Главная Культура и искусство ПОДВИГ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ПОДВИГ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ПОДВИГ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

 

 
ВОИН
               24 июня после парада в центре г. Новосибирска, во дворе одного из домов на Красном проспекте, грянул оркестр и троекратное «Ура!». Перед окнами чётко стоял строй торжественного караула. Жильцы подивились – ничего подобного здесь никогда не было! Пооткрывали окна. Здравица гремела в честь единственного в этом доме участника Великой Отечественной Вениамина Карповича Чебанова. 
   Да, ветеранов войны остаётся всё меньше, но их победительный накал, их боевой дух, их память востребованы и необходимы ныне особо.     Девятнадцатилетним выпускником Новосибирского военно-пехотного училища в ноябре 1944 г. командиром взвода пехоты Вениамин Чебанов сходу вступил в бои на 1-ом Украинском фронте. 
   Кем-то подсчитано: пехотинец поднимается в атаку не более трёх раз. На это Чебанов говорит: «Бывает и один раз…». Сам он, как взводный, поднимал бойцов и отражал четырнадцать (!) боестолкновений. Это и атаки, и контратаки, отражение контратак, бои за хутора, сёла, города; трёхдневный штурм, атаки траншей противника, бой гранатный и т.д. «На случайный скоротечный бой уходило по 20 часов, а на еду и сон оставалось всего 4...»
   На передовой, на линии огня он впервые испытал неизведанные чувства: «ползти под непрерывным огнём противника, подниматься в атаку к зловещей чернеющей траншее, занятой фашистами», знать, что любая минута боя для него может стать последней. Вениамин Карпович вспоминал: «В бою о смерти своей не думаешь. Чувствуешь опасность и тревогу. И это даже не ужас, это нечто непередаваемое: некий единый момент, когда идёт наступление, орут бойцы и плачут раненые. Внутри работает только голос самосохранения, который без конца подсказывает, в какую воронку лучше всем нырнуть, когда устремиться в атаку». 
   После атак взвод редел. Так, в первом бою погибли 11 из 43 бойцов. Сам Чебанов был отправлен после ранения и контузии в госпиталь. Через 10 дней вернулся, а спустя две недели вновь получил ранение, но уже тяжёлое - два месяца госпиталя. И снова в строй…
   «Царица полей», пехота - самая многострадальная на фронте. «Пехотинец всегда в движении, - описывает Вениамин Карпович, - либо ползёт, либо поднимается в атаку, топает, а чаще роет окоп, для него это крепость. Сооружает траншеи, перебегает, согнувшись. Чаще неожиданно должен выйти на изматывающие ночные марши в полной выкладке и быть готовым к команде: «На рубеж атаки!» Его всегда валит сон, мы умели спать на ходу». 
   Есть ещё особость пехотинцев - они в бою не как артиллеристы или авиаторы и даже танкисты, – они вживую рядом с врагом. Вениамин Карпович как-то сказал: «Целишься в фашиста, а убиваешь человека». Война страшна - и тело, и нервы на пределе: «Это круглосуточный и всегда опасный ратный труд. Но именно там, как нигде более, проявляется суть человека». Не только порывы, но и расчётливый в сохранении жизни героизм проявлял он сам и видел не раз. Пришлось познавать науку войны, как скажет потом «дорогую науку скорбей и потерь». До сих пор чувствует себя в долгу пред погибшими, помнит многих в лицо.
   Под усиленным нажимом родных и друга, его биографа и критика В.М. Пивкина, в несколько присестов с многолетними перерывами написал-таки 30 страниц воспоминаний, изданных в его книге-альбоме «О войне и мире» (2008г.). В них много откровений, да и в беседах раскрывал немало, что неожиданно нам открывало его самого. На наше любопытство о пресловутых «наркомовских 100 граммах» признался: «Мой дед и отец не пили, не знали алкоголя. Я тоже не знал. А в боевой обстановке не мог позволить себе, т.к. именно я нёс ответственность за моих бойцов». Подивил поступок его, оказавшегося старшим среди других воинов. Возвращаясь из медсанбата, они увидели замерзающего у дороги невооружённого немца: «чёрное обмороженное лицо всё в струпьях, глаза, почти мёртвого человека, выражали боль, страдание и опустошённость, он повторял хриплым шёпотом: «Гитлер капут! Гитлер капут!»». Казалось бы, какое им дело до умирающего фашиста? Но подняли в кузов, дали граммов 50 спирта, хлеба. По напутствию медсестричек завернули к лагерю военнопленных и не без труда передали в приёмный санитарный блок. 
   К санитарно-медицинской службе у воина Чебанова восхищённое и сердечно-благодарственное отношение. Его тяжёлое ранение, когда мог лишиться подвижности рук, очень долго и заботливо выхаживал доктор, немец по национальности. Чебанов того до сих благодарно помнит. Это был наш, советский немец. Придуманные им приспособления, физические упражнения (и совет заняться боксом!) вернули взводного вновь в окопы.
 
