Главная Политика Виктор ЛЕОНОВ: "МЫ РАБОТАЛИ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ!"

Виктор ЛЕОНОВ: "МЫ РАБОТАЛИ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ!"

Виктор ЛЕОНОВ: "МЫ РАБОТАЛИ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ!"

   Если бросить взгляд назад – в совсем недавнее прошлое – и оценить, что же было главным событием в бурной политической жизни Новосибирской области последнего пятилетия, то споров, наверное, не будет. Да, вынужден был подать в отставку после волны народных протестов губернатор Владимир Городецкий. Да, появился новый руководитель региона, до того в нем вообще ни разу не бывавший. События, конечно, заметные, но гораздо более важным по значимости для региона является новый образ Законодательного собрания Новосибирской области.

   Понятие «региональный парламент» долгие годы было фигурой речи, а сейчас вдруг обрело плоть и кровь. Без участия депутатского корпуса не принимается ни одного значимого решения. Андрей Шимкив и его коллеги добились того, что наш региональный парламент не является пятым колесом в телеге известно чего, а стал силой, с которой не просто считаются, но силой, без которой ничего не происходит.

   Такой рывок достигнут не только благодаря слаженной работе нового депутатского корпуса, но еще и потому, что в своей деятельности депутаты заксобрания опираются на опыт своих предшественников. С 1998 по 2005 годы председателем Новосибирского областного Совета депутатов был Виктор Васильевич Леонов. Неизменно корректный и выдержанный, он пользовался большим уважением коллег-депутатов. И не случайно, что в 2005 году Леонов стал членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — представителем Новосибирского областного Совета депутатов в Совете Федерации, работал заместителем председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике.

  Виктор Леонов и сегодня в строю: он возглавляет областную ветеранскую организацию. А наш разговор – о том времени, когда все очень быстро менялось, о том, что нынешний депутатский корпус взял у своих предшественников:

– Вы возглавили облсовет в очень интересное время. Как принято говорить, страна поменялась!

– Мы оказались в новом государстве, но в начале жили по старым законам – еще советским в отсутствии новых. Именно по этой причине многие важные вопросы, имевшие отношение к развитию экономики и социальной жизни, тогда не могли регулироваться. Депутаты все это ощущали, каждый день видели! Вспомним, как на всю страну провозглашалось, что у нас появятся крестьянские фермерские хозяйства и они не только всю нашу большую страну накормят, но еще и будут торговать излишками по всему миру. Но кто задался вопросом: а как обеспечить их становление? Как регулировать нормативные вопросы поддержки этого движения?

  Очень многие занялись созданием и развитием  фермерских хозяйств, при том, что не было ни оборудования, ни площадей, ни финансов. Такая ситуация могла закончиться очень печально, потому и требовалось быстро создавать новые законы. И мы в Новосибирской области их создавали даже с опережением, когда еще не было норм регулирования на федеральном уровне.

– К слову, о селе. Ситуация ведь была очень непростая.

– По сути дела мы вынуждены были спасать село. Не было финансовых ресурсов, горючего, семян, удобрений. Наши алтайские соседи пошли по пути банковского кредитования и  каждому хозяйству стали выдавать кредиты. Чем это закончилось, мы прекрасно знаем… А мы пошли другим путем – создали Продовольственную корпорацию. За бюджетные деньги покупали горючее, семена и удобрения и выдавали хозяйствам по договорам в счет продукции, которую они в будущем произведут. По сути, область взяла на себя ответственность за хозяйства. И этот шаг в то время был спасительным для населения области!

– Получается, что самим приходилось разрабатывать законы без оглядки на федеральный центр?

– Конечно, регионы должны руководствоваться федеральным законодательством. Но как быть в ситуации, если его просто нет?! Мы не ждали и принялись за разработку регионального законодательства! Во многих сферах центр тогда еще не разработал нормы регулирования, но мы-то должны были жить, развиваться. Тому же селу нужно было обеспечить жизнедеятельность – а как без этого?!

– Депутаты использовали опыт предыдущих созывов?

– Сама по себе форма работы ведь не изменилась. И не случайно, что наш областной совет сохранял свое название до 2010 года. Но нужно помнить, что другая была тогда форма государственного управления. Были исполнительные комитеты того или иного органа, выбираемого населением на всех уровнях: район, город, область…

– Но раньше депутатов все-таки избирали иначе. Не так ли?

