Интервью
архив новостей
ВЫ СЛЫШИТЕ, ГРОХОЧУТ САПОГИ!..

Совсем скоро страна будет отмечать год восьмидесятилетия Великой Победы над германским фашизмом, свершившейся 9 мая 1945 года – год неувядаемый силы памяти. Долго не утихала боль народа-победителя от потерь в этой чудовищной войне. И, как я понимаю, не сразу руководство государства пришло к осознанию, что пора воздать должное павшим, закрепить в памяти живущих гордость и благодарность за эту всенародно выстраданную ПОБЕДУ, во весь голос, во весь рост и на весь мир. С 1965 года этот день стал «праздником со слезами на глазах» и окончательно закрепился законодательно как день принятия эстафеты боевой славы от поколения победителей и - как выходной день. Именно с этого года празднования начинались с парадов в столицах союзных республик и по месту дислокации военных округов, а также в городах, определённых дополнительно в приказах Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР.
Итак, 1965 год, мне 20 лет, страна готовится к празднованию двадцатилетия Победы 9 мая. Я - солдат первого года обучения школы младших авиаспециалистов воинской части Северо-Кавказского военного округа в Ростовской области, в городе Морозовск (бывшая станица Морозовская, пропитанная казачьим духом и недоброй памятью о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 году). По этой причине нас редко отпускали в увольнение, да и то - группой не менее трёх человек. Сказать откровенно, надеюсь, что кто-то из бывших сослуживцев, прочитав эту публикацию, откликнется…
Я призывался в Советскую армию осенью 1964 года, и мой призыв был укомплектован в основном парнями из Сибири и Алтайского края.
Ниже привожу два документа памятного для меня 1965 года: моё удостоверение о вручении юбилейной медали и благодарственное письмо командира воинской части моей матери, которые свидетельствуют об атмосфере подготовки к юбилейным торжествам той весной 1965-го. В письме не случайно упоминается понятие «Эстафета боевой славы в честь 20-й годовщины победы над фашисткой Германией». Этим самым подчёркивалась насыщенность мероприятий в повседневной жизни страны, направленных на общественную активизацию не только на гражданке, но и в армейской среде.
Особенно запомнилось повышенное внимание к общефизической подготовке: у нас было множество состязаний по военно-спортивному комплексу (аналог ГТО на гражданке) всех видов и уровней. Ежедневно проходили игровые командные соревнования по волейболу, баскетболу, футболу и кроссы на разные дистанции - личные и командные. Играм и квалификационным соревнованиям по бадминтону уделялось повышенное внимание.
И конечно же, с особым усердием шёл процесс обучения по основной воинской специальности - механик авиационного вооружения. Учили нас на самолётах прифронтовой авиации ИЛ-28, а также новой истребительной лётной технике МИГ-15 и МИГ-17. Совершенство этих крылатых машин и понимание, что мы - будущие механики по обслуживанию самой современной техники, наполняло нас гордостью и повышало ответственность в постижении необходимых для этого знаний и навыков. Ведь на истребителях этой модификации летали кумиры нашего времени - военные лётчики, а ныне космонавты первопроходческого поколения.
Конечно же, были и традиционные встречи с ветеранами! И об одной из них, запомнившейся на всю жизнь, считаю своим долгом рассказать…
К нам в часть пришёл генерал-лейтенант авиации Николай Александрович Соколов-Соколёнок. В прошлом - активный участник и герой гражданской войны в борьбе за Советскую Власть. Энергичный, небольшого роста, удивительной судьбы человек, с неимоверно большим количеством боевых орденов и медалей на кителе, он сразу завладел вниманием солдат, образно рассказывая о своей боевой кавалерийской молодости. Забавно демонстрировал на сцене, как вездесущие вши доставляли много хлопот бойцам, и числились в сознании красноармейцев врагами не меньшими, чем противник. Обращаясь к залу, он спрашивал:
- Как вы думаете, что я сделал, когда гражданская война закончилась, и я слез с лошади?.. Правильно! Пошёл учиться. Меня лично напутствовал В.И. Ленин. Врут те, которые говорят, что всё достаётся головой!
С этими словами он похлопывал себя пониже спины:
- Именно этим местом, упорным трудом, давая себе на отдых не более четырёх часов в сутки, я упорно учился новому, открывая для себя и впитывая мир знаний. Оставив в прошлом «полёт» своего преданного скакуна по донским степям, я постиг реальный полёт стальных машин не только в небе своей Родины, но и в небе Испании, всецело посвятил свою жизнь развитию военной авиации. Вот поэтому я больше всего горжусь не боевыми наградами слева, а правой частью мундира, где отливают серебром ромбические знаки об окончании трёх военных академий.
Он с гордостью посматривал на три эмалированных ромбика на своей груди и продолжал:
- Я и сейчас учусь! На юрфаке МГУ…
Интересным был его рассказ о знаменитом Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года, в котором они принимал участие в составе Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. С волнением и гордостью очевидца закончил генерал свой рассказ о кульминации парада: двух сотнях брошенных фашистских знамён бойцами особой роты к подножью Мавзолея. В Благодарности Николаю Александровичу от имени Верховного Главнокомандующего было подчёркнуто: «за хорошую организованность, слаженность и строевую выучку».