 
    Воин-сибиряк Вениамин Чебанов прошёл боями, военными походами пять европейских стран. Он участник форсирования рек Вислы, Одера и Нейсе, освобождал Польшу, окончил войну в Чехословакии, дослуживал в Австрии и Венгрии. Награждён высшей солдатской медалью «За отвагу», орденами Красной звезды и Отечественной войны I-ой степени. И множеством благодарственных грамот от Верховного главнокомандования. 
   Ужасы войны не ожесточили, не озлобили нрав и психику юноши, а это ведь у фронтовиков случалось... Войне конец, но служба продолжалась в Киевском военном округе до февраля 1947 г., там ещё не успокоились бандеровцы.  А затем как опытный и умелый офицер, в числе других он был представлен для поступления в военную Академию. Но вмешался совсем уже мирный и всепобеждающий жизненный мотив – его, молодцеватого и смелого, захватила в плен любовь, чувство, которое подчиняет даже самых  сильных! Его избранница, освобождённая из фашистской неволи девушка-сирота Татьяна, настрадалась от гибельной работы и фашистского унижения, он также был прошит снайперской пулей, имел другие раны в теле и душе. Вместе, окрылённые своей любовью, они ехали в новую, мирную жизнь, в Сибирь.

ХУДОЖНИК
  Я часто вспоминаю такую редкую для военного лихолетья детскую радость. Нам, четверым сыновьям, к Новому году с фронта пришло письмо от отца! А в нём два рисунка с подписью: младшим – Дед Мороз Красный нос, старшим - Синий... Ура! Письмо от папы, он жив! Как всегда случалось при получении хорошей весточки, сбежались солдатки-соседушки и так радовались за нас и нашу маму!.. 
  Лейтенант Чебанов тоже радовал родных - вместе с письмами высылал свои рисунки, иногда автопортреты. Сослуживцы, однажды увидев его наброски, удивились: здорово рисует, чистый художник! И со всех сторон посыпались просьбы нарисовать, да получше! Он не отказывал, и, когда выхватывал свободную минутку, с удовольствием рисовал. Ах, как счастлива была родня в тылу увидеть портрет своего касатика! Бодрого, с улыбкой на лице. 
  А кроме портретов, порой случалось взводному зарисовать интересные сценки, сюжеты фронтовой жизни пехотинцев, их быт. 
Надо сказать, что способности к рисованию у мальчика заметил и начал развивать учитель ИЗО А. С. Батанов (позже художник-реставратор Третьяковки). Успехи у Вениамина были весомые. Одну его работу разместила «Комсомольская правда», издававшаяся в те годы  миллионными тиражами. 
  Вернувшийся с войны офицер сел за парту в вечерней школе, получил аттестат зрелости, поступил на архитектурный факультет Строительного института. Завкафедрой рисунка А.И. Беляев, ближе узнав студента Чебанова, решительно сказал: «Вам следует получать не архитектурное, а художественное образование!». Тяга к учёбе у бывшего фронтовика была великая. И Чебанов окончил Иркутское художественное училище, старейшее в Сибири.  
 
