Интервью
архив новостей
Что происходит с Иртышом? Китайский фактор
Полтора часа шло обсуждение по нескольким важным темам: что происходит с важнейшим притоком Оби? Почему опасна неконтролируемая водно-хозяйственная деятельность Китая, которая несет угрозу загрязнения и обмеления Иртыша? Наконец, какими последствиями все это грозит для экономики и экологии России?
На круглом столе прозвучали весьма интересные выступления по нескольким большим темам, каждая из которых достойна отдельного обсуждения. Сегодня хотелось бы обсудить проблему, которая прямо касается международных отношений: насколько важен в вопросе о будущем Иртыша «китайский фактор»? Мы приводим фрагменты из выступлений сибирских ученых, прозвучавших на круглом столе, относящихся к данной теме...
Из доклада доктора исторических наук, заведующего кафедрой гуманитарных основ государственной службы Сибирского института управления – Филиала РАНХиГС при Президенте РФ, профессора Валерия Демидова «Гидрополитика и водопользование в бассейне Иртыша: проблемы и угрозы»:
"Исток Иртыша, как известно, находится в Монгольском Алтае. По Китаю он протекает 600 км., по Казахстану - 1835 км. и по России - 2010 км. Весь объем воды в Иртыше 33,5 куб. км. Черный Иртыш, т.е. Иртыш до оз. Зайсан, формирует треть водостока. До 1990-х годов из его объемов КНР забирала – от 1 до 1.5 куб. км. воды, Казахстан – 3,8 куб. км., до России доходило – 0,43 куб. км. В 1994 г. в КНР началось строительство Иртыш-Карамайского канала длиной в 300 км. Он забирает 20% стока или 1,5-2 куб. км. воды, а в перспективе 4 куб.км. Его мощность оценивается до 5 куб. км. Вода уводится также и в оз. Улюнгур. Утверждают, что забор воды в таких объемах грозит низким ее уровнем в районах ГЭС, кризисом поливного земледелия и падением добычи рыбы. Говорят и о реальной опасности опускания грунтовых вод за 10 лет на 10 м и прочих бедах для экосистемы, если забор будет более 1.5 куб. км. Думается, что положение дел и водопользование в иртышском бассейне во многом зависят от состояния Черного Иртыша и взвешенной китайской гидрополитики. Однако здесь много проблем и нюансов. Прежде всего, это вопрос стартовых возможностей КНР в промышленности и технологической сфере. Пока же в КНР на единицу ВВП потребляется воды в 3-4 раза больше, чем в среднем в мире, а в промышленности в 5-10 раз больше по сравнению с развитыми странами. Повторно используется только 50%, теряется в водопроводах 20 %. Коррупция в КНР привела к срыву планов по введению в действие экологических норм на воду. Итог - в 90% китайских городах загрязнены водные пласты.
Водоисток Черного Иртыша расположен в Синьцзян-Уйгурском автономной районе КНР. На сей день СУАР имеет водные ресурсы для 18 млн. чел., а население уже достигло 20 млн. чел. В 2000 г. китайскими властями была разработана и принята Стратегия освоения СУАР. По ней к 2030 г. планируется довести население с 20 млн. чуть ли не до 100 млн. чел. Естественно, возникнут колоссальные нужды в воде. К тому же у ханьцев, по сравнению с мусульманами-уйгурами, иной крен в сельскохозяйственном производстве, связанный со свиноводством и кормовой базой для него. Идет полным ходом решение этой проблемы. К 2012 г. вовсю действует канал Черный Иртыш-Карамай с ответвлением на оз. Улюгур, а также строится канал Иртыш-Урумчи для снабжения Таримского нефтегазового бассейна, где сосредоточены до 30% запасов КНР. Сегодня этот канал орошает 600 тыс. га, а будет 2 млн. га.
Теперь просто подсчитаем, из общего стока Черного Иртыша в 9 куб. км. будет использоваться в связи со стратегией развития СУАР 8 куб. км. Остальным значит останется 1 куб. км. Между тем, экологи полагают, что 30 %, т.е. 3 куб. км. составляет неприкосновенный экологический запас. Дальше катастрофа. Добавим сюда проблемы р. Или. Ее сток из того же Китая уменьшился на 40%. В 2007 г. Казахстан предложил льготный продовольственный кредит на поставку продуктов в течение 10 лет в обмен на увеличение квоты воды для Балхаша, но китайцы отказались.
Абсолютно правы те, кто утверждает, что насущные проблемы водопользования можно решить при помощи дипломатии и переговоров. Сегодня в мире принято не менее 400 соглашений о воде. В центре их Хельсинкская конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер от 1992 г. Общий дух ее – справедливое распределение и экологические обязательства. К сожалению, Пекин ее не ратифицировал до сего времени. Правда были переговоры трех сторон по созданию совместной программы по использованию вод, но реальных результатов не достигнуто. В принципе Кахахстан имеет договоренность с КНР, что экологи на границе будут брать пробы, а китайцы будут устранять загрязнения. Но нет механизма исполнения и все заканчивается в лучшем случае извинениями и клятвенными заверениями о дружбе. К тому же с 2011 г. китайцы перестали давать информацию о состоянии воды соседям.
