Интервью
архив новостей
О НОВОСИБИРСКЕ - СТОЛИЦЕ И КРАСНОЯРСКЕ - ДЕРЕВНЕ...

Экс-полпред президента в Сибири назвал Новосибирск городом с самым высоким в России потенциалом развития
Бывший полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном круге Виктор Толоконский вступил в заочную полемику с известным российским дизайнером Артемием Лебедевым, который вот уже несколько лет раскручивает тему превосходства Красноярска над Новосибирском, отказывая последнему в неофициальном статусе «столицы Сибири». Выступая в подкасте группы «Амбассадор Сибири» (https://vk.com/za_kamnem?from=search&z=video-225061638_456239087%2Fvideos-225061638%2Fpl_-225061638_-2), политик, в разные годы возглавлявший как Новосибирскую область, так и Красноярский край, заметил, что «по потенциалу» Новосибирск превосходит не только Красноярск, но и ряд других российских городов, включая Москву и Санкт-Петербург.
«Поверьте моему опыту, Новосибирск от Красноярска очень сильно отличается именно столичностью, – заметил политик. – Красноярск – это сибирский город, Новосибирск – это не Сибирь, Сибирь он только географически. Новосибирск – молодой столичный город».
В беседе с интервьюерами группы «Амбассадор Сибири» Виктор Толоконский призвал не уподобляться дизайнеру Артемию Лебедеву, уже несколько лет настойчиво и методично троллящему город на Оби. «Еще раз говорю, – заявил экс-полпред президента России в СФО, начинавший свою политическую карьеру в качестве мэра Новосибирска. – Город – это не здания, город – это люди».
Кроме того, бывший губернатор Новосибирской области и Красноярского края подчеркнул, что в Новосибирске «концентрация науки в сто раз больше, чем в Красноярске». «Красноярск, по сравнению с Новосибирском, деревня, – подытожил беседу Виктор Толоконский. – У каждого города есть потенциал развития. В Новосибирске он самый большой в России. Больше, чем у Москвы, Санкт-Петербурга и даже у Красноярска. Вот и всё».
ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТАМ:
Как вы оцениваете ответ Виктора Толоконского на троллинг Новосибирска со стороны Артемия Лебедева? Добился ли экс-полпред президента РФ в СФО цели остановить неконструктивную критику своего родного города? В заочном споре не перегнул ли палку Виктор Толоконский, назвав миллионный Красноярск «деревней»? Можно ли вообще избежать историй, когда жители разных городов будут троллить друг друга?
Константин ЗИНОВЬЕВ, адвокат, старший преподаватель кафедры гражданского права СИУ-РАНХиГС:
- Штука в том, что Лебедев и Толоконский сравнивают с Красноярском разные Новосибирски.
Лебедев сравнивает то, что дают ему все пять чувств. Видит он довольно серый и неумытый город, слышит он звук нескончаемой автотрассы (попробуйте послушайте наш город с закрытыми глазами). Запах дерьма из свинокомплексов буквально недавно перестал преследовать нас. Да и на вкус Новосибирск так себе – с гастрономической культурой у нас тоже не фонтан. Ну а как мы осязаем сейчас уже неделю заваленный снегом и слякотью город, когда на дорогах, а особенно на тротуарах нет уборочной техники – я вообще молчу.
Толоконский же сравнивает виртуальный Новосибирск в своей голове: люди (они, мне кажется, везде одинаковые – и хорошие, и плохие), науку (о наличии которой нам вроде известно, но её новосибирские достижения для нас terra incognita). Ну и самое главное – «потенциальный Новосибирск». То есть Новосибирск, которого ещё нет, но который, может быть, когда-нибудь будет. А может и не будет…
Алексей ГОЛОМАЗОВ, политический аналитик, автор ТГ-канала «Государь»:
- Риторика Артемия Лебедева объясняется очень просто: Красноярск регулярно приглашает его на различные мероприятия, и, наверное, не бесплатно. Возможно, и какие-то контракты с его студией есть. Может быть и Новосибирску, по большому счёту, стоит задуматься о том, чтобы его пригласить. Для имиджа лишним это не будет. А вступать в заочную полемику – бессмысленное занятие, это лишь подогревает интерес к теме и кормит интернет-троллей.
Есть объективные показатели столичности: расположение федеральных органов власти, научных институтов и многое другое. Тут Красноярск явно проигрывает, но сравнивать его с деревней – уже чересчур. Город на Енисее серьёзно развился за последние годы, особенно после отъезда оттуда Виктора Толоконского.
Новосибирск действительно впереди. Но потенциал, о котором говорит Виктор Александрович, ещё нужно реализовать. И проблем действительно много. Столица Сибири пережила период застоя, и сейчас надо наращивать темп.
Нужны совместные усилия городских, областных властей, а также депутатов Госдумы. Для роста нужны деньги. Бюджет той же Москвы превышает 5 триллионов рублей – это 1/8 бюджета всей России. Возможно, стоит задуматься над более справедливым распределением средств между регионами. Но это уже другой вопрос, более глобальный.
Пока надо смотреть на ситуацию трезво, исходя из имеющихся средств и возможностей. И не надо себя ни с кем сравнивать, ни с Москвой, ни с Красноярском. У Новосибирска свой путь – это город молодой, ему нужны импульсы для развития и грамотная стратегия.