 
   Большой школой для молодого художника-профессионала стала работа в Новосибирском книжном издательстве, где он проиллюстрировал около ста книг. Военная тематика была популярна, и художественный редактор Минко доверял её оформление только фронтовику Чебанову. Для сборника «Сибирская добровольческая» (авторы - полковник А. С. Ширяев и писатель А.В. Никульков, 1958 г.) художник сам выбрал из текста сюжеты и создал серию рисунков, интересно расположив их на страницах книги - на полях, в центре, горизонтально, вертикально и даже диагонально. На 146 страницах 81 рисунок, и в каждом он старался быть документально точным.  Память сердца и прекрасная зрительная наблюдательность вели его пером с тушью. Дивизия освобождала пушкинские места на Псковщине, что отразил сибиряк А.И. Смердов в поэме «Пушкинские горы» (1975 г.). Одним из прототипов героя поэмы был новосибирец, боец дивизии, поэт Борис Богатков. Иллюстратор Чебанов за неё получил Диплом на Республиканской выставке в номинации "искусство книжной графики", а от поэта - книгу стихов о Тарасе Клинкове, сибирском «Василии Тёркине» (1942 г.). 
   Уже не по службе, а по душе Чебанов издаёт две графические серии линогравюр «Годы войны» (1966 г.), «Земля и люди» (1969 г.), которые вошли в золотой фонд «сурового стиля», где «содержание выражено через эмоциональную память и образные ассоциации, отдельный эпизод войны, социальных преобразований превращается в символ торжества жизни над смертью…» (член СХ, искусствовед В.М. Пивкин, автор монографии о Чабанове-графике. 1984 г). 
   Благодаря своему умению проникнуть в натуру, характер человека, художник создал в разных техниках галерею отличных портретов. Можно поразиться, как точно и проницательно мастер вскрывает психологию и даже биографию персоны. Известный искусствовед Л.С. Зингер, автор монографии по русскому и советскому портрету, видел в Чебанове прежде всего портретиста.      Главное в его портретах – духовное содержание человека. Среди его героев богатыри отборного типа – воины, сталелитейщики, умудрённые селяне. Сибирский писатель Е.П. Лучинецкий назвал художника «певцом рабочего человека». Но у В.К. Чебанова много портретов и мастеров культуры, искусства, учёных, писателей, да и просто друзей, многочисленных родных и близких. И все любовно, с искренним чувством... 
 
 
 Каждый портрет отражает индивидуальность, но автор видит и что-то типическое для своего времени. Мать... Дед и отец - краснодеревщики. Мастера! А вот создатель Академгородка М.А. Лаврентьев, углублён в работу - так, что стоя у картины, боишься пошевелиться, спугнуть тишину. Яркая радуга над милой Вологодчиной Николая Рубцова, вышедшего на откос... Многие считают одним из шедевров Чебанова небольшой портрет углём «Медсестра Таня» (1957 г.). Она в гимнастёрке, накрыта шинелью, руки переплетены на груди, под пилоткой красивое молодое лицо, но взгляд много видавший, прямой, уверенный. Трудно оторваться, в её облике что-то такое родное, русское, милое... И сердце щемит от осознания того, что пришлось ей пережить, совсем ещё юной... Помню, как один солидный мужчина на выставке трижды возвращался к этому портрету. Вот так вот! Немногие знают, что прототип – это жена Чебанова, Татьяна Романовна.    Оригинален редкостный тройной портрет: он и два его друга, все они художники-фронтовики, по обычаю поминают павших и живых. Ныне автор уже их поминает, но на картине они живут… 
   Чаще других Вениамин Карпович писал земляка, аса А.И. Покрышкина. Один из последних – парадный портрет, где Александр Иванович изображён со штандартом 1-го Украинского фронта, накануне победного торжественного марша по Красной площади, перед Мавзолеем В.И. Ленина 24 июня 1945 года. Да-да, накануне того самого великого Парада в честь победы над фашистской Германией.
   Восхитительны Чебановские пейзажи, но как-то он сказал: «Это не моя стезя». Однако есть, есть у него просто чудные сибирские просторы и уголки, запечатлённые во все времена года. Больше зимних, с хрустящим снегом и розоватыми сугробами, но и летние есть - с игрою солнца, листвы, воды, фантазийных облаков.  
   И всё-таки своей главной темой художник Чебанов считает военную. В.М. Пивкин писал: «он шагнул в искусство из окопов». А сам Вениамин Карпович отмечал, что война «всегда со мной. Когда работаешь у холста, когда создаёшь образы солдат, поневоле вспоминаешь их молодые лица и их короткую жизнь – возникает чувство неоплаченного долга и вины перед ними. Ведь это их ратными трудами и кровью вершилась Великая Битва». Каждое крупное сражение, все самые известные герои запечатлены на его холстах и в графике. Начиная от подвига защитников Брестской крепости и до триумфа Победы. 
Ключевой образ в его картинах – взвод, рота бойцов. В многофигурности композиций - мужское содружество, единство, коллективный дух, решимость к подвигу, воля к Победе. Чебанов создал несколько десятков больших полотен. Вот некоторые: «Погранзастава. 22 июня 1941 года», «Враг будет разбит. Победа будет за нами!», «Стоять насмерть – позади Москва», «В боях и походах», «По дорогам войны», «На прямую наводку», «Атака отбита», «Вышли из окружения» и другие. Особо надо отметить два триптиха: «Оборона Москвы» (2011 г.) и «Апофеоз Победы» (2003 г).Многочисленны бойцы Красной армии, но Художник не мог не отразить и образы И.В. Сталина и Г.К. Жукова, они вдумчивы, глубоко переживающи и решительны.
Чебанова часто называют баталистом. Он поправляет: я пишу не сражения, а людей в них, их подвиги, эмоции. В его полотнах многоликое собрание воинов - их фигур, движений, лиц, глаз, настроений. Выписан и трагизм, и героизм. А также фронтовой быт, немало жанровых сцен с улыбкой («Почта пришла», «Живая вода», «Давай закурим» и т. д.). В книге и трёх альбомах - десятки репродукций, а в музеях и галерее – множество подлинников. Это его, Чебанова, художественная история войны. Всего она насчитывает примерно четыре сотни работ. 
 
