Главная Происшествия А НЕ ВЕРНУТЬ ЛИ НАМ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ АЛИМЕНТОВ

...А НЕ ВЕРНУТЬ ЛИ НАМ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ АЛИМЕНТОВ?!

А НЕ ВЕРНУТЬ ЛИ НАМ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕУПЛАТУ АЛИМЕНТОВ

   В Главном управлении Минюста России по Новосибирской области прошел круглый стол на тему «Защита прав несовершеннолетних при взыскании алиментов».

 Задолженность по алиментам в Новосибирской области, по данным судебных приставов, сегодня превышает 2,7 миллиарда рублей. Усугубляет проблему нежелание большинства алиментщиков выплачивать своему ребенку достойную сумму, показывать свои реальные доходы.

  Эти и другие проблемы, с которыми сталкиваются при взыскании алиментов граждане, в одиночку воспитывающие детей, а также судебные приставы, органы опеки и попечительства, другие уполномоченные органы и службы, сами плательщики алиментов, в ходе круглого стола предметно обсудили эксперты в области права.

  В мероприятии под председательством начальника Главного управления Минюста России по Новосибирской области Александра Плотникова приняли участие уполномоченный по правам человека в Новосибирской области, представители аппарата уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области, Прокуратуры Новосибирской области, Новосибирского областного суда, Главного управления МВД России по Новосибирской области, министерства социального развития Новосибирской области, комитета опеки и попечительства мэрии г. Новосибирска, Новосибирского юридического института, регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Новосибирской Митрополии Русской Православной церкви, общественных организаций.

  С докладами на круглом столе выступили начальник отдела координации деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России Главного управления Минюста России по Новосибирской области Е.В. Замыслаева, заместитель руководителя УФССП по Новосибирской области Э.В. Бабков, судья Новосибирского областного суда Г.П. Шостак, помощник Уполномоченного по правам ребенка в Новосибирской области М.В. Бакотина, помощник начальника ГУФСИН России по Новосибирской области по соблюдению прав человека в УИС В.Б. Колпакова, начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Новосибирской области Н.П. Копылова, заместитель начальника отдела ГУ МВД России по Новосибирской области Н.Е. Базылюк, председатель комитета опеки и попечительства мэрии г. Новосибирска Я.Ю. Малашенко, консультант управления опеки и попечительства министерства социального развития Новосибирской области Е.И. Тростникова, доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института - филиала Томского государственного университета Н.С. Карцева.

  Решение о проведении во всех регионах Сибирского федерального округа круглых столов на данную тему принял Координационный совет при Главном управлении Минюста России по Новосибирской области 26 марта текущего года при обсуждении основного вопроса повестки дня Совета – «Защита конституционных прав человека и гражданина».

  Отметим, что в 2014 году на исполнении судебных приставов Сибирского федерального округа находилось более 308 тысяч исполнительных производств о взыскании алиментов (в Новосибирской области – более 31 тысячи), должниками исполнено добровольно всего 6273 исполнительных производства, тысячи должников в округе привлечены к уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов.

  В 2014 году по судебным решениям судебных приставов округа о взыскании алиментов временно ограничены в выезде из Российской Федерации более 62 тысяч должников, в результате применения этой меры в полном объеме выплачена задолженность по почти 2 тысячам производств в размере около 300 млн. руб.

  Каждый из экспертов предложил в ходе работы круглого стола свои рекомендации, специальные меры и механизмы, позволяющие эффективно обеспечить защиту прав несовершеннолетних и их законных представителей при взыскании алиментов.

  В Семейном кодексе Российской Федерации закреплено право несовершеннолетних детей на получение алиментов. Однако не всегда на практике возможна реализация этого права из-за сокрытия плательщиками алиментов реальных доходов и мест их получения, а также иных обстоятельств. В ходе круглого стола эксперты предложили заняться правовым просвещением взыскателей алиментов и популяризировать, в частности, применение статьи 83 Семейного кодекса Российской Федерации «Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме».