Долгое время город формировался по большей части вокруг Центра. Сейчас мэрия реализует перспективный проект «Город без окраин», предусматривающий комплексное развитие территорий. Необходимо создавать комфортную городскую среду, развивать пространства. Новосибирск лишь в начале пути.
Федор ГРИГОРЬЕВ, журналист, председатель клуба «За огненные строки»:
- Занятно, что именно Виктор Толоконский, с правления которого берут начало едва ли не все болячки, по поводу которых не устает язвить знаменитый матерщинник, вступился за Новосибирск. Правда, аргументация экс-мэра, экс-губернатора и экс-полпреда выглядит странной. Он говорит, что Новосибирск по своему потенциалу превосходит все города. Я, например, полностью согласен с такой оценкой, но потенциал – это, строго говоря, нереализованные возможности. В том-то и дело, что знаменитое «географическое положение» Новосибирска, к которому, даже при всей справедливости критики Артемия Лебедева, ведут все пути России, не делает формальную столицу Сибири тем городом, каким она должна быть. Я однажды попытался наложить темпы роста населения дореволюционного Ново-Николаевска на весь последующий период существования города до наших дней. Получилось 12 миллионов. Именно столько должно было быть жителей в нашем городе сегодня, если бы не Гражданская война и не смена политического строя. Я понимаю, линейный расчет в таких случаях вряд ли корректен, но тем не менее «грубый прикид» никто не отменял. И у меня, в связи с этим, вопрос ко всем губернаторам и мэрам Новосибирска, которые правили здесь уже после возвращения капитализма: почему Новосибирск, оказавшись в «родных» рыночных условиях, так и не вернулся на траекторию Ново-Николаевска? Почему потенциал «столицы мира и его окрестностей» так и остался невостребованным? Вместо ответа на этот вопрос приведу факт, с которым мне довелось столкнуться лет пять назад, когда я приехал из Новосибирска в Томск, чтобы несколько часов просто побродить по древнему городу. Так вот, я там не увидел ни одной вывески на английском языке. Ни одной. Это говорит о том, что гигантский Новосибирск рядом с крохотным Томском – деревня. Я не знаю, что откуда берется, но я точно знаю: «каков поп, таков и приход».
Любовь МАЙСНЕР, социолог, исследователь, маркетолог. Руководитель ООО Исследовательские практики Маркетинг+Консалтинг:
- Чтобы не делать поверхностные выводы, послушала полтора часа подкаста. Мне было интересно – хотелось дослушать до конца)) Как мне кажется, фразы Толоконского В.А. выдернуты из контекста, а дополнительное упоминание А. Лебедева, видимо, использовано, чтобы постимулировать дискуссию на противопоставлениях «ругаем наш город или хвалим, занимаем одну сторону или другую» (в ходе беседы его фамилия прозвучала мельком, без цели продолжить или закончить заочную полемику).
Я бы отметила, что цитата про «Красноярск – это деревня» также вне общего восприятия беседы лишь натравливает читателей на злые комментарии, хотя на самом деле это лишь эмоциональная метафора для демонстрации разницы потенциалов Новосибирска и Красноярска, но на всем протяжении подкаста было высказано очень много комплиментов и городу, и его жителям.
В целом, Виктор Александрович дал конкретные критерии, по которым он сравнивал «потенциалы» сибирских городов и с ними сложно не согласиться.
Да, проблема в том, что этот потенциал в настоящее время не реализован в той степени, как хотелось бы, но тут можно долго спорить, кто виноват и что делать.
Не каждая пустыня с выходом в океан превратилась в Дубай, тут требуется пересечение многих факторов, интересов, финансовых потоков. К сожалению, только энтузиазма жителей и работы региональных руководителей недостаточно для развития потенциала Новосибирска, нужна заинтересованность федеральной власти (при текущем состоянии политической ситуации). Яркий пример – в очень короткие сроки Казахстан превратил Целиноград в столичный город (была в Астане в мае этого года – от Целинограда там очень мало осталось).
Если говорить о большом количестве негатива в сторону Новосибирска, то для многих его жителей (исходя из моего опыта исследований) – это результат отсутствия стратегического взгляда на развитие «сибирской столицы», непонимания его «образа будущего», к которому надо стремиться и элементарного грамотного планирования с понятными и исполнимыми сроками (ну и не запредельными, конечно, новые станции метро новосибирцы мечтают увидеть в ближайшие 3-5 лет, а не через 30-40). Так вот – не мешало бы наш научный потенциал направить на стратегическое планирование, а властный ресурс при поддержке научных изысканий – на лоббирование интересов Новосибирска перед «федералами».
Роман БУБЕНОВ, адвокат, член Общественной палаты Новосибирской области:
- Ответ Виктора Толоконского на критику Новосибирска Артемия Лебедева, свидетельствует о его глубоком и профессиональном знании исследуемого вопроса. Другой вопрос, как огромный и мощный научный и социально-экономический потенциал Новосибирска реализовать в конкретные проекты, которые значительно улучшает качество и уровень жизни горожан и жителей области. Иметь потенциал для развития и последовательно его качественно реализовывать, вот главный критерий в возможных оценках в развитии той или иной территории и региона. Критика в любом случае полезна. При условии, если она носит конструктивный характер. Высказывание Виктора Толоконского о том, что Красноярск – это «деревня», в большей степени своеобразная «аллегория» и не носит какого-либо негативного значения. В любом случае, как говорится в спорах рождается истина и определяются пути для дальнейшего развития и совершенствования.