 
   Он был и остаётся единственным в Сибири живописцем с темой Великой Победы. Чебанов – участник более 70 различных выставок, из них более 20 персональных, в том числе в Москве, в Германии и во Франции. В 1995 г. он получил звание «Заслуженный художник России», а в 2007-м стал Народным. Своеобразным завершением графических работ стало изображение в натуральную величину мемориальной доски, которую его друзья отлили в металле. Она с Гимном, салютом и воинским маршем была водружена 7 ноября 2011 г. на здании вокзала Новосибирск-Главный. На щите под орденом Отечественной войны надпись: «С ЭТОГО ВОКЗАЛА СИБИРЯКИ УХОДИЛИ НА ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ 1941-1945».
   Главная тема вполне естественно вызрела у мастера в идею – создать монументальное полотно. Долго думать не пришлось. В городе в честь гвардейцев-сибиряков есть магистральная улица, площадь. Сибиряки в боях при защите Москвы разрушили план противника – пройти победным маршем по Красной площади. Ярое ожесточение и огромное кровопролитие на Ржевско-Вяземском плацдарме заложили целые долины смерти для гитлеровцев. Именно там отличилась сформированная в Новосибирской области по решению обкома партии Добровольческая Сибирская 150/22-я дивизия. Когда шла в неё запись, Чебанов стремился попасть туда. И через четверть века оказался погружён в её боевой путь, иллюстрируя о ней книгу. А ещё через три четверти века пережил её боевое крещение: взялся за написание диорамы. 
   Сюжетом избрал бой дивизии 25 ноября 1942 г. под городом Белый. Позже она освободила 20 населённых пунктов, получив звание Гвардейской. Обдумывая диораму, художник создал свыше 300 эскизов и встал с палитрой к большому холсту 10х2,7 м, для чего был сооружён специальный помост. Друзья шутили: «Баталист на высоте!». 90-летний живописец регулярно, упорно, подгоняя себя, поднимался на шестой этаж мастерской к своим воинам. Ко дню Победы 2018 г. состоялось открытие диорамы. Она стала первой и пока единственной за Уралом работой такого рода, посвящённой Великой Отечественной войне. 
Русское поле – поле, на котором идёт смертное сражение. Над ним, искорёженным, неба не разглядеть: там скрыты облака, полные благодатных первых снежинок. Они так мирно кружат над ожесточением людей... Сама природа против убийств. Радоваться бы нашим сибирякам снегу родному, его белизне и чистоте, освежающим поле, лесочки, души. Но бой идёт, бой не на жизнь, а на смерть! Вглядевшись, ощутишь нежность упавшей на лицо воина снежинки, превратившейся на остывающем теле в слезинку, а позже и в льдинку...
   На полотне почти в 30 кв. м всего-то несколько минут битвы. Но какой! На ближнем плане добровольцы ринулись к первой траншее врага, идёт рукопашный бой. Тринадцать поединков размещены почти равномерно по полотну. В левой части наш боец орудует над головой врага сапёрной лопаткой, на правой части для удара «от души» занесён приклад. В схватках мощнейший трагизм: не везде ясен исход, кто ж из двоих останется жить? Всё решит один миг. Он и отображён. 
Художник мастерски добился драматичного сопереживания. 
   По-своему решён образ политрука: да, это уже классическая поднятая рука с пистолетом, но молодой офицер уже не впереди, и он без шапки. Здесь тоже миг трагический - политрук смертельно ранен, он вот-вот упадёт. Фигура его в центре диорамы. А ещё перед ним впечатляющий и необычный эпизод. Мне он кажется очень символичным. Бывалый воин-доброволец готов воткнуть штык во «фрица», но… тот отбросил оружие, поднял руки, пальцы правой растопырены. Они на фоне белого снега. Наш воин чуть приостановился: лишать немца жизни или передать его команде для пленённых? Эпизод не только в центре, но и центральный по смыслу, по выявляемой идее всего полотна: эти поднятые руки, эта растопырка – знак. Вот она, армия вояк, она побеждена здесь! И Победа будет за нами! 
   Такие чувства, эмоции, мысли, раздумья порождает диорама мастера. 
   Вениамин Карпович однажды назвал диораму своей «лебединой песней». Как обобщённый, завершающий отчёт художника-воина. Может, он и прав. Но, передав картину в галерею, затосковал: «Без работы не могу!». И добавил документальности диораме: написал 20 портретов реальных командиров и героев 22-й гвардейской. Часть пришлось брать с фотографий, но он вдохнул в них жизнь. Кроме того, выполнил повторы своих полотен, которые подарены и находятся в других местах. И создал несколько новых полотен, работая уже дома, а не в мастерской. 
   Художник В.К. Чебанов получил признание современных профессионалов в изобразительном искусстве страны -  удостоился в 2015 г. редкого для Сибири, высшего ордена Российской академии художеств «За служение искусству». Во вручённом в изящной раме Адресе дана развёрнутая, но ёмкая характеристика. Несколько слов из неё: «Вы владеете богатейшей творческой палитрой и мощным профессиональным инструментарием, особым даром и авторским видением. Блистательный художник, человек огромного обаяния и глубочайшей внутренней культуры, Вы заслужили признание и уважение в профессиональном сообществе…».