Атмосфера всей нашей обычной повседневной воинской жизни была пропитана ожиданием грандиозного праздника. Но мы не ожидали, что этот праздник коснётся нас непосредственно. На утреннем построении в начале апреля нам объявили, что наша школа будет участвовать в торжественном параде войск округа в Ростове-на-Дону 9 мая и что из нашего состава будут сформированы восемь «коробок» размером 10Х10 человек. Задание у командования было не из лёгких: как из нестроевой части технарей, у которых строевая подготовка бывает раз в неделю, сформировать «живой» геометрически строгий квадрат, способный синхронно пройти строевым шагом на параде, да ещё и с подобающей выправкой!
Через пару дней нам предстояло выехать на место тренировок в военный городок недалеко от Ростова. Подготовка и подгонка повседневного и парадного обмундирования проходили быстро и без проволочек. Всем участникам предстоящего парада досрочно были вручены на построении личного состава школы поимённо, от имени Президиума Верховного Совета СССР юбилейные медали «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» Честно говоря, мы были озадачены. Наш возраст и даты Великой Победы диссонировали в сознании: при чём тут мы? Но в Положении о медали было записано: награждается весь личный состав Вооружённых сил Союза СССР – то есть, лица, состоявшие на 9 мая 1965 года в кадрах Советской Армии. Так, увешанные знаками личных достижений по текущей службе, да ещё с юбилейной медалью на груди мы представляли из себя уже впечатляющее зрелище настоящих защитников Родины. Осталось научиться подобающим образом, красиво, по-молодецки, как один, синхронно промаршировать по площади…
Теперь, когда я со стороны наблюдаю парад войск или просто – слаженно шагающую «коробку» военнослужащих, вспоминается и мой давний собственный опыт в постижении премудростей четкого парадного строя. Я знаю, какой ценой это достигается.
…До 9 мая оставался месяц. Нас разместили вблизи аэродрома в пригороде Ростова. За все три года моей службы не припомню, чтобы время тянулось так медленно и томительно. Слово «вымуштровать» приобрело для нас за этот период конкретный, осязаемый смысл. Нужно было до бессознательного автоматизма довести выполнение необходимых коллективных действий в строю. Ежедневно на строевую выучку выделялось шесть часов: два - после завтрака, два - после обеда, и два - после ужина. Однообразие, непривычные физические нагрузки в сочетании с жёсткими дисциплинарными требованиями поначалу сильно выматывали. Но спустя пару недель мы с ребятами втянулись в процесс, и время от подачи команд до исполнения их строем заметно сократилось.
Далее пошло оттачивание деталей в достижении синхронности движения всех «коробок». Окружные начальники регулярно проверяли именно эту степень готовности и учиняли нешуточный «разгон» нашим непосредственным командирам, не стесняясь в выражениях и не заморачиваясь тем, что делают это в присутствии рядового состава.
Но польза от столь жесткого подхода к делу со стороны командования вскоре не замедлила сказаться…
Утро 9 мая предвещало жаркий день. Мы ехали в Ростов-на-Дону в электропоезде. Шумно и весело доводили свой внешний вид до кондиции. Прошла команда всем ослабить подковки на сапогах. Сразу вспомнились слова из песни Булата Окуджавы: «Вы слышите, грохочут сапоги…»
По городу - к Театральной площади, где должны были проходить праздничные торжества и военный парад, шли уже пешим строем. Горожане, одетые по-летнему, шли вместе с нами двумя параллельными потоками по обе стороны улицы и всячески приветствовали нас. Атмосфера ликования, особое тепло, которое исходило от этой людской реки, были трогательны и искренни. Я шагал и ловил себя на мысли, что идём-то мы по городу, где ещё не заросли раны от войны и цена радости от праздника здесь своя, иная, нежели в у нас в Сибири.
Шествие колоны из восьмисот солдат притягивало внимание окружающих не только громким цоканьем сапог, но и внушительной молодой силой. Перед нашим выходом на Театральную площадь для построения население буквально осыпало нас букетами полевых весенних первоцветов! Это было крайне трогательно, неожиданно и выглядело точно как в кадрах кинохроники, где запечатлены встречи мирных жителей с долгожданными освободителями.
Сам парад мне запомнился малозаметными, невидимыми со стороны деталями. Высокое напряжение колонн при команде «Смирно!»… Стоять, не шелохнувшись, под палящим солнцем нужно было очень долго – до окончания прохода знамённой группы. Это испытание физически не все смогли выдержать. В военном оркестре двое музыкантов упали в обморок, в нашей колоне произошёл такой же случай. Но настроения нам это не испортило!
Дождавшись своей очереди на прохождение, мы, окрылённые общим внутренним порывом показать себя (ведь это Театральная площадь!), не прошли, а пролетели по отработанному алгоритму, не замечая в этот миг ничего, кроме единого дыхания строя. Завершение нашего марша было восторженным. И потому, что командиры были нами довольны, и потому ещё, что наш эмоциональный подъём слился с восторгом наблюдавших за парадом горожан. Значимость происходящего и осознание собственной причастности к событию такого масштаба понимаешь только со временем.
…Мои собственные восемьдесят лет встретятся 9 мая с восьмидесятилетием Победы. Мы с ней - ровесники! И как ровесники вместе с огромной родной страной обязательно помянем наше Бессмертное Воинство в этот святой для всех нас День!
Василий СКОСЫРСКИЙ
НОВОСИБИРСК
НА ТИТУЛЬНОМ ФОТО:
Парад на Театральной площади г. Ростова-на-Дону 9 мая, 1965 г.