– Кто бы что ни говорил сегодня, но у нас избирали депутатов демократично. Не было такого, чтобы мандаты депутатские покупались. Ведь решали сначала, кто достоин идти на выборы, советовались с обществом. А еще обязательно учитывался профессиональный фактор. Если, скажем, шел кто-то от трамвайно-троллейбусного управления, то все понимали, что человек будет защищать интересы транспортной отрасли в целом и ее многотысячного коллектива. Очень правильное было выражение «отстаивать интересы» – именно это было главным в работе депутата.

– Сложно было увязывать разные интересы?

– Сессии в начале второго созыва проходили очень бурно, но я нашел форму взаимодействия, чтобы улучшить КПД депутатской работы. Основные вопросы мы стали выносить сначала на заседания комитетов, куда приходили  представители областной администрации.  А накануне сессии я приглашал руководителей депутатских объединений и мы по сути дела рассматривали возможный ход предстоящей сессии, продумывали, что и как должны решать. Тем самым сводили до минимума возможность для некоторых покрасоваться у микрофона перед камерами. Мы обсуждали проблемы, понимая, что их нельзя заболтать – их обязательно надо решать.

– Как тогда складывались отношения с исполнительной властью? Ведь эта тема во все времена актуальная.

– Исполнительная власть без законодательного подтверждения своих инициатив не сможет добиться успеха. Нужна соответствующая законодательно-нормативная база, обеспечивающая финансовыми ресурсами исполнение той или иной идеи. Например, когда мы принимали закон о Продовольственной корпорации, то детально в нем прописывали, кто и чем должен заниматься.

  Во втором созыве мы с Виталием Петровичем Мухой определили, как будем взаимодействовать. Так появилось постоянно действующее совещание из заместителей главы областной администрации и начальников управлений, а также председателей комитетов и заместителей председателя облсовета.  Заседания проводились ежеквартально. На них рассматривали и план социально-экономического развития, и бюджет. Здесь все предварительно обсуждали, а потом уже шла работа в комитетах и комиссиях.

– Когда Муху сменил Толоконский, что-то изменилось?

– Виктор Александрович не только эту схему не отменил, но еще и дальше развил. Если раньше заместители глав могли увильнуть от прямого разговора, сославшись на неотложные дела, то теперь для них общение с депутатами стало обязанностью. Приходилось приходить на комитеты и убеждать, доказывать свою правоту.

– Четверть века – дата серьезная! Вы видите преемственность в работе депутатского корпуса?

– Форма организации совместной деятельности законодательной и исполнительной власти появилась в первом и втором и развивалась в третьем созывах. Традиции живут и это правильно! Сейчас сессии Законодательного собрания проходят за 2-3 часа, поскольку им предшествует тщательная подготовка. Используется та методика, которую мы когда-то создавали, и это, конечно, не может нас не радовать. Преемственность – очень важная вещь!

  Что получилось за эти 25 лет? Получилось то, что и должно было получиться! Если федеральная власть какие-то вопросы не решала, то эти вопросы должны были решать субъекты федерации. По одной простой причине: жить-то надо! Потому мы и принимали свои законы на опережение, и даже инициировали принятие федеральных законов. Местное самоуправление развивалось, но у нас в области была своя форма его организации. После принятия 131 ФЗ мы должны были её изменить. И тогда, чтобы на год раньше нам разрешено было перейти на новую систему местного самоуправления, внесли поправку в Федеральный закон. Конечно, и в наше время проблем хватало, но мы понимали, что районы тоже должны принимать решения на территории.  Система, заложенная в 1995 году, как раз и позволяла это делать. Была обратная связь, что очень важно. А сейчас местное самоуправление оказалось без ресурсов, так как источники финансирования были определены неправильно.

  Напомню, что в   те годы мы приняли Закон о наказах избирателей. Он нам позволил напрямую работать с населением, видеть проблемы и находить решения. Мы одними из первых в России подписали тройственное соглашение: Счетная палата РФ, наша Счетная палата и областной совет. Речь шла о взаимодействии – и потом по этому пути пошли и другие регионы. Счетная палата РФ даже создала Ассоциацию контрольно-счётных органов и началась активная работа. Это была новая система взаимодействия, которая позволяла контролировать использование бюджетных средств на местах, а также контролировать федеральные средства, которые использовались на территории Новосибирской области.

– Есть такая точка зрения, что именно авторитет депутатского корпуса региона способствовал тому, что в разное время его представители возглавляли комитеты верхней палаты российского парламента.

– Анатолий Павлович Сычёв и я возглавляли в Совете Федерации в разное время Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике и Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Это было не только почетно, но еще и большая ответственность. Я и сегодня внимательно слежу за работой депутатского корпуса и могу сказать, что наши депутаты по-прежнему на высоте!

Беседовал Владимир КУЗМЕНКИН

Фото автора

23 мая 2019

Комментарии (0)