свеча с бантом", ведёт большую просветительскую работу в школах области, часто встречается с одарёнными детьми в сельских района, в. т.ч. и в Сузунском районе, привлекая к этой работе коллег по литературному цеху.
Одновременно с большой общественной работой Щукин успешно выступает как писатель в интересной и необычной творческой манере. Он автор исторических романов «Ямщина» (2007), «Конокрад» (2011), «Чёрный буран» (2011), «Лихие гости» (2011), «Несравненная» (2012). «Белый фартук, белый бант» (2013), «Покров заступницы» (2014), «Осиновый крест урядника Жигина» (2016), «Каторжная воля» (2017).
В конце 2012 г. в московском издательстве «Вече» вышел пятитомник романов автора, объединенных общим названием «Сибириада», которые по праву можно считать сказанием о нашей сибирской земле. Пожалуй, впервые в сибирской литературе столь ярко и зримо представлен наш старый Новониколаевск, нынешний Новосибирск.
Михаил Николаевич Щукин может найти такие слова, эпизоды из реальной жизни и тонко описать это в книгах, что каждый читающий его произведения чувствует гордость за свой край, за малую родину. У Михаила Николаевича особая, удивительная любовь к жизни, к родному краю, к Сузунскому району, к Сибири. Поэтому и находятся такие слова, которые увлекают, которые вызывают гордость за то, что мы здесь живем, что в жизни что-то удается сделать, есть на кого равняться.
За роман «Ямщина» М.Н. Щукин удостоен литературной премии «Карамзинский крест», которая присуждается за «большой вклад в развитие русской исторической литературы».
Михаил Щукин — лауреат премии губернатора Новосибирской области, победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Еще, будучи мальчиком, живя в сибирском селе, Михаил Николаевич читал в «Сибирских огнях» повесть Александра Покрышкина «Небо войны»… В этом журнале публиковались его первые рассказы и повести. А потом с «Сибирскими огнями», с авторами и редакцией, его связали дружба и работа. С октября 2014 г. Михаил Николаевич - руководитель журнала «Сибирские огни».
Решением двадцать первой сессии Совета депутатов Сузунского района третьего созыва № 141 от 15.02.2018 Щукину Михаилу Николаевичу присвоено звание «Почетный гражданин Сузунского района».