Никто не оспаривает тот факт, что власти КНР по Хельсинкской конвенции являются владельцами стока, но должны им распоряжаться рационально. По международным соглашениям каждая страна может забирать 50% воды из рек, которые протекают по ее территории. Однако достигнутые с КНР договоренности не содержат правового инструментария устранения негативного воздействия на воднную среду и возмещение ущерба. В дипломатическом противоборстве есть свои интересы и нюансы. КНР считает, что Черный Иртыш расположен частично в Казахстане, а не в России. Следовательно, это предмет двухсторонних переговоров. Вопрос о трансграничном водопользовании неоднократно поднимался на саммитах ШОС и в обших фразах фиксировался в их итоговых документах. Последний раз обсуждался на соответствующих подготовительных мероприятиях зимой 2013 г. Но Пекин уходит от конкретных обязательств. В двухсторонних переговорах с Астаной силы не равны. Достаточно сказать, что соотношение 16 млн. чел. против 1,5 млрд. чел. наводит на определенные размышления. Вдобавок китайцы широко используют так называемую «мягкую силу» во внешнй политике, т.е. валютные запасы, крепкий юань и успехи модернизации для продвижения своих интересов".
Из доклада доктора исторических наук, старшего научного сотрудника Института истории СО РАН Натальи Аблажей «Река Иртыш: подходы России, Казахстана и Китая»:
"Уникальность реки Иртыш:
1) Иртыш - самая длинная река-приток в мире (на втором месте — Миссури). У Иртыша 19 притоков: Кальджир, Курчум, Нарым, Бухтарма,Ульба, Уба, Кызылсу, Чар, Тобол, Омь, Тара, Уй, Шиш, Ишим, Оша, Чаган, Конда, Усолка, Вагай.
2) Трансграничная река. Протекает по территории трех стран: Китая (525 километров), Казахстана (1 700 километров) и России (2010 километров). Площадь бассейна 1 643 тысяч квадратных километров.
3) Иртыш приток Оби и вместе с Обью — самая протяжённая река России. Вторая (после Янцзы) по протяженности река в Азии (7 в мире).
4) Иртыш - источник пресной воды в Азии
5) Иртыш - уникальный естественный транспортный коридор, в первую очередь для России. От Тобольска, где река становиться в полном смысле судоходной, идут пути в 4-х направлениях: на Север — к океану, на Восток — в Восточную Сибирь, на Юг — к Казахстану и Центральной Азии и Западному Китаю,на Запад — в Европейскую Россию.
6) По Иртышу большое количество объектов экологического, геологического и исторического туризма.
…Водоотводы. В последнее время в этом направлении активен очень Китай, хотя водные ресурсы Черного Иртыша на территории Китая невелики. С 2000 г. эксплуатируется канал «Чёрный Иртыш —Карамай». Официально Китай отбирает более 2 км³ в год. Канал длиной 300 км и шириной 22 км (берет 26 % водности Иртыша). Использует уже треть объема стока. Часть стока Чёрного Иртыша поступает в озеро Улюнгур, в результате чего площадь озера за последнее время увеличилась на 200 кв. км. Еще один канал «Иртыш—Урумчи» направлен на водоснабжение Таримского бассейна, где обнаружены крупные месторождения нефти и газа.
Итоги водопользования:
- обеспечение экономики сразу трёх стран; при росте экономической деятельности Китая;
- обмеление;
- прекращение сквозного судоходства - зарегулированность стока;
- изменение климата; происходит просадка русла, экосистема пойм нарушена - старение гидроузлов;
- рост потребности в воде;
- тенденция к росту антропогенной нагрузки.
Еще одна проблема - загрязнение. Причины:
1) высокая концентрация промышленных предприятий и городских англомераций;
2) добыча и производство цветных металлов в зоне формирования основной части стока;
3) неучтённые промышленные сбросы;
4) потребность в рекультивации старых хвостохранилищ; нерешенной остается проблема скопления ртути и ее солей под Павлодаром;
5) Иртыш несёт в себе суммарный объём радионуклидов в результате ядерных взрывов на полигоне Лобнор (КНР) и Семипалатинского полигона (РК).
6) Происходит падение качества воды за счет старения гидроузлов.
Возникает два вечных вопроса: кто виноват и что делать?
И Россия и Казахстан сегодня требуют от Китая взаимодействия и учета не только собственных интересов в водной политике. К 2020 г. к завершению реализации проекта 635 Китай будет брать 50% стока. Каковы последствия?
1) Полностью прекратится судоходство по Иртышу.
2) Иртышский каскад ГЭС на 50% снизит выработку электричества.
3) Произойдет снижение уровня Бухтарминского водохранилища.
4) Нарушится природное равновесие на Зайсане и Балхаше.
В переговорном процессе доминируют вопросы водопользования, а не рационального использования водных ресурсов. Есть международная практика в области регулирования в области регулирования вопросов трансграничных рек. В международном праве основными документами такого рода являются Конвенция об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.) и Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 г.). Именно международное законодательство, основанное на бассейновом подходе, может послужить основой для выработки двух- и многосторонних соглашений.
…Китай подписал конвенцию 1997 г. Китай не присоединился к Конвенции 1992 г. Между странами практикуются только двусторонние соглашения. Китай не вступает в трехсторонние переговоры и не подписывает трехсторонних договоры.
В ходе переговоров пока не удалось выработать позицию по лимиту водозаборов, что является самым главным вопросом для Казахстана. Китай затягивает переговоры о вододелении Итыша. Они уже с 2014г. перенесены на 2016 г.
…К сожалению, нет понимания, что Иртыш не просто ресурс, а главный экологический регулятор в обширном макрорегионе".
Записал Владимир КУЗМЕНКИН
НОВОСИБИРСК