                                                                                      ГРАЖДАНИН
  Культура Новосибирска ныне непредставима без В.К. Чебанова. Ему в конце августа исполняется 95 лет, а в городе он живёт уже более 80-ти! Интересное явление: на открытиях выставок его работ всегда многолюдно, хотя и особой рекламы не бывает. Каждая значительная его работа обязательно удостаивается рецензией в печати. О нём, о его творчестве накоплена солидная библиография. Представляя родной город, Чебанов был участником выставок «Сибирь социалистическая» с самой первой, 1964 года. Они проходили поочерёдно во всех сибирских областных и краевых городах. Вениамин Карпович помнит, как курирующий культуру в Новосибирске Е.К.  Лигачёв, после яркой речи, поднял связку ключей и пригласил иногородних художников приехать сюда, а в руках у него были ключи от квартир и мастерских. Он же был инициаторам программы постройки мансард для мастерских в жилых домах. Чебанову такая забота о художниках была по душе, особенно, когда его избрали руководителем местного отделения Союза Художников. 
    Вениамин Карпович не только как новосибирец, но и от имени всех графиков Сибири представлял их работы на выставках во Франции, в «красном поясе» Парижа (1974 г.). При внимании там к нашей Родине и к себе ощущал гордость как Гражданин великой страны - СССР.
 Москвичи приглашали его с картинами в Центральный музей Советской армии, в залы на Поклонной горе. И везде был успех. 
Как истый житель сибирской столицы, ценитель и знаток её, недавно он задумал выставку из прошлых своих линогравюр об исторических деятелях, побывавших в Сибири, которыми гордится Россия, там А.Н. Радищев, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, конечно, Владимир Ильич Ленин и другие. 
   Среди работ Вениамина Карповича мало пейзажей сибирских городов. Однако об эпохальном событии - строительстве Академгородка - есть замечательная серия линогравюр. Эти листы уже история. Сибиряков, являющихся нашей гордостью, писал с удовольствием: академиков М.А. Лаврентьева, Е.Н. Мешалкина, уроженца Алтая В.М. Шукшина и других. Создал целую коллекцию, прославив земляка А.И. Покрышкина. 
   Имя В.К. Чебанова внесено в «Золотую Книгу культуры Новосибирска». Художник имеет множество областных наград за труды на благо города и области, за особый вклад, за работу с молодёжью; он награждён медалью «Патриот России». Депутаты городского Совета в 2018 г. удостоили его звания «Почётный житель Новосибирска». С большинством деятелей культуры он был дружен и запечатлел их маслом либо в графике.  Их образы останутся не только в истории города, но и Сибири и всей страны. 
Он великий труженик. Однажды откровенничал: задумав и начав уже картину, сожалел, что день подошёл к концу и надо идти спать. А ложась, думал, вот бы быстрее прошла ночь, и он встанет вновь к мольберту. Вот эта самозабвенная любовь к своей работе, получаемая от неё радость, заряд оптимизма, конечно, привлекательны. Они ощутимы в контактах с ним. Он умеет передать картинами, поведением и общением то, что не выскажешь словами.
 