  Применение данной статьи при отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов на несовершеннолетних детей и в случаях, если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок, если у него отсутствует заработок или взыскание алиментов в долевом отношении к заработку существенно нарушает интересы одной из сторон, позволяет суду определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой денежной сумме.

  Данная мера предоставляет возможность уйти от унизительной для несовершеннолетнего ребенка и воспитывающего его родителя, ситуации, когда плательщик алиментов предоставляет справку о минимальном размере оплаты труда или о зарплате ниже МРОТ, и выплачивает своему ребенку копейки, которых не может хватить не только на питание и одежду, но и на полноценное развитие ребенка, предусматривающее траты на посещение культурных мероприятий, занятия спортом, покупку учебников, книг, поездки и так далее.

  Все предложения участников круглого стола в ближайшее время будут систематизированы и предложены вниманию общественности и органов государственной власти.

  В последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов России стало обеспечение благополучного и защищенного детства.

  В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства.

  Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указе Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации.

  Необходимость приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних обусловлена тем, что эти лица обычно являются наиболее слабыми участниками семейных отношений, они уязвимы как в силу возраста, так и в силу состояния здоровья.

  Для защиты прав детей государством разрабатываются меры по обеспечению регулярности выплат алиментов, достаточных для содержания детей, в том числе посредством создания государственного алиментного фонда.

  Однако до настоящего времени не разработан Федеральный закон, предусмотренный Государственной программой «Юстиция» о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации, направленный на установление порядка определения судом размера алиментов исключительно в твердой денежной сумме с учетом размера прожиточного минимума ребенка в соответствующем регионе, потребностей конкретного ребенка, его состояния здоровья, уровня содержания ребенка, а также на закрепление процедуры ежегодной индексации размера алиментов с учетом уровня инфляции.

  Главным управлением Минюста России по Новосибирской области проведён анализ сведений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, входящих в состав Сибирского федерального округа, за последние 5 лет (2010-2015) об исполнительных производствах о взыскании алиментов.

  Анализ показал, что в целях повышения эффективности фактического исполнения документов о взыскании алиментов судебными приставами:

  - ограничивается право выезда должников;

  - производится розыск должника, его имущества;

  - производится реализация арестованного имущества;

  - применяются меры уголовного и административного воздействия.

  Однако, несмотря на изменения в законодательстве в части ужесточения ответственности за ненадлежащее исполнение алиментных обязательств, предусмотренной статьей 157 УК РФ, привлечение должника к уголовной ответственности не стало фактором, побуждающим к погашению задолженности.

  Лица, злостно уклоняющиеся от выполнения своих алиментных обязательств, в большинстве случаев являются безработными и привлекаются к уголовной ответственности, имея большую денежную задолженность по данным обязательствам, которую они не в состоянии погасить.

  Такие лица, даже когда в отношении них вынесены обвинительные приговоры за злостное уклонение от уплаты алиментов, продолжают уклоняться от исполнения судебных актов.

  Таким образом, в настоящее время недостаточно отработан механизм привлечения должников к уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, а наказание за данное преступление, предусмотренное действующим законодательством, хоть и является соразмерным степени его общественной опасности, не обеспечивает восстановление прав и законных интересов детей, не всегда становится превентивной мерой в совершении нового преступления.

  До настоящего времени в правоприменительной практике отсутствует единообразный подход к квалификации признака злостности. Указанный признак носит оценочный характер, что вызывает проблемы при доказывании данного признака в процессе уголовного судопроизводства.

  Особенности исполнения имеют и исполнительные документы о взыскании алиментов в пользу воспитанников государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, состоящих на учете в органах, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

  Основной задачей круглого стола было выявить все проблемные вопросы в сфере защиты прав несовершеннолетних при взыскании алиментов и выработать пути решения существующих проблем.

Пресс-служба Главного управления

Минюста России по Новосибирской области

13 апреля 2015

Комментарии (0)