 
В. Чебанов. "Дороги нашей юности". Холст, масло. 1987 г.
 
   В праздники его мастерская полнилась компанией, собирались такие дружеские застолья, что стоило бы их записывать на камеру. Кинорежиссёр Н. Соколова, делая документальный фильм о Чебанове, осуществила одну реконструкцию, но время унесло многих безвозвратно. А тогда читал свои фронтовые стихи фотокорреспондент С.И. Суртаев, под аккордеон художника В.Г. Кирьянова звучали песни, душевно и даже на три голоса. А сколько забавных историй успел поведать профессор В.М. Пивкин! И многие другие. Но всё интеллигентно, изящно, остроумно и весело! Часто юморили о фамильном составе делегации, которая с ними выезжала на Шукшинские чтения в Искитим: Коньяков, Пивкин, Гранкин, Кирьянов в сопровождении поэтессы Нелли Закусиной… Хозяин и сам вёл себя по-молодецки, хотя обычно он сосредоточенно спокоен, немногословен, но привлекательно умудрён. Это был его второй круг милых сердцу товарищей и друзей. Первый же - самые ближайшие, естественно, родные. Он от традиции давнего рода мастеровых Чебановых - глава большого семейства: две заботливые дочери, помощник сын Артём, внуки и правнуки и  даже праправнуки есть!
   В самом солидном альбоме его работ (почти на 300 страниц, 2013 г.) есть групповая фотография учащихся Иркутского Художественного училища: он в центре, кто-то сзади положил на его плечо руку, рядом региональный чемпион по боксу, с которым бывший раненый тренировался (не забыл наказ немца-хирурга!). Директриса училища, комиссар кавалерии в Гражданскую, выделяла лидерство Чебанова. Но чаще оно было какое-то незаметное, от него исходила глубокая внутренняя культура, интеллигентность, скромность, даже застенчивость. Он всегда деликатен в оценках, уважителен к собеседникам, преданный друг.
   Однако мог вскипеть при явной и грубой несправедливости. Вот один из давних случаев. Некий руководитель, имеющий право решать судьбы других, пренебрежительно отозвался о пребывании в немецкой неволе Татьяны Романовны, жены Чебанова. Тут фронтовик не стерпел и выдал чинуше по первое число!
   Вениамин Карпович всегда умел мирно, но твёрдо противостоять в творческих спорах, а главное, в своей верности русской классической живописной школе. Когда многие художники клюнули на наживки рынка и стали выставлять уродство, разлад, грубые поделки под девизом «А я так вижу!», Чебанов продолжал свой путь художника, гражданина, патриота. Сохранив человеческое достоинство, поднялся над обыденностью. Остался верен и своему историческому поколению. Его не покидала вера в гуманизм, в глубинную народную нравственность, впитанные им в родной семье, от деда и отца. 
   Вениамин Карпович удивлял и даже часто восхищал своей эрудицией. К месту вспомнит и гениев Возрождения, и добротную сочную мысль русского классика. Регулярно читал толстые журналы, эту гордость российской литературы, вникает и в текущую периодику. С первых номеров читает «Советскую Россию». Собрал большую библиотеку. В глубине души он лирик. Много держит в активной памяти стихов, может прочесть А. Пушкина, Р. Бёрнса, А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Зиновьева и других.  Полюбил Н. Рубцова, особо созвучна ему была строфа:
 
Россия, Русь! Храни себя, храни! 
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они, 
Иных времен татары и монголы…
 
   Он откликнулся на трагедии перехода в XXI век полотнами «Куда идёшь, человек?» (1999 г.), «Крестный путь России» (2002 г.), «Беслан» (2006 г.), «Беженцы» (2007 г.), «Цхинвал» (2009 г.). И одна из последних, аллегорическая «Предчувствие» (2019 г.). 
   Когда он уже давно не работал в издательстве, на госзаказ, ему задали вопрос: «А кто сейчас для Вас работодатель?», Он через секунду отчеканил: «Память, совесть и долг». В таком ёмком, немедленно выданном ответе – глубокая выстраданность, нерв его ума и сердца, стремление оставить потомкам правду о войне и о мире.
   Его военные работы вышли на улицы и в районы области. На Красном проспекте в торжественные дни устанавливаются огромные баннеры с его работами, а в сёлах в этот год, год 75-летия Победы, областным министерством культуры реализуется проект экспонирования коллекции копий его военных полотен.
   Подходя к девятому десятку, размышляя о судьбе нескольких сотен своих произведений, мастер кисти, ветеран решил передать их безвозмездно родному городу, но с одним условием: чтобы они были размещены в Мемориале, посвящённом участию сибиряков в достижении Великой Победы. Его друг, единственный на то время в городе оставшийся Герой Советского союза Д.А. Бакуров, а также Совет ветеранов и друзья горячо поддержали Чебанова. Городская Дума и мэр города А.Е. Локоть инициативно и по-деловому откликнулись.  Через два года в знаменитом стоквартирнике (архитектор А.Д. Крячков, Гран-при на  Всемирной выставке в Париже, 1937 г.) была размещена «Сибирская мемориальная картинная галерея». Центральный экспонат в ней - картина-диорама В.К. Чебанова «150-22-я Сталинская Гвардейская стрелковая сибирская добровольческая дивизия Красной Армии в боях на Ржевско-Вяземском плацдарме». Именно на таком первоначальном, исторически точном названии настоял Художник. Новая галерея была торжественно открыта 8 мая 2017 г. в честь 75-летия образования дивизии. Он, её зачинатель и главный экспонент, при массе посетителей выразив благодарность, сказал депутатам, мэру: «Вы сделали то, о чём я мечтал, но не мог, а я сделал то, что вы не сможете». 
    И вот, совсем  недавно... Указ Президента о присвоении городам, в том числе и Новосибирску, почётного звания «Город трудовой доблести» Вениамин Карпович принял глубоко лично, вдохновенно-творчески. Даже загорелся! Мысль художника-мастера заработала, рука к карандашу, карандаш к бумаге… И вызрел эскиз проекта! Тут же вслед пошли ещё эскизы-разработки основы. И предложение: Знак должен стать художественным произведением очень достойным и величественным, прославляющим именно героический труд тыловиков. С главной фигурой Женщины. На пилонах – горельефы типов всех основных профессий, перечень военной продукции, изображения и цифры военных изделий, названия и образы эвакуированных предприятий и т. д. «Эх, было б мне лет 50, взялся бы за это на подъёме!». Но… 28 августа ему исполнилось уже 95. Раны войны, физические и моральные всей жизни заявляют о себе уже каждодневно… Он написал своё мнение и отослал в газету.
Хочется верить, что сгусток его мыслей, чувств, воплощённых в творчестве, окажутся связующим звеном для последующих поколений от поколения Победителей. Выразим ему, представителю советской цивилизации, нашу благодарность за его вклад в мир, добро, гуманизм! 
    Дорогой Вениамин Карпович, в день рождения примите пожелания - дальнейшего пребывания на планете Земля, мудрости долгожительства воина-фронтовика, художника-мастера, совестливого гражданина-патриота, главы большого семейного клана. Пусть меньше ощущаются боли от разных ран, пусть судьба ваша продлится и далее! Вы нас тоже подзаряжаете своей судьбой, своей работой. 
   Низкий Вам поклон!
                                                                                                                                                                Геннадий ЗАЛЕСОВ
 
 
Новосибирск-Томск
 
 
 
 
 
 
27 августа 2020

Комментарии (1)

Лара 31.08.2020 в 13:10

Вениамин Карпович Чебанов - гордость Новосибирска. Человечище! Истинный патриот и при этом такой интеллигентный и тонкий. Вот о ком надо передачи и фильмы снимать. Многая лета Мастеру!